КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ 45 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ским кельтским орнаментом. В нем доминирующую роль играли спирали и вихреобразные завитки. Сила древнего кельтского орнамента — в непрерывном и напряженном движении, в скрытой витальности. Островное искусство раскрылось наиболее ярко в книжной миниатюре. В ирландских мастерских возникло особое каллиграфическое письмо. В полуязыческой среде, какой в те времена оставалось ирландское и англосаксонское общество, написанное слово воспринималось как магический знак. К букве относились как к священной реликвии, заключая ее в драгоценную оболочку, сотканную из изощренного орнамента. Островное письмо превратило увеличенную букву капитального письма в начале текста в особую
24 Монашеские кельи на острове Скел- 25 Баптистерий. VI—VII вв. Внутрен 46 ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ 47
художественную форму украшения книги — инициал. Инициалы в англо-ирландских рукописях достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация включает разнообразные мотивы, основа которых коренилась в кельтском наследии. Связи ирландских и нортумбрийских монастырей с Восточным Средиземноморьем открыли дорогу для проникновения орнаментальных мотивов, созданных в этом регионе. Англосаксонское завоевание принесло с собой формы геометрического орнамента, плетения и украшения звериного стиля. Взаимодействие этих разнообразных элементов и создало неповторимый стиль островной книжной миниатюры. Древнейший кодекс островной школы — «Евангелие из Дарроу» (вторая половина VII в., Дублин, библиотека Тринити-колледжа). В декоре этого небольшого по размерам манускрипта объединены различные по происхождению орнаментальные формы: точки, завитки, спирали, раструбы, ленты, образующие сложные плетения, среди которых возникают растительные мотивы и головы фантастических животных, ими заполнены целые страницы. Но стихия динамичного орнамента уравновешена разумной волей: в расположении мотивов читается симметрия, страница имеет обрамление и центральное поле. Искусству художников «Евангелия из Дарроу» было чуждо изображение человека в его органических формах. Ангел, предваряющий Евангелие от Матфея, предельно стилизо- 26 Баптистерий Сен Жан. VII в. Пуатье ван. Сознанию островного живописца были ближе звериные мотивы. «Евангелие из Эхтернаха» (конец VII в., Париж, Национальная библиотека) выделяется экспрессивными изображениями животных — символов евангелистов. В фигуре льва переданы его стремительность, гибкость и устрашающая сила. Стиль «Эхтернахского Евангелия» отличает высокая каллиграфич-ность контурной линии. Во главу достижений островной школы справедливо может быть поставлено «Евангелие из Келлса» (конец VIII в., Дублин, библиотека Тринити-колледжа). Его выделяет неизбывная щедрость орнаментальной фантазии. Отчетливо осязаема связь с ювелирным искусством: орнаментальная страница воспринимается как драгоценный оклад для священного текста. В ритмах узоров «Келлсского Евангелия», то безудержно буйных, то сдержанно величавых, есть нечто от ритмов девственной природы, претворенных художественной фантазией, от духа оборотничества и причудливых извивов сознания, к которым столь склонна была ирландская поэзия. Воздействие средиземноморского искусства итало-византийского толка стало ощутимо в Англии с последней трети VII века. Центром, из которого распространялось влияние Рима, был Кентербери. Отсюда вышел обычай создавать пурпурные кодексы, написанные золотом, первенствующую роль получили анти- кизирующие фигуративные изображения, как о том свидетельствует «Золотой кентерберийский кодекс» (середина VIII в., Стокгольм, Королевская библиотека). Зодчество VII—IX веков представлено на Британских островах в первую очередь постройками Ирландии. Деревянная архитектура, которой, несомненно, принадлежала ведущая роль, не дошла, но ее влияние ощутимо и в каменных постройках. Ирландские здания VII—VIII веков говорят о слабом развитии строительной техники. Монастыри в Ирландии — а именно здесь сохранилось наибольшее количество каменных зданий — в своей планировке исходили из примера восточных обителей: на небольшой территории 48ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ 49
объединялись кельи и небольшие капеллы. Монастырь на острове Скеллинг-Майкл (между 822 и 1225 гг.) включал две капеллы и шесть свободно разбросанных по уступам скал полусферических каменных хижин. Они сложены насухо, без применения связующего раствора, из грубо обработанных камней. Среди ирландских церковных зданий ранней поры наиболее известен ораторий в Галларусе (IX в.). Это небольшое фронтонное здание, перекрытое по принципу ложного свода и почти полностью лишенное проемов. На юго-востоке Англии каменное зодчество развилось благодаря дея-
27 Крест, инициалы и декоративные 28 Вотивная корона Рецисвинта. Зо тельности римских миссионеров, которые приглашали для возведения церковных зданий континентальных мастеров. Небольшие размеры молелен ирландских монастырей наводят на мысль о том, что богослужение совершалось по примеру языческих культов на открытом воздухе. Объектом поклонения в таком случае становилась каменная стела, украшенная крестом. Позднее возник, как непременный атрибут ирландских монастырей и английского пейзажа, каменный крест. В развитом виде островной крест имел цоколь, крестовину, заключенную в круг, и навершие, нередко в форме небольшого прямоугольного храмика. Поверхность креста украшалась первоначально традиционным островным орнаментом («Северный крест» в Ахенни, VIIIв., Ирландия). Сюжетным изображениям отводили цокольную зону, откуда началось их постепенное распространение в верхние области креста. Процесс этот ясно различим на рубеже VIII и IX веков. «Крест из Муна» (Ирландия) украшен новозаветными сценами. Они исполнены в подчеркнуто плоскостной манере, фигуры геометризированы, в их квадратных телах и огромных круглых глазах видна первобытная магия изображения. В X столетии островные кресты имели уже подробно разработанные сцены Ветхого и Нового заветов (крест в Мо-настербойсе, до 925 г., Ирландия). Эти рельефы были одними из провозвестников возрождения монументальной скульптуры в европейском средневековом искусстве. Важнейшим центром формирования средневековой культуры стала бывшая римская провинция Галлия. В конце V века на ее территорию вторглись франки и к середине следующего столетия захватили ее почти полностью. Предводитель салических франков Хлодвиг (481—511), из рода легендарного Меровея, стал первым королем возникшего Франкского государства. По имени династии Меровингов период с конца V до начала VIII века условно именуют меровингским. Это время сложения раннефеодальных отношений во владениях франков. Процесс протекал неравномерно. В Северной Галлии пришлое население оказалось в большинстве, здесь дольше держались самобытные черты их общественного уклада и культуры. На юге значительным оказалось воздействие римских традиций. В центральных областях по Сомме и Сене происходил интенсивный синтез позднеантичных и варварских начал. Этому процессу способствовало также принятие Хлсдвигом христианства по католическому обряду, в противоположность арианской ереси, которой придерживалось большинство варваров в Европе. Наибольшее распространение христианство получило на юге; в северных областях в меровингский пери- 50 ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V-VIII ВЕКОВ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V—VIII ВЕКОВ 51
од его приверженцы жили главным образом в поселениях городского типа. Христианская культовая архитектура возникла на территории Галлии задолго до прихода франков. Первоначально это были небольшие церкви на окраинах римских поселений, позднее их стали возводить внутри городских укреплений. Мы находим в Галлии уже знакомые нам типы базиликальных и центрических сооружений. Древнейшая из сохранившихся базилик — церковь Сен Пьер во Вьенне (первая половина V века). Особенностью церкви Сен Пьер и ряда других ранних галльских базилик V—VI веков, как можно заключить по описаниям современников, было появление башни или купола над пространством, непосредственно предшествующим апсиде. Развитием этого начинания явилась известная по описанию Григория Турского церковь Сен Мартен в Туре (ок. 470 г.), которая имела башни, расположенные по продольной оси. Эти высотные доминанты сообщали силуэту здания большую динамику. В относительно лучшей сохранности дошли ранние галльские баптистерии. Здания V века в Эксе и Фрежюсе ближе античной традиции и перекликаются с аналогичными памятниками Италии. К VII веку складывается новое понимание архитектурного пространства. Баптистерий в Венаске (VI—VII вв.) имеет прямоугольный план с крестообразно расположенными полукруглыми апсидами, которые внутри украшены арками; плотно приставленные к стене, они воспринимаются как декоративный мотив. Декоративное восприятие колонн, пилястр и других конструктивных элементов стало ведущим мотивом баптистерия Сен Жан в Пуатье, традиционно датируемого VII веком. Баптистерий отличается четкостью геометрических объемов, высоким качеством кладки. Снаружи каждая сторона имеет треугольный фронтон, декор из пилястр, треугольных наличников и арок, между которыми были заключены декоративные мотивы, выполненные в красной керамике. Декор из терракоты сыграл определенную роль в сохранении на территории Галлии традиций пластической обработки фасадов. В основном галльские здания имели деревянные перекрытия, но не была полностью утрачена в VII—VIII веках техника возведения сводов. Среди дошедших до наших дней построек наиболее ранним памятником на земле Франции, имеющим сводчатое покрытие, является крипта Сен Лоран в Гренобле (VIII в.). На юге страны в крипте монастыря в Жуарре (VII в.) своды сменили имевшееся здесь первоначально деревянное перекрытие. Крипта в Жуарре хранит украшенные резьбой каменные саркофаги и мраморные капители. В VI и VII веках производством мраморных капителей прославились аквитанские центры, которые опирались на античные образцы. С течением времени изменились техника изготовления скульптурных изображений и их стиль. Распространился плоский контурный гравированный рисунок на кам- не, который в памятниках VII века в Пуату, Вьенне, Верту приобрел фантастический и декоративный характер. С VII столетия важнейшим разделом меровингского искусства стала книжная миниатюра. Центр книгописания помещался в Северной Галлии. Здесь находилось большое число крупных мастерских (монастыри Люксёй в Бургундии и Корби на галльском северо-востоке, скриптории Флёри — позднее Сен-Бенуа-сюр-Луар, — Тура, Лана, Перонна и др.). Манускрипты той поры — это по преимуществу литургические книги или сочинения отцов церкви; Евангелия встречаются реже. Повествовательные сцены в них отсутствуют: миниатюристы и заказчики отдавали предпочтение символическим и сакральным знакам. Фронтисписы украшает крест в арке, иносказательным смыслом полны представленные в книгах животные, птицы и рыбы. Развившийся в галльских мастерских «меровингский курсив» сообщил начертаниям букв динамичный и декоративный характер. На фоне этого подвижного письма возникают рассыпанные по тексту плотные, красочные зооморфные инициалы и буквицы. Яркая цветовая гамма с преобладанием красных, зеленых, желтых и синих тонов указывает на связь меровинг-ской миниатюры с цветными эмалями и узорчатыми тканями. С последними, а также по другим каналам проникали в меровингскую Галлию с берегов Средиземного моря пальметты, плетения и т.п. С влиянием коптского искусства связывают появление в ряде рукописей второй половины VIII века сюжетных изображений, созданных в Восточной Галлии. Временем около 780 года датируется «Геллонский Сакраментарий» (Париж, Национальная библиотека), вышедший из мастерской близ Мо. Мы видим здесь Марию в узорчатом восточном платье, капюшоне, с крестом и кадилом в руках. На пороге новой эпохи были созданы два замечательных памятника книжного искусства — «Евангелие из Флавиньи» (вторая половина VIII в., Отён, Городская библиотека) и «Корбийская Псалтирь» в Амьене (ок. 800 г.). «Корбийская Псалтирь» принадлежит руке образованного и талантливого мастера, который по-новому переосмыслил известные ему изобразительные схемы и образы, наполнил их поэтическим смыслом. «Корбийская Псалтирь» была одним из манускриптов, созданных в эпоху Карла Великого. искусство эпохи каролингов 53 ИСКУССТВО ЭПОХИ КАРОЛИНГОВ В конце VII века правители (майор-домы) Австразии, сменив последних «ленивых королей» из меровингс кого рода, стали правителями объединенного Франкского государства. По имени крупнейшего своего представителя Карла Великого (768—814) новая династия получила название Каролингской. Время ее правления было отмечено на континенте важными переменами. Ясно обозначилась полярность классовых отношений, сопровождавшаяся ростом крупного землевладения. Карл объединил под своей эгидой почти все обращенные в христианство народы Европы и способствовал распространению христианского учения среди завоеванных племен. В его руках была столица древней империи — Рим. На вершине своего могущества, перед лицом наиболее сильных монархов того времени — византийского императора и багдадского халифа — Карл выступил с идеей возрождения Римской империи на Западе. Империя Карла была достаточно рыхлым раннефеодальным государством, в котором лишь церковь обладала хорошо налаженной организацией. Литургия повсюду в империи совершалась по римскому образцу, бенедиктинский устав стал основой монастырской жизни. Расширилась сфера образования: империя нуждалась в грамотных чиновниках. При дворе Карла собирался кружок образованных людей, деятельность которых позволила объединить остатки знаний, еще хранившихся в монастырских библиотеках и кафедральных соборах на окраинах Европы — в Италии, Испании и на Британских островах. Оживление культурной жизни при дворе Карла и в правление его преемников нередко именуют «каролингским Возрождением». Однако оно не означало поворота к светскому началу и классической античности. Культуру Каролингов, сосредоточенную в среде высших духовных и светских лиц, близких ко двору, питали в первую очередь христианская античность и подспудно существовавшие антикизирующие тенденции в культуре раннего средневековья11. Об архитектуре Франкского государства второй половины VIII—IX века можно судить по немногим сохранившимся зданиям, данным археологии и письменным источникам. Отражая рост феодальных отношений, уже архитектура меровингской эпохи выработала ряд новых типов сооружений. Среди них следует выделить в первую очередь бург — укрепленный военный лагерь. Со временем он превратился в резиденцию феодала. Появление среди зданий бурга высокой башни, окруженной рвами и палисадами, — прообраза будущего донжона — вело к сложению типа средневекового замка. В раннем средневековье центр хозяйственной жизни неуклонно перемещался в сельскую местность. Города, епископские резиденции и административные центры уступали свою роль поместьям и монастырям. На первых порах у франкских королей не было постоянного местопребывания: монарх со своим двором кочевал из одного поместья в другое. Лишь при Карле Великом любимое поместье его отца — пфальц в Ахене (ФРГ) — стало подобием столицы. Обширное строительство, развернувшееся здесь во второй половине VIII века, должно было наглядно представить притязания Карла на роль обновителя империи, являть доказательства непрерывности имперской традиции. Прообразом императорского пфальца в Ахене послужили дворцовые сооружения в Латеране и Константинополе, объединявшие светские и культовые постройки. Подобно им, в Ахене также было два центра — тронный зал и дворцовая капелла. Судить о первоначальном облике исчезнувшего тронного зала мы можем лишь на основе археологических данных. Вытянутый в плане, он был по размерам меньше, чем дворец константинопольского василевса, но более обширным, чем приемные покои папы в Латеране. Капелла в Ахене (освящена в 805 г.), несмотря на поздейшие перестройки, в основном сохранила первоначальний облик. Вдохновляющим примером для нее несомненно послужила церковь Сан Витале в Равенне. Строителем капеллы источники называют франка Одо из Меца. Однако за его спиной ощущается направляющая рука Эйнхарда — знатока античности, советника и биографа Карла Великого. Капелла в Ахене несла в себе идею государственности, дотоле чуждую культовым постройкам Галлии. Здесь находилось тронное помещение, над входным порталом была сооружена лоджия, обращен- 54 искусство эпохи каролингов ИСКУССТВО ЭПОХИ КАРОЛИНГОВ 55
29 Дворцовая капелла в Ахене. Освящена 30 «Надвратный зал». 774 г. — до IX в. ная к предпосланному храму атрию. Капелла служила местом хранения важнейших государственных и церковных реликвий. Понятно поэтому предпочтение, отданное центрическому плану, к которому обратились строители, ибо уже по самой своей сути он заключал концепцию единства и централизации. Здание представляет собой шестнадцатигранник, внутри которого расположено восьмиугольное подкупольное пространство. Сохранялась в капелле и продольная ориентация от фланкированного башнями фасада к алтарю. При всей близости к знаменитой равеннской церкви ахенская капелла несет в себе иное образное содержание. В Ахене на первый план выступила статичность пространства, доминирует масса стены и опоры в нижнем ярусе. Давящая сила тяжелых арочных конструкций «ставит на колени», тогда как отделенная выступающим карнизом и более ярко освещенная верхняя, императорская зона с вытянутыми пропорциями арок и стройными колоннами пронизана движением вверх и кажется недосягаемой. Пространство капеллы в Ахене получило тем самым тенденцию подразделяться на отдельные зоны, а также ячейки, что особенно ощутимо в обходной галерее нижнего яруса. Капелла Карла Великого несла идею драматического конфликта земли и неба, суровую власть силы. Почти одновременно с сооружением ахейского пфальца (ок. 790 г.) было начато строительство в Северной Франции монастыря Сен-Рикье (так 56ИСКУССТВО ЭПОХИ КАРОЛИНГОВ искусство эпохи каролингов 57
называемой Центулы12). Наибольший интерес представляла главная церковь аббатства, которая с западного конца завершалась вест-верком — многоярусной постройкой на квадратном основании. Вестверк и средокрестие были отмечены высокими деревянными круглыми башнями. Наличие башен продолжало начатые в меровингский период поиски специфического для севера Европы динамичного силуэта культового здания. Вестверк был нововведением каролингской архитектуры. Его назначение до сих пор служит предметом дискуссий, поскольку от IX века сохранилось их мало. В почти неизменном виде дошел лишь вестверк церкви аббатства Кореей (873—885, ФРГ) — двухъярусный зал с эмпора- 31 Вестверк. 873-885 гг.Внутренний вид. Кореей, церковь аббатства ми, увенчанный шатром. Со стороны фасада его фланкируют две прямоугольные башни. Композиция вестверков дала возможность ряду исследователей, исходя из средневекового уподобления храма «небесному граду», трактовать эту часть церковного здания как символ крепостных врат, охраняющих вход в священное пространство. Не менее веские основания имеет толкование вестверка и как императорского зала: культовое здание с вестверком объединяло функции святилища и тронного зала, намекало на союз светской и духовной власти. Характерно в связи с этим, что в дальнейшем вестверк удержался в архитектуре Германии, где имперские идеи играли значительную роль на протяжении долгого времени. Появление второго полюса в храмовой постройке существенно меняло композиционную структуру здания. Односторонне ориентированная базилика предшествующего времени уступила место храму с двумя противолежащими центрами. Иной путь в том же направлении демонстрируют церкви с апсидами на противоположных концах. Одним из наиболее ранних примеров применения контрапсиды в Западной Европе является церковь в Фульде (ФРГ). При перестройке в период 791—819 годов она получила второй трансепт и хор. Введение контрапсиды не только создавало более статичную композицию, но подчеркивало замкнутость церкви, ее отъединенность от мира. Близкие тенденции мы можем обнаружить и в планировке монас- 32 Ангел. Деталь мозаики «Ковчег Завета» в апсиде оратория Теодульфа. Ок. 806 г. Сен-Жерминьи-де-Пре тырских комплексов. Библиотека (Швейцария) сохранила документ исключительной важности. Это возникший до 829 года в Рейхенау (ФРГ) типовой план монастырских построек, который предназначался для реконструкции существовавшей обители. Регулярность и функциональная обоснованность — основные свойства санкт-галленского чертежа. Система расположения построек на санкт-галленском плане образует как бы несколько защитных слоев по отношению к сакральному пространству святилища. На внешнем обводе монастыря располагались хозяйственные постройки, дома ремесленников, сады и огороды. К ним присоединялись больница и помещение для послушников (но-
58 искусство эпохи каролингов вициат) с небольшими капеллами, кладбище, странноприимный дом, школа и жилище аббата. Эти здания строились с деревянным каркасом (фахверк). Из камня предписывалось сооружать наиболее важные постройки — храм, дормиторий (спальню) и рефекторий (трапезную). Они располагались по сторонам прямоугольного двора-клуатра с северной, восточной и южной стороны; западную часть двора замыкал погреб. Монастырский дворик образовывал преддверие храма. Главное святилище на плане из Санкт-Галлена — трехнефная базилика с трансептом и хором — превосходило своими размерами остальные сооружения и было предназначено для совершения основных служб. Многочисленные алтари, разбросанные дотоле в нескольких монастырских церквах, теперь сосредоточились в одном здании — в капеллах по сторонам нефа. Главный доступ в церковь находился с южной стороны; восточный и западный концы здания замыкались апсидами с примыкавшими к ним двориками. Замкнутость внутреннего пространства святилища логически завершала основную идею плана. В каролингскую эпоху все большее внимание в церковном зодчестве стали уделять сооружению крипт. Каролингская крипта — своего рода вторая церковь в храме, некое триумфальное сооружение над могилой святого или его реликвией. Увеличение числа реликвий и погребений, необходимость сделать их доступными для обозрения паломникам привело к появлению плана крипты с радиально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода, что в свою очередь повлияло на план всей апсидальной части храма. Среди хорошо сохранившихся построек каролингского времени внимание издавна привлекали «ворота» в Лорше (ФРГ) с расположенным на втором этаже надвратным залом. Раскопки свидетельствуют о том, что здание входило в комплекс монастыря (774 г. — до IX в.). Композиция «ворот» в Лорше — двухъярусное членение, три арочных проема, полуколонны и пилястры с античными капителями — напоминает триумфальные арки императорского Рима. Несмотря на античные ре-
33 Донатор. Деталь росписи церкви Сан 34 Евангелист Иоанн. Миниатюра «Ко минисценции, надвратный зал — произведение средневекового искусства. Определяющей для зодчих (не исключено, что они были выходцами из Южной Галлии, где были живы античные традиции) оказалась плоскость стены, они обильно украсили ее инкрустационным орнаментом, характер которого — треугольные щипцы — свидетельствует о воздействии деревянной архитектуры. В начале нашего столетия в интерьере под более поздними средневековыми фресками был обнаружен первоначальный декор, который имеет прототипы в архитектурных росписях римских домов. Монументальная живопись каролингского времени сохранилась плохо. Однако известно, что росписи были распространены как в культовых постройках, так и в светских. В IX веке мозаики и фрески украшали стены императорских дворцов и епископских резиденций. Они прославляли подвиги библейских царей и античных полководцев и императоров, а также победы каролингских суверенов. По отношению к иконоборческим спорам, которые захватили в VIII веке Византию, Карл и его окружение заняли промежуточную позицию. Императорские указы, «Карловы книги» («Libri Carolini»), составленные в ответ на решения Никейского собора 787 года, не отвергали полностью изображений в церквах, однако лишали их 60 ИСКУССТВО ЭПОХИ КАРОЛИНГОВ искусство эпохи каролингов 61
особого сакрального смысла и выдвигали на передний план дидактическую роль священных изображений, отдавая предпочтение слову. Рабан Мавр, видный автор той эпохи, писал в духе «Карловых книг»: «Изображение радует лишь одно мгновение, обращается лишь к одному чувству и не является достойным веры, ибо искажает истинный смысл вещей, только написанное может служить путеводной нитью»13. Наличие сопроводительных надписей считалось поэтому обязательным. Отдаленное влияние иконоборческих споров можно усмотреть в сохранившейся мозаике в Жерминьи-де-Пре (ок. 806 г., Франция) — в личном оратории архиепископа Теодульфа, ученого, поэта, знатока античности и советника Карла Ве- 35 Евангелист Матфей. Миниатюра «Евангелия Эбо». До 835 г. Эперне, Городская библиотека ликого14. Помещенная здесь композиция «Ковчег Завета» не имела аналогий ни в византийском искусстве, ни в Риме и является, по всей видимости, собственным иносказательным сочинением орлеанского епископа. О тенденциях развития монументальной живописи IX века более ярко свидетельствуют фрески крипты церкви Сен Жермен в Осере (ок. 850 г.), росписи святилища Сан Бенедетто в Маллесе в итальянском Тироле (до 881 г.) и церкви Санкт Иоханн в Мюстере (конец IX в., Граубюнден, Швейцария; ныне в Краеведческом музее Цюриха). Роспись в Осере примечательна живой убедительностью рассказа, она монументальна и представительна. Каролингская эпоха еще не утратила традицию портретных изображе- 36 Монахи аббатства св. Мартина в Туре во главе с аббатом Вивианом подносят Библию Карлу Лысому. Миниатюра посвятительного листа «Первой Библии КарлаЛысого» — «Библии Вивиана». 845/46 г. Париж, Национальная библиотека
|