КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доводы запрещающих и порицающих совершение второй групповой молитвы в мечетиСтр 1 из 4Следующая ⇒ В которой уже была совершена эта молитва Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. А затем: Относительно дозволенности совершения молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой она уже была совершена, среди ученых есть разногласие. Большинство ученых[1] считает порицаемым совершать молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянные муаззин и имам, проводящий пятикратную молитву. Однако истина не с количеством ученых, а с теми, у кого есть достоверный довод. С соизволения Аллаха рассмотрим доводы обеих сторон.
Доводы запрещающих и порицающих совершение второй групповой молитвы в мечети Самым главным доводом ученых, порицающих второй джама’ат в мечети, состоит в том, что при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниках такого не было. Был только первый и единственный групповой намаз, который все мусульмане стремились застать. Что же касается тех, кто по какой-либо причине опаздывал на этот первый джама’ат намаз, то они молились раздельно. ‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакра передал со слов своего отца: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел со стороны Медины для того, что бы совершить молитву, но застал людей уже совершившими молитву. Тогда он направился в свой дом, собрал своих домочадцев и совершил молитву вместе с ними”. ат-Табарани в «аль-Аусат» 4739. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды ‘Алькъама и аль-Асуад вместе с Ибн Мас’удом, заходя в мечеть, встретили выходящих из мечети людей, которые уже совершили молитву. Тогда Ибн Мас’уд вместе ‘Алькъамой и аль-Асуадом возвратился домой, и они совершили молитву там”. ‘Абдур-Раззакъ 2/409. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. Если бы совершение молитвы в мечети вторым джама’атом было бы делом дозволенным, то ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники не оставили бы это деяние. Они прекрасно знали о достоинстве совершения групповой молитвы в мечети, да еще и в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха)[2]. См. “аль-Мабсут” 1/135, “Тухфатуль-ахъуази” 2/10. Также один из самых главных аргументов в пользу того, что саляфы вторым джама’атом не совершали молитву в мечети, служит следующий хадис, который передает Абу Хурайра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, бывало так, что хотел я велеть собирать дров, потом велеть призвать на молитву, потом велеть кому-нибудь стать имамом, а самому явиться к тем людям, которые не пришли на молитву, и сжечь их дома дотла! Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если бы кто нибудь из них узнал что палучет здесь костьскуском жирнаго мяса или пару добрых овечих копыт ,он не премено явился бы на вечернюю малитву. »[3]аль-Бухари 644, Муслим 651. Этот хадис четко и ясно указывает на то, что во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) был только единственный джама’ат. И если совершение общей молитвы вторым джама’атом было бы известно и узаконено во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), то у пропустивших групповую молитву было бы явное оправдание. Если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил сжечь их дома, они могли сказать: «О посланник Аллаха, мы просто хотели совершить намаз со вторым или третьим джама’атом!» В этом хадисе содержится весьма сильный аргумент на отсутствие законности совершения второй групповой молитвы в одной мечети. Хасан аль-Басри говорил: “Когда сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) заходили в мечеть, в которой уже была совершена молитва, они молились индивидуально”. Ибн Абу Шайба 2/223. Что же касается увеличения числа джама’атов в одной мечети, то это стало распространенным деянием в исламской общине только после шестого века по хиджре. См. “Фатхуль-‘Алий аль-Малик” 1/92. Также на предпочтительность этого мнения указывает и та мудрость, по причине которой порицается совершение молитвы вторым джама’атом. Прекрасно разъяснил этот вопрос имам аш-Шафи’и, сказавший: “Если человек пропустит групповую молитву в мечети, которая рядом с ним, а затем в этой же мечети совершит молитву вторым джама’атом, то для меня это предпочтительнее. Однако если в мечети есть постоянный имам (ратиб), и один человек или группа людей не застали общую молитву в ней, то они совершают молитву индивидуально. И я не одобрю, если они совершат молитву совместно в этой мечети. Я порицаю это по той причине, что саляфы не делали подобного, более того некоторые из них строго порицали подобное, поскольку это ведет к разделению единства мусульман. Бывает так, что люди, не желая совершать молитву позади определенного имама общей молитвы, не заходят в мечеть во время совершения молитвы, а когда молитва завершается, они заходят и собираются джама’атом для совершения молитвы. Это служит причиной разногласия и разделения единства, что является порицаемым.[4] Я порицаю подобное, в каждой мечети, где есть постоянный имам и муаззин. А что касается мечетей, которые построены на дорогах, в которых совершают молитву путники и укрываются в них от солнца, в которых нет постоянного муаззина и имама, то я не порицаю совершение молитвы вторым джма’атом в них, поскольку нет в этом разделения единства”. См. “аль-Умм” 1/136. Шейх Ахмад Шакир после этих слов имама аш-Шафи’и сказал: “То, на что указал имам аш-Шафи’и относительно данной темы, является прекрасным и правильным, что указывает на его тонкое понимание религии”. См. “Та’ликъ Джами’ ат-Тирмизи” 1/431-432. Совершение вторым джама’атом молитвы в мечети, в которой она уже была совершена, приводит в расстройство первый, основной джама’ат в мечети. Это являлось одной из причин, по которой Всевышний запретил совершение молитвы в мечети, построенной лицемерами во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повелел ее разрушить. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и для поддержки тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: “Мы не хотели ничего, кроме блага”. Аллах свидетельствует, что они лжецы!» (ат-Тауба 9: 107). Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Т.е. мусульмане были единым джама’атом в одной мечети, а лицемеры посредством этого желали внести раскол в их ряды”. См. “Ахкамуль-Къуран” 2/1013. Если люди будут знать, что они опоздают на групповую молитву, которая в мечети совершается всего один раз, то они несомненно будут спешить на нее, чтобы увеличить число молящихся и заслужить большую награду. Однако, если людям будет известно, что в той или иной мечети совершается молитва и вторым и третьим джама’атом, то они не будут спешить на первый джама’ат. Это приведет к уменьшению количества молящихся первого джама’ата, что является порицаемым. См. “аль-Базаль аль-маджхуд” 4/278. Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби говорил: “Это мудрость шариата для закрытия заблуждений приверженцев нововведений, чтобы они не опаздывали на первый джама’ат, а затем приходили и молились с другим имамом. Такой поступок является причиной исчезновения мудрости групповой молитвы и ее Сунны!” См. «‘Аридатуль-ахъуази» 2/21. Следует отметить, что групповая молитва, награда которой приравнивается награде двадцати пяти – эта молитва, совершенная в мечети с первым джама‘атом.[5] Более того, мусульманин не должен забывать о важности и достоинствах обязательной коллективной молитвы, помня слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Поистине, Аллах восхищается групповой молитвой!» Ахмад. Хадис хороший. См. «Сахихуль-джами’» 1820. Ведь чем больше людей будет совершать групповую молитву, тем больше будет за нее награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва двоих вместе лучше перед Аллахом, чем молитва четверых раздельно. Молитва четверых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва восьмерых раздельно. А молитва восьмерых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва ста человек раздельно!» ат-Табарани, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 3836. Поэтому каждый мусульманин обязан стремиться совершать молитву с первым джама’атом, и особенно это касается тех, кто проживает рядом с мечетью.
|