Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Доводы дозволяющих совершение второй групповой молитвы в мечети




Главным аргументом ученых, считающих дозволенным совершение молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой уже была совершена молитва, является следующий хадис, переданный Абу Са’идом. Он рассказывал: “Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, вошел один человек, а намаз к этому времени уже был совершен. Тогда посланник Аллаха сказал: «Кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с ним”. Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахихуль-джами’» 2652.

На этот хадис опираются ученые, дозволяющие совершение молитвы вторым джама’атом в мечети. Также ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) на вопрос о дозволенности молитвы вторым джама’атом в мечети, привели данный хадис.

Однако большинство ученых, которые придерживаются первого мнения, возразили на этот довод и сказали, что в этом хадисе нет ясного указания на дозволенность или желательность этого. Во-первых, этот случай был исключением, ибо понимание сподвижников указывало на то, что второго джама’ата в мечети, в которой была совершена молитва, в их времена не было. Во-вторых, пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям уже совершившим эту обязательную молитву в первом джама’ате. См. “Сайлюль-джарар” 1/254. И для того человека, который встал совершить молитву за опоздавшим, эта молитва была уже добровольной.[6] А речь идет именно о совершении обязательной молитвы вторым джама’атом опоздавшими. Поэтому этот довод никак не может противостоять тем ясным и четким вышеприведенным аргументам.

Следующий довод второй стороны, это предание от Анаса, в котором сообщается, что когда “он зашел в мечеть, в которой уже совершили молитву, он повелел произнести слова азана и икъамы, а затем они совершили молитву джама’атом”. аль-Байхакъи. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

В этом сообщении также нет указания на дозволенность совершения молитвы в мечети вторым джама’атом. Во-вторых, Анас пошел в противоречие другим сподвижникам и тому, кто был более знающ чем он, а это Ибн Мас’уд. А мнение сподвижника принимается в расчет, если неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников возразил ему или же поступал иначе. И в-третьих, ученые ответили на это тем, что скорее всего эта была мечеть, в которой не было постоянного имама, т.е. это была мечеть как те, что построены на дорогах, на рынках и т.д. где нет постоянного имама и муаззина. См. “Тамамуль-минна” 173.

Таковы доводы обеих сторон.

Несмотря на сильные аргументы второй стороны, все же доводы первой являются убедительнее, поскольку она имеет более четкие и ясные аргументы, а также объясняет и совмещает свои доводы с доводами второй стороны.

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, следует, что в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин, порицается совершение опоздавшими молитву вторым джама’атом. И необязательно, что постоянный имам должен быть один, ответственных за проведение коллективных молитв имамов может быть и несколько. Что же касается молебны (мусалля), в которой нет постоянного имама и муаззина, то не порицается совершение в ней совместной молитвы, будь-то вторым или третьим джама’атом.

Однако если человек знает, что он уже опоздал на первый джама’ат, то все же лучше совершить молитву в мечети, ибо совершение молитвы в мечети лучше, чем совершение ее в любом другом месте. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто совершит омовение для молитвы должным образом и отправится пешком в мечеть на обязательную молитву, чтобы совершить ее вместе с людьми, или в джама’ате, или в мечети, тому Аллах простит его грехи». ан-Насаи 856. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Но если опоздавших несколько и они желают совершить молитву совместно, тогда им лучше им сделать это где-либо в другом месте, пусть даже не в мечети, если есть такая возможность, поскольку так поступил пророк (мир ему и благословение Аллаха), помолившийся со своей семьей, и Ибн Мас’уд, который совершил молитву дома со своими спутниками.

Также следует знать, что людям, опоздавшим по уважительной причине на первый групповой джама’ат, следует совершить эту молитву раздельно, поскольку, если у них была веская причина, то они и так получат награду как за совершение ее в джама’ате, поэтому им не следует совершать ее вторым джама’атом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто тщательно совершит омовение, затем отправится на молитву, тому за каждый правый шаг Аллах запишет благое деяние, а за каждый левый – сотрет прегрешение. Когда же он придет в мечеть и совершит с людьми молитву, то ему будет прощено. А если он придет тогда, когда часть молитвы будет уже совершена, помолится с ними и доделает оставшееся, то ему так же будут прощены грехи. И даже если он придет тогда, когда люди завершат групповую молитву и совершит ее сам, то ему так же будет прощено!» Абу Дауд 1/154, аль-Байхакъи 3/69. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 440.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто тщательно совершил омовение и отправился в мечеть, и застал людей уже совершившими эту молитву, тому Аллах дарует награду, подобную награде тех, кто совершил эту молитву, что ничуть не уменьшит их собственной награды!» Ахмад 2/380, Абу Дауд 564, аль-Хаким 1/208. Имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам ас-Синди сказал: “Внешне эти хадисы указывают на то, что награда за совершение групповой молитвы засчитывается тому, кто стремился к ней. И не уменьшается его награда вне зависимости от того, успел он на нее или нет. Например, тот, кто успел на ташаххуд, подобен тому, кто застал начало молитвы. Достоинства и награда не познаются с помощью умозаключений[7], и нет довода в словах тех, кто противоречит данным хадисам относительно этой темы![8] См. “Миркъатуль-мафатих” 2/130.

Также хочется напомнить, что данную тему ни в коем случае нельзя делать предметом споров и ссор. Это недопустимо, и не следует порицать и обвинять в заблуждении тех, кто будет совершать молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин. Главное, чтобы мусульманин следовал за доказательством, а не за своими страстями, а также не делал и не говорил о религии Аллаха ничего без знания!

 

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров


[1] Среди них Салим ибн ‘Абдуллах, Ибн Шихаб аз-Зухри, ар-Раби’а, Айюб ас-Сахтияни, Ибн ‘Аун, Яхъя ибн Са’ид, Абу Ханифа, Абу Юсуф, Ибн аль-Мубарак, Суфьян ас-Саури, Малик, аш-Шафи’и, аль-Ауза’и, аль-Ляйс ибн Са’д и др. См. “Ахтау аль-мусаллин” 269.

[2] От Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва в моей мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в тысячу раз, кроме Заповедной мечети. А молитва в Заповедной мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в сто тысяч раз». Ахмад 3/343, Ибн Маджах 1406. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани.

[3] В этом хадисе содержится ясный довод на то, что совершение молитв в джама‘ате является обязательным, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) не желал бы сжечь дома по незначительной причине, и оставление групповой молитвы без уважительной причины относятся к числу больших грехов.

[4] Если люди не совершают молитву с первым джама’атом по причине недовольства постоянным имамом, даже если он приверженец нововведений, и ждут пока он закончит, чтобы помолится со своим имамом, то это является еще более запретным. Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были наилучшими людьми в этой общине, молились позади тех, кто был наихудшим в этой общине. Имам Ибн Хазм говорил: “Мы не знаем никого из числа сподвижников, кто запрещал бы совершать намаз за Мухтаром*, ‘Убайдуллах ибн Зайдом и Хаджаджем. И это несмотря на то, что эти трое были самыми нечестивыми из всех нечестивых!” См. “аль-Мухалля” 4/214.

* Мухтар заявлял, что к нему приходит ангел Джибриль с откровением от Аллаха. См. “Фатхуль-Бари” 6/617.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ваши имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам все равно награда, а их ошибка оборачивается против них» аль-Бухари 1/235.

Спросили Хасана аль-Басри о совер­шении молитвы позади человека, придерживаю­щегося нововведений, и он сказал: “Молись, а его нововведения останутся ему”. аль-Бухари 1/238.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Если молящийся знает о том, что имам является приверженцем нововведений, призывающим к нововведениям (бид’а), или явным нечестивцем (фасикъ), и этот имам является постоянным имамом мечети (ратиб), и нет возможности поставить другого имама на пятничные (джум’а) или праздничные (‘ид) молитвы, или это имам, проводящий молитву в день ‘Арафа и т.п., то мусульмане должны молиться за ним. И это является мнением первых (саляф) и последних (халяф) поколений”. См. “Маджму’уль-фатауа”, 23/352.

Что же касается совершения одной молитвы двумя джама’атами, одновременно за двумя разыми имамами в одной мечети, то это запрещено по единогласному мнению (иджма’)! См. “Ахтауль-мусаллин” 273.

[5] Многие мусульмане полагают, что любая групповая молитва превосходит индивидуальную в двадцать пять или же двадцать семь раз, как пришло это в достоверных хадисах. На самом же деле это не так, ибо от саляфов пришло, что в зависимости от положения и совершения групповой молитвы меняется и награда. Так, например, первая молитва в мечети с большим количеством людей будет намного превосходить по награде молитву, например, пятерых, которые молятся у себя дома. Хафиз Ибн Хаджар писал: “От некоторых сподвижников пришло сообщение о том, что двадцати пяти кратная награда за групповую молитву уменьшается в зависимости от места совершения. Са’ид ибн Мансур с хорошим иснадом передал, что Аус аль-Ма’афири спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: “Что ты скажешь относительно того, кто совершит тщательно омовение и помолится у себя дома?” Он ответил: «Это прекрасно». То спросил: “А если он помолится в ближайшей мечети?” ‘Абдуллах ответил: «Это будет приравниваться к пятнадцати молитвам». Тот опять спросил: “А если он отправится в соборную мечеть, чтобы помолиться в ней?” Он ответил: «Это будет подобно двадцати пяти молитвам»”. См. “Фатхуль-Бари” 2/135.

Это был также мазхаб имама аль-Бухари, что в хадисах, в которых сказано о превосходстве групповой молитвы над индивидуальной, является та, которая совершена в мечети. См. “Иршад ас-сарий” 2/26.

Имам Абу Наджим говорил: “Тот, кто совершил групповой намаз со своей семьей, не получает награды джама’ат намаза, если только у него не была веская причина”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 196.

[6] Не дозволено совершать одну и туже обязательную молитву дважды в день. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершай дважды одну и туже молитву!» Абу Дауд 2/39, ан-Насаи 1/162. Имам Ибн Хазм, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

[7] Т.е. о достоинстве и награде за то или иное благодеяние можно знать лишь на основании текста Корана или Сунны, а не с помощью разума и логики.

[8] Нет сомнения в истинности слов имама, поскольку он опирается на достоверные хадисы, однако речь идет только о том, кто стремился на групповую молитву, но из-за веской причины опоздал, а не о том, кто из-за лени и халатности опаздывает на групповую молитву. Также необходимо отметить, что несмотря на то, что награда опоздавшего на групповой намаз подобна совершившему ее с имамом и джама’атом одинакова, все же молитва совершенная в джамаате с первого такбира превосходит в других достоинствах и наградах молитву того, кто не застал его. Это подобно тому, что чем больше людей совершает в джама’ате молитву, тем больше и награда, несмотря на то, что их групповая молитва приравнивается к двадцати пяти молитвам. Также и молитва с имамом с первого такбира будет иметь преимущество над молитвой того, что не застал первый такбир имама, на что указывает Сунна. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто молился ради Аллаха сорок дней в джама’ате, заставая первый такбир, будет даровано два избавления: избавление от Огня и избавление от лицемерия!» ат-Тирмизи 241, Аслям аль-Уаситы в “Тарих аль-Уасат” 40. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1979 и «Сахихуль-джами’» 6365.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Доводы запрещающих и порицающих совершение второй групповой молитвы в мечети
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты