КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разделы религиоведенияПоявление религиоведения стало следствием изменения отношения к религии. Главными причинами можно считать секуляризацию сознания, т.е. постепенный отход значительной части образованных европейцев от религии. Это позволяет сформироваться критическому восприятию религии, что становится основой новой науки. В XIX в. развитие естествознания и гуманитарных наук привело к разрушительным последствиям для традиционного теологического понимания мира как творения Бога и дало мощный стимул развитию атеизма. Особая роль здесь принадлежала дарвинизму, марксизму, фрейдизму. Согласно Ч. Дарвину виды современных живых существ не вышли готовыми некогда из рук творца, как говорится об этом в Библии, а являются результатом длительного процесса развития. Все богатство мира и его жизненных форм с поразительной приспособленностью их к условиям своего существования возникает естественным образом. На достижениях современного ему естествознания базировался и атеизм З.Фрейда, который искал научное обоснование веры в Бога. Он видел в религиозности детскую стадию развития человечества, как бы воспроизводящую отношения между детьми и отцом: Бог – это как бы спроецированный на небеса образ отца, который порожден человеческими страхами и тревогами, поисками защиты, безопасности. Учение К.Маркса исключало Бога из социальных отношений, провозглашая «объективные закономерности» общественного развития, основанные на принципе экономического детерминизма. По мере распространения этих, и других антирелигиозных теорий происходил отход от религии значительной части образованного населения в XIX – ХХ веках. Религиоведение возникает если не на фундаменте атеизма, то, по крайней мере, на основе десакрализации религии, потери ею священного характера, что позволило прибегнуть к критическому научному анализу.
Но фактический материал для новой науки накапливается на протяжении предшествующих столетий в виде истории и догматических положений отдельных развитых религиозных систем (в первую очередь христианства). Богатый материал представляет эпоха великих географических открытий, и последующие столетия, в ходе которых активно собирается материал о недавно открытых «примитивных народах» и населении колоний. Важной частью этого этнографического материала становятся сведения о религиях, ранее не известных европейцам, и не воспринимавшихся как нечто священное. Анализ этих верований становится первым шагом научного религиоведения. Как отрасль социально-гуманитарного знания (а также предмет преподавания), религиоведение возникает вместе с другими гуманитарными дисциплинами во второй половине XIX века на грани философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языкознания и ставит своей задачей беспристрастное и внеконфессиональное исследование религий мира. Произошло это, когда широко распространенные историко-сравнительные исследования религии приобрели систематическую форму. По своей внутренней структуре религиоведение является полидисциплинарным образованием. Много усилий относительно становления религиоведения как науки приложили голландцы П. Шантепи де ля Соссе (1848-1920) и К. Тилле (1830—1920). В это же время религиоведение стало и учебной дисциплиной, религиоведческие исследования начали проводиться в пределах соответствующих университетских кафедр. Первые подобные кафедры были открыты в конце 1870-х годах в Голландии и Франции, вскоре – в других европейских странах и США. Первый конгресс религиоведов состоялся в Стокгольме в 1897 году, а первый конгресс историков религии — в 1900 году в Париже. В 1950 году была основанаМеждународная ассоциация историков религии, которая и сейчас остается самой авторитетной организацией религиоведов мира. Границы между религиоведческими дисциплинами, с одной стороны, между религиоведением и прочими отраслями социогуманитарного знания, с другой стороны, довольно условны. Один и тот же исследователь может выступать в различных трудах, даже в разных аспектах одного научного труда, и как представитель определенной науки, и как специалист по нескольким религиоведческим дисциплинам одновременно. Несколько слов об основных разделах религиоведения и рассматриваемых в них проблемах. Философия религии изучает сущность и природу религии, объясняет основные идеи и принципы, на которых она основана, абстрагируясь от конкретных форм религии. Этот раздел претендует на исключительно рациональную трактовку феномена религии и его наглядных проявлений, чем отличатся от одного из разделов богословия – религиозной философии. В границах философии религии традиционно выделяют два направления – апологетика (оправдание) религии, защита ее необходимости (Аристотель, Г. Лейбниц, В. Соловьев) и философская критика религии. Формы философской критики могут отличаться. В пантеизме (Б. Спиноза) Бог отождествляется с миром, природой. Его сторонники рассматривают Бога не как сверхъестественную личность, а как абсолютный (безличный) дух, слитый с природой в единое целое. В деизме (Дж. Локк, Ф. Вольтер) Бог предстает безличностной первопричиной мира, высшим разумом, с деятельностью которого связано творение мира. Кроме того, Бог после создания мира не вмешивается в происходящие в нем процессы и явления. Атеизм (П. Гольбах, Б. Рассел) отрицает существование Бога, потустороннего мира, бессмертие человеческой души и другие основополагающие принципы религии. В западной интеллектуальной традиции принято рядом с атеизмом как чрезмерно радикальной позицией ставить агностицизм (Г. Спенсер, Д.Юм) – утверждение об отсутствии убедительных доказательств, на основании которых можно прийти к выводу – существует Бог или нет. Скептицизм (И. Кант) подвергают сомнению содержание религиозного знания. В сравнении со временем своего расцвета в XIX – в начале XX века, в наше время философия религии, вероятно под воздействием кризисных явлений в самой философии, сузила предметную сферу исследования, уменьшила размеры своих научных притязаний. Там возобладала мысль, что философия религии призвана лишь устанавливать, насколько логическими выглядят те или иные религиозные верования, как следует понимать язык религии – буквально или метафорически, в какой мере ее верования соединяются с другими мировоззренческими системами. Социология религии изучает общественную включенность религии в жизнь социума, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Эта дисциплина изучает религию как социальный феномен, т.е. общественный институт, внешним образом воздействующий на людей. Социология религии отвечает на вопрос о социальной обусловленности религии и ее роли в обществе. Один из основоположников социологии религии Эмиль Дюркгейм разрабатывал свою теорию религии на основе изучения верований австралийских аборигенов. В его концепции источник религии – само общество, и она существует вне зависимости от существования Бога. Таким образом, в теории Дюркгейма происходит десакрализация религии, ее сведение к социальной реальности. Еще одним основоположником социологии религии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние религии на развитие экономики, политических систем, семьи. Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории. Вебер также первым разработал типологию религиозных организаций. Вместе с ними можно также назватьЭрнста Трельча, который исследовал социальные элементы христианства. Он также внес значительный вклад в общую социологию религии, проанализировав основные религиозно-социологические понятия. Социологическое исследование может осуществляться на двух уровнях. На теоретическом уровне раскрываются общие характеристики взаимодействия религии с обществом, на эмпирическом – уровень религиозности в определенном регионе, типология отношения к религии, мнение о религии разных групп населения и т.д. Социология религии использует систему специфических категорий и понятий, заимствованных из терминологического аппарата философии, социологии, других религиоведческих дисциплин, или созданных на этой основе самостоятельно. Социология религии рассматривает место религии в обществе, которое изменяется в процессе его развития и отражается в ряде понятий: «сакрализация», «секуляризация», «религиозный плюрализм» и др. Сакрализация (от лат. «священный») может быть охарактеризована как привлечение к сфере религиозного санкционирования разных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Секуляризация (от лат. «мирской», «светский») представляет собой высвобождение общества от влияния религии. Она проявляет себя в сужении круга функций, выполняемых ею; отчуждении церковной собственности в интересах государства или других учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений; изъятии образования из ведения Церкви; развитии светского искусства, морали и др. Наглядным примером секуляризации может служить история европейских стран, начиная с Нового времени. Религиозный плюрализм (от лат. «множественный») означает поликонфессиональный характер религиозности народов, социальных групп, граждан одного государства. Считается одним из признаков современного общества. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоятельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам У. Джеймса и В. Вундта, З. Фрейда. Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией (религиозный опыт индивида), и «религиозное общение», обретение веры или переход из одной веры в другую, воздействие религиозной веры на поведение индивидов или групп людей. Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции (социальная психология). История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Одно из направлений развития религиоведения было связано с тем, что открытие новых континентов и народов, не только живущих ныне, но и существовавших в прошлом, обнаружило многообразие форм и типов религии, в том числе и многих таких, которые ранее практически не были известны. Со временем накопился материал, значительно обогативший знания о религиях Востока – исламе, индуизме, буддизме. Появились описания так называемых примитивных религий, а вместе со всем этим – попытки систематизировать накопившийся материал, выработать типологию религий, попытки найти такую элементарную форму религии, из которой впоследствии развились другие формы. В истории религии существовало несколько самых заметных направлений, которые с разных теоретических и методологических позиций подходили к решению упомянутых вопросов. Сравнительно-исторический подход (М. Мюллер) говорит о необходимости рассматривать каждую конкретную религию в контексте ее истории, выявлять ее древнейшую форму и сравнить ее с другими известными религиями, определяя сходное и различное между ними. Представители эволюционного подхода (Э. Тайлор, Дж. Фрезер) надеялись путем обобщения фактов истории религии определить «минимум религии», то есть первичную и определяющую для ее последующего развития форму и основные стадии эволюции религии, которые следовали бы из этого «минимума». Сторонники диффузионизма (Ф. Боас, Ф. Гребнер, Л. Фробениус) отстаивали идею, что культура (и религия как ее составной элемент) не эволюционирует, а распространяется в виде концентрических кругов из нескольких культурных центров. Структурализм (К. Леви-Строс) главную цель определял тем, чтобы на основе анализа мифологии, обрядов и ритуалов первобытных народов выявить наличие каких-то общих бессознательных структур, формальных моделей, присущих всем народам, независимо от уровня их исторического развития и определенным образом типологизировать их. Представители универсализма (С. Радхакришнан и др.) пытались создать синтетические концепции, которые бы выявляли положительные элементы в каждой религии и объединяли их во «всемирной религии духа». Современных историков религии, которые потеряли надежду создать объективную периодизацию или типологизацию религии, пригодную во всех без исключения случаях, сейчас больше интересует не история религии вообще, а история отдельных проявлений религии (конфессиональная история, история церквей, деноминаций, сект, религиозных движений и учений). Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. Предметом феноменологии религии являетсяизучение «святого», как всего, что наделено сверхъестественными свойствами, во всем многообразии его проявлений (материальные вещи, пространство и время, числа, слова, действия, переживания человека и тому подобное) в разных религиях. В отличие от философии религии, феноменология религии принципиально оставляет открытым вопрос о сущности религиозных явлений. Характерным методологическим принципом являетсяпереживание религиозных феноменов с точки зрения их носителей, а не с точки зрения внешнего наблюдателя. Самым значительным представителем феноменологии религии следует считать американского ученого румынского происхождения Мирче Элиаде. В последние десятилетия XX века процесс специализации религиоведения продолжался. Появились новые его сферы, в частности, политология и этнология религии. Политология религии изучает особенности процесса взаимодействия религиозного и политического факторов развития общества, которые могут сказываться в формах сочетания религиозной и политической власти в разных соотношениях: теократии (преимущества духовной власти) или цезаре папизма (преимущества власти светской); разные модели государственно-церковных отношений; роль в общественной жизни таких факторов, как религиозное реформаторство или фундаментализм и т.п. Этнология религии прослеживает взаимосвязь и взаимодействие религии и народа (этноса): истоки и происхождение этих двух феноменов, влияние религии на формирование народа и наоборот то, как этнос формирует свою религию и какие изменения вносит он в чужие религии, принимая их как свои. Интересным новейшим ответвлением религиоведения можно считать «феминистскую теологию», чье появление стало возможным благодаря движению за женское равноправие, а его предметом является анализ категории «женского» в религии. Религиоведение изучает религию в реальном социальном контексте, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека; изучает, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей, каковы социальные и психологические предпосылки человека в религии. Ответы на эти и другие вопросы должны дать возможность выработать определение религии, понять и объяснить феномен религии.
|