Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ГЛАВА 1 СОЗДАНИЕ СОЮЗА ДИЗАЙНЕРОВ




Читайте также:
  1. Delphi. Страничные раскладки. Создание их и использование
  2. I.Создание принципиальной схемы.
  3. II. Проекты союза
  4. LI. САМАЯ КОРОТКАЯ ГЛАВА
  5. V. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке
  6. VIII. ГЛАВА, СЛУЖАЩАЯ ПРЯМЫМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПРЕДЫДУЩЕЙ
  7. XLIII САМАЯ КОРОТКАЯ ГЛАВА
  8. XXVI. ГЛАВА, В КОТОРОЙ МЫ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ЛАЮЩЕМУ МАЛЬЧИКУ
  9. Банковского резервирования и создание денег
  10. В Бурятии подготовят закон по борьбе с «резиновыми» квартирами – глава республики

 

Примерно с середины 80-х годов в недрах ВНИИТЭ по инициативе экс-президента ICSID Юрия Соловьева стало зарождаться движение за создание Союза дизайнеров как независимой общественной творческой организации. К тому времени из числа представителей современных творческих профессий, пожалуй, только дизайнеры не имели в стране своей самостоятельной организации, что вынуждало многих практикующих специалистов для подтверждения своего статуса вступать в члены Союза художников либо Союза архитекторов. Членство в творческих союзах того периода давало дизайнерам гарантию социальной защиты, возможность получать работу через сеть специализированных творческо-произ-водственных комбинатов Художественного и Архитектурного фондов. Также дизайнеры могли на льготных условиях получать в аренду помещения под дизайн-студии и производственные мастерские. Одним словом, только дизайнеры оставались среди работников искусств дискриминированным сословием, лишенным статуса творческих работников.
В те годы процедура образования новых творческих союзов была связана с громоздкими бюрократическими церемониями, начинавшимися, как правило, в недрах ЦК КПСС и, в частности, его отдела культуры. Надо сказать, что Ю. Соловьев к этому времени сохранил свое личное влияние в высших партийных и правительственных сферах, что в известной мере помогло положительному решению вопроса о создании Союза дизайнеров. За год до Учредительного съезда нового творческого объединения, с 1986 года, началась активная подготовка к первому всесоюзному форуму дизайнеров. В то время в СССР насчитывалось уже несколько тысяч практикующих специалистов, работавших во всех отраслях промышленности и различных сферах дизайна. Изначально было решено, что новый союз объединит специалистов всех областей дизайна: промышленного, графического, средового, текстильного и дизайна в области моделирования одежды. Также в состав будущего союза должны были войти педагоги и научные работники, специализирующиеся в области дизайна. Было решено, что делегаты на Учредительный съезд Союза дизайнеров будут избираться на отраслевых собраниях специалистов. Для этого во все всесоюзные ведомства и министерства оргкомитет съезда разослал извещения и анкеты. Стал формироваться состав будущих делегатов. К этому времени вышло закрытое постановление ЦК КПСС, санкционировавшее учреждение нового творческого Союза. Для его подготовки и утверждения потребовались визы руководителей девяти ведущих машиностроительных министерств и масса дополнительных согласований. Здесь неоценимую помощь оргкомитету оказал заместитель директора ВНИИТЭ Л. Кузьмичев.
3 апреля 1987 года в Колонном зале Дома Союзов в центре Москвы на свой Учредительный съезд собрались 610 делегатов, дизайнеров из всех республик Советского Союза. Этот исторический съезд, к сожалению, оказался первым и последним массовым форумом дизайнеров из 15 союзных республик, ставших теперь суверенными государствами. Несмотря на приподнятость всей атмосферы съезда и радостное возбуждение делегатов, повестка дня и процедурные вопросы были сверстаны в традициях существовавшей административно-командной системы, были излишне запрограммированы и формализованы. В президиуме съезда, под-
черкивая его "государственный" характер, сидели: И. Силаев, в то время заместитель председателя правительства Н. Рыжкова, и председатель Комитета по легкой промышленности И. Бирюкова. В члены первого и единственного состава Правления Союза дизайнеров СССР вошло свыше 90 человек. Из их числа было выбрано 9 секретарей, в обязанность которых входило курировать одно из направлений деловой и творческой активности нового Союза. Председателем Правления заслуженно был избран Юрий Борисович Соловьев, человек, больше других отдавший энергии и времени образованию Союза дизайнеров. Правительство СССР в том же 1987 году издало два специальных постановления. Одно из них затрагивало вопросы развития дизайна в СССР и носило в основном декларативный характер. Фактически большинство его положений так и не было реализовано. Второе — решало вопросы становления и развития Союза дизайнеров. Здесь уже содержались важные пункты, определявшие правительственные льготы и финансовую поддержку. Правда, в отличие от уже существовавших творческих союзов, правительство не предусмотрело регулярное бюджетное финансирование Союза дизайнеров. Кабинетом Н. Рыжкова было также отказано в обязательном процентном отчислении в пользу Союза дизайнеров от прибыли предприятий, получаемой в результате внедрения произведений дизайна в производство. Объяснялось это тем, что уже был принят и начал действовать Закон СССР "О государственном предприятии", по которому производитель самостоятельно решал, как ему распорядиться полученной прибылью, и правительство не имело права вмешиваться в этот процесс.
В результате Союз дизайнеров был освобожден от всех видов государственных налогов, сборов и пошлин, в том числе от налога на экспорт-импорт и налога на прибыль. Аппарату Союза были переданы в аренду помещения в центре Москвы и выделено 1,2 млн. рублей на период становления. Для сравнения: в те же годы Союз художников получал от правительства ежегодно 9 млн. рублей, Союз композиторов — 30 млн. рублей, а Союз архитекторов — 7% от фонда зарплаты всех архитекторов, работающих в государственных структурах.
Но, пожалуй, важнейшим социальным следствием учреждения Союза дизайнеров стала возможность дизайнерам — членам Союза практически свободно учреждать свои дизайн-студии с правом юридического лица, то есть образовывать широкую сеть альтернативных государственным проектных творческих предприятий. В числе первых дизайнеров, создававших подобную студию, был Дмитрий Азри-кан, известный проектировщик, много лет работавший вместе с Ю. Соловьевым во ВНИИТЭ. Второй подобной творческо-производственной структурой стала дизайн-студия Семена Левина, впоследствии занявшего пост арт-директора фирмы "НТВ-дизайн".
Вскоре после Учредительного съезда Союза дизайнеров СССР по стране прокатилась волна учредительных съездов республиканских союзов дизайнеров, были созданы организации в крупнейших российских городах: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Тольятти, Нижнем Новгороде. Руководство Союза дизайнеров СССР не спешило только с образованием Московского Союза дизайнеров и Союза Дизайнеров России, взяв многие функции их общественной деятельности на себя. Московским и российским дизайнерам пришлось проявить определенную твердость и настойчивость, чтобы отстоять свои суверенные права. В результате 17 апреля 1989 года была учреждена Московская организация Союза дизайнеров СССР. Но прошло долгих два с половиной года, что в услови-
Ю
ях перестройки — целая вечность, прежде чем был образован Союз Дизайнеров России.
Тем временем в Российской Федерации учреждались на местах и в центре десятки новых самостоятельных дизайн-студий, руководителями которых становились ведущие дизайнеры. В большой степени этому способствовало принятие новым составом Верховного Совета России двух жизненно важных законов: "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и "О собственности". В них закреплялся порядок регистрации предприятий любой формы собственности и, наконец, вводилось само понятие частной собственности.
С этого момента был открыт путь возрождению российского частного предпринимательства, а с ним появилась надежда на то, что с подъемом отечественной промышленности будет востребован творческий потенциал сотен профессиональных дизайнеров, разбросанных по нашей необъятной стране. Кроме того, эти два законодательных акта установили как особую форму собственность общественных объединений и порядок распоряжения и владения данным видом собственности.В соответствии с этим порядком прошли перерегистрацию большинство дизайн-студий и творческо-производственных объединений по всей России. В добавление к этому на союзном уровне был принят закон "Об общественных объединениях в СССР", позволивший провести официальную регистрацию всех общественных творческих объединений по России на легитимной основе.
Еще на VII Пленуме Союза дизайнеров СССР в Санкт-Петербурге в 1989 году группой председателей региональных российских организаций был поставлен вопрос об учреждении Союза Дизайнеров России. Там же, в Петербурге, был образован первый состав оргкомитета, который в течение двух лет вел подготовку будущего Учредительного съезда.
Неторопливый ход событий был нарушен активизацией политической борьбы Верховного Совета РСФСР во главе с Б. Ельциным против центрального руководства СССР во главе с М. Горбачевым. Этот конфликт, ознаменованный попыткой политического переворота в августе 1991 года, подхлестнул центробежные процессы в государстве и, в частности, способствовал форсированию создания Союза Дизайнеров России. В октябре 1991 года на XI Пленуме СД СССР в Раубичах под Минском представителями российских дизайнерских организаций было принято "Обращение ко всем дизайнерам России" с призывом немедленно созвать Учредительный съезд.
Обстановка в стране в конце 1991 года в корне отличалась от ситуации в эпоху расцвета перестройки. Рост цен и отсутствие финансовой поддержки правительства не позволили обеспечить многочисленное представительство российских дизайнеров на Учредительном съезде. Из регионов в Москву в начале декабря 1991 года съехалось по одному делегату от большинства российских организаций. Обстановка на пленарных заседаниях была конструктивная и деловая. Обсуждалось постатейно каждое положение будущего Устава Союза, предусматривавшего формирование нового творческого объединения не по традиционной вертикали, а по горизонтали. 5 декабря 1991 года в помещении Центра технической эстетики ВНИИТЭ на Пушкинской площади в Москве было провозглашено учреждение нового творческого союза России и принят его Устав, ставший определенной вехой на пути развития общественного демократического движения в стране. Данное событие произошло всего за несколько дней до прекращения существования СССР как государства. Полгода спустя, в мае 1992 года, в Нижнем Новгороде на I Ассамблее Союза Дизайнеров России на альтернативной основе был избран первый президент Союза.
11
• С этого дня до дня сегодняшнего прошло уже более десяти лет. За это время Союз Дизайнеров стал авторитетной творческой общественной организацией. В его структуру входит свыше шестидесяти региональных отделений. Численность Союза составляет сегодня около трех тысяч человек. Среди членов Союза лауреаты Премий Президента и Государственных премий Российской Федерации, заслуженные и Народные художники России, Заслуженные работники культуры Заслуженные деятели искусств Российской Федерации, кавалеры российских орденов и медалей, лауреаты Российского Национального Приза "Виктория". Главное — сегодня в рядах Союза сотни талантливых и энергичных дизайнеров, стремящихся превратить нашу страну в передовую, современную державу, обладающую не только финансовым и экономическим потенциалом, но и эстетически совершенной предметно-пространственной средой. Такая задача не стояла еше не перед одним отечественным творческим объединением.
Выводы по первой главе
1. Создание Союза дизайнеров в нашей стране подвело итог многолетней работе по формированию новой творческой профессии и засвидетельствовало ее зрелость.
2. Данное событие явилось результатом объективного признания советским обществом заслуг отечественных дизайнеров в деле формирования нового и совершенного предметного окружения.
3. Заслуга по созданию Союза дизайнеров принадлежит конкретным людям, имена которых мы не должны забывать. Это Юрий Соловьев, Лев Кузьмичев, Александр Олыианешсий, Марат Яковлев, Ирэн Андреева, Игорь Зайцев, Владимир Рунге. Их усилиями удалось свершить дело, казавшееся ранее невозможным — построить собственный дом для сотен и сотен советских дизайнеров.
4. Дизайнерский мир в нашей стране изменился с появлением Союза дизайнеров. Влияние союза на процесс интеграции профессии в структуру новой российской экономики стало решающим на этапе постсоветского десятилетия.
5. Появление мощного общественного объединения дизайнеров способствовало вступлению в активную творческую жизнь сотен профессионалов, судьба которых с этого момента во многом зависела от успехов развития самого Союза дизайнеров.
6. Впервые в нашей стране была создана реальная альтернатива государственной службе дизайна в виде общественного объединения, которое взяло на себя ответственность за судьбу профессии в постсоветскую эпоху.
7. В период специализации и ведомственной разобщенности с учреждением Союза дизайнеров была предпринята попытка создания надведомственной общественной творческой структуры, способной объединить профессионалов на принципах единого творческого метода и общих корпоративных интересов.







 


ГЛАВА 2
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Основной учебной базой, готовящей специалистов с высшим образованием в области дизайна в России, продолжают оставаться учебные заведения, возникшие сразу после окончания второй мировой войны. В области промышленного, сре-дового и графического дизайна — это Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова (МГХПУ), Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (С.-П.ГХПА), а также Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА) в Екатеринбурге. В области текстильного дизайна и моделирования одежды лидером остается Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина. Набирает силу кафедра дизайна архитектурной среды в Московском архитектурном институте. Имена основателей Московской школы дизайна хорошо известны, это: 3. Быков, Д. Витухин, А. Квасов, А. Короткевич, К. Кондратьева, Г. Крюков, А. Карху, С. Михайлов, Б. Нешумов, Л. Холмянский. Ведущими профессорами Санкт-Петербургской школы являлись: И. Вакс, Л. Ка-тонин, Е. Лазарев, В. Козырев, С. Нейманд, В. Сурина, Л. Линдрот. Не менее популярны фамилии педагогов Уральской школы дизайна: Ю. Владимирского, В. Плышевского, Н. Ляпцева и Е. Вязниковой. Московская архитектурно-дизайнерская школа обязана своим появлением профессорам МАрхИ Г. Минервину, В. Шимко, А. Ермолаеву и А. Ефимову. Из числа их воспитанников вышла масса талантливых, известных у себя на родине и за рубежом российских дизайнеров. Заложив основы дизайнерской педагогики, эти профессора подготовили плеяду преподавателей следующего поколения, методика обучения которых основывается, прежде всего, на собственной богатой проектной практике и впрямую связана с методическими достижениями лучших мировых школ дизайна. Дизайнерские кафедры этих вузов объединяют опытных специалистов и интересных педагогов. В Москве это: Б. Бодриков, Д. Бетоньян, Н. Брызгов, Н. Гетманов, В. Жуков, В. Загорская, Н. Кожичкин, Е. Корягин, А. Крылов, О. Левин, В. Маслов, В. Музыченко, В. Павлюк, Н. Розанов, В. Саврасов, Ю. Серегин, Л. Федоровский, Н. Филимонова, В. Харьков, В. Савинкин, В. Кузьмин. В Санкт-Петербурге: В. Бандорин, Н. Валькова, Ю. Грабовенко, О. Гурьев, В. Данилов, Т. Журав-ская, В. Кирпичев, Л. Колпащиков, В. Михайленко, В. Муравьев, А. Никитин, Л. Николаева, Н. Новиков, В. Пахомов, В. Стрельцова, Н. Устинов и др. В Екатеринбурге наследниками и продолжателями славных традиций являются Е. Постникова, Б. Федотов, В. Брагин, Г. Бренькова, Л. Салмин.
Преподаватели активно внедряют в процесс обучения новые подходы и принципы дизайнерского проектирования: компьютерную графику, решение комплексных и проблемных задач, программы упражнений на активизацию стилевого мышления, разрабатывают направления экологического и средового дизайна. Их усилия не могли не сказаться на уровне студенческих работ. Особенно это заметно на примере ряда дипломных проектов, авторы которых стали лауреатами российских и международных конкурсов. Известная свобода от ряда технических ограничений, раскованность в отношении формообразующих компонентов, оригинальность концептуальных решений, — все это ставит лучшие дипломные работы российских студентов в один ряд с наиболее удачными профессиональными работами известных практиков дизайна.
Развитию дизайнерского образования в России способствуют конкурсы дипломных работ студентов в области дизайна, проводимые регулярно с 1988 года под эгидой УМО по дизайнерскому образованию и Союза дизайнеров. Конкурсы в Санкт-Петербурге (1992 г.) и в Москве (1993—2002 гг.) показали расширившуюся географию дизайн-образования в России, продемонстрировали возросшее желание регионов развивать дизайн на своих территориях, готовить на местах профессиональные дизайнерские кадры. Если Уральская школа дизайна, представленная УралГАХЛ и факультетом дизайна Удмуртского государственного университета, достаточно авторитетна и имеет многолетнюю историю, нашедшую отражение в различных монографиях, то появление дизайнерских факультетов и кафедр в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Уфе, Кирове, Краснодаре, Ставрополе, Казани, Барнауле, Красноярске, Тольятти и Тюмени — явление 90-х годов, впрямую зависящее от инициативы руководителей вузов и педагогов, желающих иметь свои собственные региональные дизайнерские школы.
Наиболее сложной проблемой становления новых дизайнерских факультетов является отсутствие на местах опытных педагогических кадров. На первых порах дизайнерские специализации в вузах возглавили воспитанники Московской и Санкт-Петербургской школ из числа практикующих дизайнеров или специалисты-архитекторы, преподаватели местных строительных вузов, сеть которых по России традиционно широка. Состав педагогов в регионах постепенно пополнялся из числа собственных выпускников, а также за счет переезжающих на работу специалистов из других регионов. Распад СССР и образование суверенных государств из числа бывших союзных республик повлияли на отток множества русских дизайнеров из ближнего зарубежья и возвращение этих квалифицированных кадров в Россию. Особенно много специалистов-дизайнеров переезжает из среднеазиатских республик и из государств Закавказья. Это обстоятельство оказало положительное воздействие на многие стороны дизайнерской жизни, в том числе и на решение проблемы педагогических кадров.
Другой ветвью дизайнерского образования являются учебные заведения первой ступени — средние художественные училища, в настоящее время находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования России. Из числа первых наиболее известно Ивановское среднее художественное училище, где постановка трех дизайнерских специализаций связана с именем выпускника МГХПУ им. С.Г. Строганова — Алексея Веденеева. Более двадцати лет училище по своим программам готовит специалистов-дизайнеров среднего звена, многие из которых продолжают образование в институтах или же предпочитают сразу приступить к самостоятельной практике.
Раз в три года Министерство культуры устраивает общероссийские смотры дипломных работ выпускников средних художественных училищ, в том числе по дизайнерским разделам. В 1993 году в Санкт-Петербурге, в 1998-м — в Рязани, и в 2001-м — в Орле подобные смотры проходили с участием Союза Дизайнеров России. Это позволило обсудить проблематику дизайнерского образования несколько шире, во взаимосвязи с низшей и высшей ступенями подготовки, а также с учетом профессиональной ориентации и специализации на поприще практического дизайна и региональных особенностей.
Координацией и методическим руководством в области высшего дизайнерского образования занимаются несколько учебно-методических объединений (УМО), созданных на базе учебных специализаций из числа наиболее авторитетных предста-
вителей всех -вузов страны. В состав президиумов различных дизайнерских УМО обязательно входят представители Союза Дизайнеров России. Центральным среди УМО по дизайну является орган, созданный при Университете им. С.Г. Строганова в Москве. В 90-е годы его возглавлял ректор МГХПУ профессор А. Квасов. Начиная с 1999 года, председателем УМО является ректор университета профессор А. Дубровин, а проректором по УМО — профессор А. Стасюк. В дальнейшем свои отраслевые УМО создали текстильные вузы, институты сферы быта и услуг, архитектурные учебные заведения. Отдельное УМО было сформировано благодаря усилиям Г. хМинервина по специальности "Дизайн архитектурной среды" на базе МАрхИ.
Практика преподавания дизайна в среднем звене образования координируется деятельностью Методического совета, учрежденного Министерством культуры РФ. В его состав также вошли представители Союза Дизайнеров России.
В последние годы все больше внимания уделяется альтернативной системе дизайнерского образования, возникшей на базе негосударственных образовательных учреждений. Этому содействовало принятие в 1992 году Верховным Советом РСФСР закона "Об образовании". В Екатеринбурге первый дизайн-колледж был учрежден совместно с Союзом дизайнеров профессором УралГАХА В. Плышевским. К сожалению, это учебное заведение просуществовало всего несколько сезонов, но опыт, полученный педагогами и организаторами процесса обучения, пригодился для дальнейшего развития сети негосударственных образовательных учреждений по всей России.
В Москве в Институте современного искусства факультет дизайна на этапе становления возглавила опытный педагог МГХПУ им. С.Г. Строганова Н. Богатова. В Краснодаре факультет дизайна в негосударственном Институте экономики, права и естественных специальностей возглавил известный на юге России профессор О. Зубенко. Ростов-на-Дону подхватил творческую эстафету, и при Южно-Российском гуманитарном институте был открыт факультет дизайна, который возглавили известные в городе педагоги — супруги А. Сурин и М. Сурина.
В 1998 году Союз Дизайнеров России совместно с Кавминводским Союзом дизайнеров и администрацией г. Железноводска учредили негосударственное образовательное учреждение — Высшую школу дизайна. Впервые в истории нашей страны творческий союз взял на себя ответственность за подготовку специалистов в одном из регионов России. К этому шагу учредителей вуза подтолкнула ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе с высшей ступенью дизайнерского образования: перспективные учащиеся должны были покидать регион для продолжения образования. В то же время появление собственного вуза давало возможность талантливым мастерам-дизайнерам расширить свое поле деятельности, перейдя на преподавательскую работу. Так было положено начало сети негосударственных образовательных учреждений Союза Дизайнеров России. Через год по инициативе Совета Союза Дизайнеров России был учрежден Национальный Институт Дизайна в Москве. Это негосударственное образовательное учреждение вобрало в себя коллектив педагогов и студентов Высшей школы дизайна, существовавшей в течение семи лет под руководством известного московского дизайнера-модельера Людмилы Меркуловой.
Особенно широко альтернативное дизайнерское образование распространилось среди учебных заведений первой ступени, в детских дизайн-студиях и художественных школах. Начало этому движению еше в 70-е годы положил выходец из Челябинска архитектор В. Кирпичев, создав в Москве школу-студию "ЭДАС". За заслуги по созданию авторской школы дизайна В. Кирпичев в 1993 г. был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства по разделу "Дизайн".
15
•В Москве по его стопам пошли учредители-школы-студии "Старт" во главе с И. Абаевой, также ставшие в 1998 году лауреатами Госпремии РФ за выдающуюся просветительскую деятельность.
В Санкт-Петербурге в 80-е годы при Дворце творчества юных возникла дизайн-школа С. Таланкина. Благодаря ее методике в сердце России — на Урале в Орске появился детский дизайн-центр под руководством члена Союза дизайнеров С. Захаровой. Сейчас дизайн-центр перебрался в областной центр — Оренбург и возглавил его соратник С. Захаровой Э. Петросян. В Набережных Челнах по методике "Старта" успешно преподают дизайн детям в школе-студии "ДА-ДА" (директор — Т. Хайман).
Эти и многие другие учебные заведения совершили переворот в детской художественной педагогике, добились изумительных творческих результатов, превратив обучение молодых россиян дизайну, архитектуре и изобразительному искусству в интереснейший цикл заданий и упражнений, не уступающий по художественному и проектному накалу достижениям взрослых.
Пока в России сеть негосударственных учебных заведений не имеет своего координирующего центра, но Союз Дизайнеров России регулярно проводит научно-методические семинары и организует отчетные выставки детских художественных студий. Подобных семинаров в 90-е годы при поддержке Министерства культуры России прошло уже семь, и они неизменно пользовались большим успехом среди участников.
Выводы по второй главе
1. Российское дизайнерское образование сыграло на постсоветском этапе роль депозитария, сохранившего в неприкосновенности творческий потенциал отечественной художественной и дизайнерской культуры.
2. Данная область профессионального образования успешно воспроизводила профессиональные кадры в ситуации, когда не до конца была ясна перспектива их дальнейшей востребованности российским обществом.
3. Национальные педагогические кадры на этапе становления сегодняшней дизайнерской практики исполняли роль профессиональной элиты, в течение 15 лет задавали эталоны творческого поведения и представляли собой стабилизирующую дизайнерское сообщество творческую и общественную когорту.
4. Система дизайнерского образования в России смогла подготовить сотни молодых профессионалов, продемонстрировавших свою способность с первых шагов активно действовать на постсоветском дизайнерском рынке. Истинный творческий потенциал данного поколения раскроется только в XXI веке.
5. Сфера дизайнерского образования смогла вобрать в себя в последнее десятилетие XX века все лучшее, что параллельно возникало в области теории и методики преподавания за границей и приносило зарубежным дизайнерам профессиональный успех и признание.
6. Негосударственная ветвь дизайн-образования в нашей стране за прошедший период доказала свою состоятельность и перспективность в постсоветскую эпоху.
7. Бесспорно, палитру российского дизайнерского образования во многом обогатили конкурсы студенческих работ, проводимые по инициативе Учебно-методического объединения по дизайнерскому образованию и Союза Дизайнеров России.
16

ГЛАВА 3
ТВОРЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Ветер перемен, вызванный перестройкой конца 80-х, затронул в России все стороны общественной и духовной жизни, опрокинув складывавшиеся десятилетиями стереотипы. Наиболее заметно и быстро шли изменения в культурной сфере: в изобразительном искусстве, кинематографе, литературе, театре. Затронули они также архитектуру и дизайн. Анализируя явления сегодняшней дизайнерской жизни в России, можно отметить, что фундаментальные сдвиги в ее художественной составляющей были заложены еще в 70—80-е годы, накануне радикальных политических сдвигов. Этому способствовали работы представителей "концептуальной" архитектуры и "бумажного" дизайна, активно разрабатывавших и осваивавших в тот период ценности русского модернизма и постмодернистской эстетики Запада. Новая пластика, новое отношение к стилистике, окончательный разрыв с функционалистским направлением 60-х годов — все это характерно для конца 80-х — начала 90-х. В немалой степени этому сдвигу помог прорыв в информационной блокаде и окончательный слом "железного занавеса", разделявшего богатую традициями отечественного модернизма русскую художественную культуру и динамично развивающуюся, авангардную, по сути, зарубежную художественную практику. В этот период уже не нужно было маскировать откровенно формальные поиски в области пластических искусств под разработку определенных дизайнерских направлений формообразования. Это обстоятельство вызвало некоторый отток из практики ряда талантливых специалистов, ранее работавших в дизайне, часть которых вернулась в живопись и станковую графику, часть вообще покинула страну, воспользовавшись либерализацией эмиграционной политики, и осела в развитых зарубежных странах. Сменились генерация профессионалов, но остался творческий запал, возникший благодаря их усилиям, и он как детонатор побуждал к активности и творческому поиску все новых и новых дизайнеров.
Отдельно хочется остановиться на эволюции российской школы мебельного дизайна. Ее традиции уходят корнями в середину XIX века, когда в Строгановском училище в Москве появились первые мастерские по обработке дерева. В новое время мебельный дизайн не оставался без внимания в стенах ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Сегодня мебельщиков в России готовят Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова (МГХПУ) и Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (С.-П.ГХПА). Кроме того, в Москве в 60—70-е годы сформировался уникальный центр по проектированию мебели на базе Всероссийского проектно-конструктор-ского и технологического института мебели (ВПКТИМа), тесно взаимодействующий с профилирующей кафедрой МГХПУ.
Традиционным материалом для русских мебельщиков служило дерево, в обилии встречающееся в европейской и азиатской частях России. Бесспорным лидером, прекрасным педагогом в этой области дизайна является профессор МГХПУ Юрий Васильевич Случевский, воспитавший много поколений отечественных мебельщиков. Сам воспитанный на классических образцах русского и западноевропейского мебельного искусства, он привил эту любовь к материалу и форме своим многочисленным ученикам.


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 14; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты