Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V—VIII ВЕКОВ 37




ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ


ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V—VIII ВЕКОВ 37


 



17 Церковь Сайта Мария. До 848 г. Наранко


I

18 Церковь Санта Мария в Наранко. Интерьер

чающие почву, стали чисто орнаментальным мотивом. Декоративной стилизации подверглись изображения на «Плите Зигуальда» (между 762—776 гг., Чивидале, собор). В конце VIII — начале IX века наметилось оживление художественной жизни Апеннинского полуострова10. В это время выделились памятники, созданные на юге Италии. Территориально они связаны с владениями Беневентского герцогства, которое на протяжении столетия — с середины VIII до середины IX века — переживало пору расцвета. На это время падает создание фресок церкви Санта София в Беневенто (ок. 762—800 гг.) и оратория в монастыре Сан Винченцо аль Вольтурно (826—843). Росписи в Санта София сохранились фрагментарно. Но и то, что дошло, говорит о значительнос-


ти существовавшего здесь ансамбля. Находясь на путях перехода от героического пафоса античности к спиритуализированным образам средневековья, живопись Санта София еще удерживала равновесие между пластическим движением и духовным порывом. Большая эмоциональная подвижность присуща фрескам Сан Винченцо. К началу IX века относится новый подъем мозаичного искусства в Риме. Среди римских мозаик этого времени в наилучшей сохранности дошел декор церкви Санта Прассе-де, который обнаруживает перекличку с памятниками VI столетия. Сравнение столь близких по композиции мозаик на сводах Архиепископской капеллы в Равенне (VI в.) и капеллы Сан Дзено (817—824), примыкающей к Санта Прасседе, на-


58 ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ


1СКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ 39


 




глядно демонстрирует путь, пройденный живописью за минувшие столетия. Живую архитектонику объемного построения тела VI века в римской мозаике IX столетия сменили линейные контуры фигур, в духовном порыве устремленных к идейному центру всей композиции — полуфигуре Христа в медальоне. Красочные сочетания в соседстве с золотом в капелле «развеществляют» пространство, превращают его в духовную среду.

Вторая струя римской живописи, более знаменательная для востор-


 

19 Даниил во рву львином. Капитель
церкви Сан Педро де ла Наве. Камень.
680—711 (?) гг.

20 Крест со сценами Страстей Христо
вых. Камень. Ок. 900 г. Монастер-
бойс. Ирландия


40ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ


ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V—VIII ВЕКОВ 41


 



жествовавшего в Европе стиля, представлена фресками нижней церкви Сан Клементе («Вознесение Христа»), которые выделяются торжественностью, господством линейных контуров статических композиций и плотных землистых красок. Статичность свойственнаиминиатю-рам кодекса «Гомилий св. Григория», написанного в Вероне по заказу епископа Эгино (796—799, Берлин, Государственная библиотека). Вторым центром скрещения античной и варварской традиций стал Пиренейский полуостров. Образовавшееся во второй половине V века государство вестготов вплоть до арабского завоевания в 711—718 годах сохраняло самостоятельность. Оно поддерживало тесные контакты с Восточным Средиземноморьем,


21 Инициал «Келлсского Евангелия». Конец VIII в. Дублин, библиотека Тринити-колледжа

Южной Италией и Северной Африкой. Главные художественные силы поставляло на первых порах коренное население. Изобилие строительного камня позволило надолго удержаться римским архитектурным традициям. Одно из немногих ранних свидетельств архитектуры вестготского государства — церковь Сан Хуан в Баньос-де-Серрато (освящена в 661 г.). В этом приземистом здании с низкими боковыми нефами, сложенном из больших квадров камня, господствует кубическая замкнутость. У церкви укороченная продольная часть и три квадратные апсиды, выходившие прямо в трансепт. Перекрытие церкви Сан Хуан в Баньос-де-Серрато остается стропильным. Новым в этой постройке было появление подковообразных арок.


22 Евангелист Матфей. Миниатюра «Золотого кентерберийского кодекса». Середина VIII в. Стокгольм, Королевская библиотека


42 ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ


ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V—VIII ВЕКОВ 43


 


Связи с христианским Востоком привнесли в архитектуру вестготского времени купола на парусах, мраморные облицовки, контрапсиды, известные в зодчестве Северной Африки. Стойкость вестготской традиции в более позднее время во многом затрудняет датировку двух превосходных памятников Пиренейского полуострова — церквей Сан Педро де ла Наве (ок. 680—711 гг. ?) и Сайта Мария в Кинтанилья-де-лас-Виньяс. Оба храма примечательны помимо высокого качества строительных работ появлением монументальной изобразительной пластики. Две капители в Сан Педро де ла Наве украшены условно трактованными ветхозаветными сценами,


23 Символ евангелиста Матфея. Миниатюра «Евангелия из Дарроу». Вторая половина УН в. Дублин, библиотека Тринити-колледжа

выполненными в технике плоского рельефа на цветном фоне. После завоевания арабами южной части полуострова область на северо-западе сохранила свою независимость и стала ядром будущей христианской Испании. Отсюда началась борьба за освобождение от мавров — реконкиста. В начале IX века столицей образовавшегося здесь государства стал Овьедо. В окрестностях города сохранилось несколько примечательных построек, отметивших эпоху расцвета нового политического центра.

Выдающимся архитектурным памятником середины IX века предстает парадный зал в Наранко (до 848 г.). Он был превращен в церковь


Санта Мария и частично изменил свою планировку. Церковь в Наранко, обладая неповторимым своеобразием, знаменует одновременно важную веху на пути становления средневекового облика здания. Взаимодействие массы стены и проема, система упорядочения внутреннего пространства, хотя и не лишены противоречий, сведены, однако, к художественному единству. Изящные удлиненные пропорции аркад с тонкими колоннами придают зданию грацию и одухотворенность. Мастерство каменной кладки из нерегулярных каменных блоков, совершенство сводчатых конструкций (оба этажа церкви в Наранко перекрыты цилиндрическими сводами с подпружными арками), декоративная обработка колонн и капителей выдвигают это здание в число исключительных по завершенности архитектурных созданий IX века. Важным центром притяжения искусства раннего средневековья наряду со Средиземноморьем стали Британские острова. Присутствие римлян в южной Британии хотя и наложило определенный отпечаток на жизнь острова, однако не имело глубоких последствий. В начале VI века римская традиция была фактически утрачена. Оплотом местной кельтской культуры были в ту пору Ирландия и Шотландия. Начавшееся в середине V века англосаксонское завоевание принесло германские культурные традиции; позднее к ним присоединилось воздействие искусства викингов. Среди образовавшихся в течение V—VII веков англосаксонских королевств значи-


тельный вклад в развитие искусства Британских островов внесла Нор-тумбрия, где объединились воедино разнообразные импульсы и художественные устремления далекого Средиземноморья, кельтских и германских племен, сложился своеобразный «островной» стиль. Ирландия в эпоху раннего средневековья была страной яркой и самобытной культуры. Ирландское общество надолго сохранило пережитки родового строя. Языческое мировоззрение кельтов питало образную систему ирландских саг, полных динамики, сказочной фантастики, риторических украшений, но ясных и четких по стилю. Христианство проникло на остров в IV столетии. В V веке оно распространялось независимо от Рима. Главную силу в Ирландии составляли монахи, которые были одними из наиболее образованных в Европе. Начиная с конца VI века ирландские миссионеры разносили ученость и традиции островного искусства в различные уголки Европы. Наследие ирландских учителей мы встречаем в Фульде, Санкт-Галлене, Зальцбурге, Северной Италии и Галлии.

В Великобритании христианство начало распространяться с VI века, но полностью одержало победу в VII веке. На севере Англии действовала ирландская церковь, на юге — миссионеры, посланные из Рима. Древнейшее искусство Британских островов известно по данным археологии. Раскопки в Саттон-Ху познакомили с изделиями из бронзы и железа, украшенными специфиче-



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты