Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Поздняя готика XV в




 

Вооружение стоило чрезвычайно дорого, не каждый рыцарь мог позволить себе полный доспех. Даже самые знатные сеньоры и владетельные князья имели привычку составлять обычный доспех из деталей разного происхождения, которые сохранялись как сокровище. При хорошей, нарядной бригантине носили налокотники и наголенники от «белого», т.е. досчатого доспеха, а к целому доспеху могли прикупить новый, более надежный шлем.

Небогатые рыцари одалживали доспехи, особенно для участия в турнирах, подготовка к которым могла разорить любого.

Известны случаи, когда знатные дамы полностью снаряжали рыцарей, выплачивая целое состояние за доспех, состоящий из многочисленных элементов. В лучших доспехах их число доходило до двух сотен, при том, что мельчайшие функциональные детали даже не учитывались. Общий вес брони вместе с тонкой кольчугой, поддетой под неё для основательности, достигал 25-30 кг.

В случае необходимости составные части полного доспеха носили по отдельности, дополняя ими кольчугу или обычное гражданское платье.

 

Ленднер прежде на груди снабжался для крепости пластинкой; теперь грудь и спина защищались 2-мя целыми выпуклыми или пригнанными к формам тела пластинами, которые связывались по бокам. Чтобы пластины не мешали, их изготавливали из 3-х или 4-х частей, которые на груди надвигались одна на другую краями кверху, на спине – краями книзу. К этим пластинам для защиты нижней части корпуса прикреплялись: спереди – набрюшник, сзади – поясничное прикрытие, состоявшие из подвижных пластинок, а к набрюшнику посредством пряжек и ремней прикреплялись еще набедренники krebse (раки). Отверстие между двумя набедренниками заполнялось кольчугой.

К к. XVI в. доспехи, целиком составленные из пластин, назывались krebse, а нижняя их часть с набедренниками – halben krebs (половина рака) или krebsfuss (нога рака). Руки защищали пластинки или трубки; локтевое прикрытие состояло из выпуклой пластинки, отогнутой назад и здесь нередко кончавшейся острием. …..Колено, где были возможны ранения, защищались подобным же образом .что и локоть….

К концу века, когда носки укоротились, башмаки спереди закруглились и вскоре стали столь же чрезмерно расширяться, как прежде заострялись – bärenfuss (медвежья лапа)

Кроме того, на турнирах одну ногу защищали особым щитком.

Где было возможно, доспехи надевались вместе с модным костюмом; в этом случае из всех отверстий доспехов высовывались длинные зубцы, на которые были разрезаны края одеяния. Пояс, сидевший на бедрах, также увешивался бубенчиками. Доспехи конца XV в. – самые красивые из всех. Готический орнамент, завладевший всеми предметами того времени, проявлял свое господство и на доспехах. Преобладающими стали острые, вытянутые формы; более крупные части снабжались часто желобками или же по краям прорезались, подобно орнаменту на остроконечных сводах церковных окон, и, кроме того, оправлялись в латунь.

Доспехи этого периода – все из чистой стали и часто настолько тонкой ,что общий вес доспехов был ок. 18 кг. Более легкие доспехи – для битвы. Турнирные же были так тяжелы, что никто не мог в них оставаться более часа.

Щит при доспехах стал почти лишним. При осадах пользовались особыми щитами высотой в 1,5 м., т.н. pafesen, которые были 4-угольными или заостренными книзу и снабжены остриями для втыкания в землю; делались они из дерева, изнутри обтягивались бычьей шкурой, снаружи – холстиной и раскрашивались.

Мечи вверху, у рукоятки, удлинялись и делались тоньше, благодаря чему удобнее подходили железной перчатке; рукоятки часто обматывались проволокой, чтобы их можно было крепче держать.

Появляются двуручные мечи:

Эспадон. Распространен в Германии и Швейцарии. Клинок имеет обоюдоострый, с округленным острием, длиной до 1,5 м. В сечении клинок в абсолютном большинстве случаев четырёхгранный.

Фламберг - представлял собой двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком, имеющим ряд последовательных противофазных изгибов. Боевое оружие чаще всего имело изгибы лишь на две трети своей длины от гарды — конец клинка оставался прямым и служил для нанесения как рубящих, так и колющих ударов, как обыкновенный меч (это особо относилось к двуручным образцам, требующим больших тренировок и силы удара). По всей длине клинка лезвие затачивалось, при этом «волны» клинка чуть отгибали (разводили), как у пилы.

 

Копья достигали в длину 4 м. А т.к. было бы затруднительно держать шест подобной длины в одном положении под рукой, то с правой стороны нагрудника помещался особый крюк, на который накладывалось копье таким образом, что предохранительный круг приходился впереди крюка, рука же – позади него.

Лучшими оружейниками считались немецкие и итальянские мастера, особенно миланцы, чьи благородные клиенты жили во всех странах Европы и даже на мусульманском востоке.

В работах знатных мастеров качество отделки металла сочеталось с исключительной красотой форм и тонкостью ювелирной отделки. Доспехи, мечи и даги к к.XIV-XV вв. покрывались чеканкой, гравировкой, насечками золотом и чернью; на них кислотой протравливались орнаменты, в т.ч. позаимствованные с тканей. Так же, как оберы ,полные доспехи воронили, придавая им все оттенки синего и красного цветов, из которых самым удачным выходили цвет запекшейся крови. Парадные латы инкрустировали листовым золотом и серебром и набитые золотыми головками.

 

Наемники часто носили чешуйчатые и кольчатые панцири и шапки с поднятыми кверху полями.

Шлемы

Новые виды шлемов:

- saladeсалад. Очень популярное наголовье XV в, которое явно произошло от типа шапель. Шлем пользовался популярностью как у пехоты, так и у рыцарей. С той разницей, что рыцари довольно часто (но не всегда) предпочитали вариант с небольшим забралом, в то время как лучники и арбалетчики предпочитали варианты с открытым лицом, а салады, носившиеся обычной пехотой, нередко имели поля делавшие их похожими на айзенхуты. Тем не менее, салады с полями встречались и у рыцарей, а украшенный салад с открытым лицом был популярным парадным шлемом, носившимся рыцарями вне боя.

Изначально возникнув в Италии, саллады приобрели огромную популярность в Германии, став во второй половине XV типичным германским шлемом, являющимся характерной чертой готического доспеха, тоже ассоциируемого с Германией. Впоследствии именно германские саллады второй половины XV века, стали прототипами немецкой каски.

Немецкий тип плотно прилегает к голове спереди и по бокам, а сзади переходит в широкий хвост, часто очень длинный.

- barbuteбарбют - итальянский пехотный шлем XV в., в значительной мере закрывающий лицо за счёт развитых нащёчников. Y-образный вырез некоторых барбютов XV века копирует античные шлемы гоплитов. Лучший из открытых шлемов того времени, т.к. полностью закрывает голову и лицо, при этом позволяет хорошо видеть и дышать.

- армэ - европейский закрытый рыцарский шлем. Сформировался он в Италии в середине XV века, где и был более популярен, чем в других странах Европы. Состоит из множества хорошо подогнанных деталей и потому идеально облегающий голову. Вскоре был усовершенствован прибавлением горжета, достаточно широкого для того, чтобы нести вес всей конструкции на плечах, а не на голове. К шлему прикрепляли декоративный шашлемник и намет с геральдическими фигурами.

 

Бацинет с подвижным забралом рыцарь соединил с пластинкой, закрывающей подбородок, так, что он равномерно защищал голову и шею; Так возник самый совершенный шлем средних веков – visierhelm (шлем с забралом), который назывался также helmin (маленький шлем).

Тяжелый шлем кюбельхельм («Сахарная голова». Разновидность топфхельма) встречается только на турнирах, ибо там было первой необходимостью защищать голову от страшных ударов копья: подобно бацинету с забралом, он прикреплялся к панцирю винтами и цепочками.

 

- Жабья голова или Штеххельм - тип шлема конца XV — всего XVI века для копейной сшибки на турнирах, с мощной защитой шеи и лица. Неподвижно крепился к кирасе. Характерными чертами этого шлема являются:

§ шарообразный купол, спереди вытянутый вперёд для обеспечения более обтекаемой формы шлема. В случае, если копьё попадало в лоб — оно просто соскальзывало в сторону;

§ затылочная часть купола вместе с защитой шеи жёстко (кузнечной сваркой или заклёпками) соединена с куполом шлема; защита лица, шеи и ключиц, соединённая воедино, также жёстко (заклёпками) крепилась к шлему — этим достигалась монолитность защиты и исключительная прочность шлема;

§ защита шеи выполнена в виде неподвижной конструкции; сзади она оснащена пряжкой для пристёгивания к спине кирасы, спереди защёлкой, обеспечивающей жёсткое крепление к нагруднику;

§ подшлемник привязывался изнутри шлема на завязках; при этом сам подшлемник был достаточно толстым для того, чтобы защитить голову владельца от травмы в случае прямого попадания копьём по шлему;

§ шлем неплотно облегал голову и шею владельца, оставляя достаточно пространства для дыхания; снимался через верх;

§ смотровые щели выполнялись буквально «на лбу» с таким расчётом, чтобы при копейной сшибке, когда всадник наклоняется вперёд, он имел хороший обзор. Иных отверстий (кроме отверстий для завязок подшлемника) шлем не имел.

Происхождение этого шлема — от топфхелмов, а вернее от шлемов типа «сахарная голова», которые вышли из употребления как боевые шлемы, но продолжали быть популярными на турнирах

В турнирах и джострах XV в. за самую макушку наголовья цепляли тонкое, полупрозрачное покрывало, принадлежащее даме сердца, а оплечье дополняли полосой ценной ткани, которая называлась «почетным рукавом».

 

Боевой конь тоже покрыт многочисленной броней.

От боевого коня зависело слишком многое в любом сражении, поэтому было не принято скупиться, украшая конскую броню и сбрую. Попоны, имевшие вид платья с капюшоном или длинного чехла, шились из того же материала, что и рыцарский котт-д’арм – из бархата, атласа и из бесценной парчи всех цветов радуги, на уздечки нанизали кольца и подвески, к наголовнику и к хвосту прикрепляли плюмажи из страусовых перьев.

 

Следует заметить, что художественное совершенство вооружения эпохи готики и раннего XVI вв. быстро вошло в противоречие с суровыми повседневными нуждами.

Главным врагом, а затем и «победителем» сплошного доспеха стал порох, впервые примененный европейцами в битве при Креси в 1346 г. , что послужило сигналом к началу реорганизации армии. Во время осады Арраса в 1414 г. французы уже были вооружены примитивными, но весьма опасными ружьями – «ручными пушками»

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты