КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Простой контрапункт ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Простым контрапунктом называется такое сочетание двух или большего количества голосов, которое при своих последующих проведениях не предполагает каких либо изменений ни по вертикали, ни по горизонтали. Термин «контрапунктирование» происходит от выражения pиnctиm contra pиnctиm (точка против точки или нота против ноты). Ритмическое соответствие голосов являлось нормой раннего средневекового двухголосия. А для двухголосия и многоголосия строгого стиля характерным становится контраст как линеарный (мелодический), так и ритмический. Ритмический контраст в полифоническом соединении обеспечивался использованием крупных длительностей в одном голосе и более мелких в другом голосе нотный пример №18- муз.произведение не допускалась синкопа в двух голосах одновременно Пример №19
Линеарный контраст достигался различными средствами: Ø один голос содержал скачки, а другой излагался поступенно (контраст плавного и скачкообразного движений) Пример №20
Ø разнонаправленное движение голосов с преобладанием противоположного и косвенного голосоведения Пример №21
Однако контраст полифонических голосов предполагал их единство в одновременном звучании. Это достигалось в первую очередь взаимодополняющей (комплементарной) ритмикой, когда ритмическое замедление или остановка в одном голосе компенсируется ритмическим ускорением другом голосе.
Серьезное внимание уделялось гармоническим интервалам, которые возникали в результате движения голосов. Интервалы четко дифференцировались на совершенные консонансы, несовершенные консонансы и диссонансы. Применение интервалов каждой группы строго регламентировалось. Так, совершенные консонансы на сильной доле такта могли (и должны были) появляться только в начале напева и в его окончании; при мелодическом движении они могли быть использованы только на слабых долях такта. Параллельное движение совершенными консонансами исключалось, а противоположное допускалось лишь в сторону смежного интервала. Несовершенные консонансы брались и на сильных, и на слабых долях такта, но только не в качестве первого и последнего интервала. Допускалось плавное параллельное движение терциями, секстами, децимами, но не более трех интервалов подряд. Не разрешалось лишь соседство двух больших терций (децим), поскольку между основанием одной и вершиной другой образуется увеличенная кварта (ундецима). Диссонирующими интервалами считали секунду, кварту, септиму, нону, ундециму и квартдециму, а также тритон и девятитон в обоих значениях (других увеличенных и уменьшенных интервалов в диатонических ладах нет).
|