Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метроритмическая составляющая мелодики строгого письма




 

Размер такта.Использовались как простые размеры – двухдольные ( ) и трехдольные ( ), так и сложные ( ). Преимущественно употреблялись крупные доли – целые, половинные. Именно подобные доли составляли ритмический рисунок мелодии.

Начало мелодии протекало неторопливо, как правило, долгими звуками (бревис – , целая – ), ритмическая активизация нарастала посте­пенно. Самой краткой длительностью считалась четвертная – . Восьмые длительности использовались очень редко, в виде исключения и не более двух подряд.

Завершение мелодии приходилось на сильную или относительно сильную долю и обязательно осуществлялось крупной длительностью.

Четвертные длительности свободно использовались лишь на слабых долях такта. На сильной или относительно сильной долях четвертные могли появляться только в следующих случаях:

Ø движение четвертями началось в предыдущем такте на слабой доле («ритмический пробег» через сильную долю)

Пример №13

 

Ø четвертями заполнен полностью весь такт

Пример №14

 

Ø в межтактовой синкопе первая четверть слигована с предшествующей более крупной длительностью

Пример №15

 

Ø четвертные длительности, звучащие на сильном времени, предшествуют синкопе

Пример №16

 

В синкопе длительность, приходящаяся на слабое время, должна была либо превосходить, либо быть равной длительности на сильном времени и не могла быть равна четвертной

Пример №17

 

Для мелодики строгого стиля характерны неквадратность, асимметричность, то есть такие средства развития, которые не несут с собой расчлененности музыкального материала, поэтому избегались мелодические и ритмические повторения, секвенции.

Указанные выше ограничения и нормы способствовали созданию мелодий спокойных и уравновешенных, эпически неторопливых.

Ненормативные звуковысотные и метроритмические элементы, встречающиеся в музыке Возрождения, только подчеркива­ют важность нарушаемых канонов и правил строгого письма.

ЗАДАНИЕ

Сочинить пять мелодий строгого письма 10-11 тактов, используя двухдольные и трехдольные простые размеры и сложные размеры.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты