КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Н.ПогодинСтр 1 из 5Следующая ⇒ ДРАМА 30-Х ГОДОВ
1. Публицистическая драма. Н.Погодин. 2. Героическая и историко-революционная драма. Вс.Вишневский «Первая Конная» (1929); «Оптимистическая трагедия» (1932); Историко-революционная драматургия Н.Погодина. 3. Психологическая драма. А.Корнейчук «Платон Кречет» (1934). А.Афиногенов «Машенька» (1940). А.Арбузов «Таня» (1939). 4. Философская драма. Е.Шварц «Голый король» (1934); «Тень» (1940)
Драматургия должна была решать новые задачи, которые ставило перед ней время: она должна была дать нового, современного героя, изобразить новую, революционную и послереволюционную действительность, воплотить и выразить новые ценности. Каковы должны быть принципы художественного изображения и выражения всего этого? В.Вишневский, Н.Погодин ("новаторы") выступали за разрыв со старой драматургической традицией, сосредоточивавшей все внимание на разработке характера и действия. По их мнению, спецификой новой драмы должны были стать монументальность, героика, глобальный охват событий. В определенной мере это было связано с особенностью тогдашнего общественного сознания: это была эпоха коллективизма. "Единица – вздор, единица – ноль" (В.Маяковский) – эти слова точно выражали настрой эпохи. Задача драматургии, с точки зрения "новаторов", агитационность, массовость воздействия. Материал – героика войны и труда. Средства – свободная композиция, многоэпизодность, сцены, динамически сменяющие одна другую. Жизненная достоверность и полнота впечатлений достигаются не традиционными драматургическими средствами (три единства, острота конфликта, антитезы, индивидуализация характеров и речи героев, столкновение воль, вызывающее напряженное действие), а документальностью, опорой на реальные факты и события. Николай Погодин даже называл свои произведения "пьесами-очерками".
Н.Погодин
Первая его пьеса – "Темп" (1929 г.). Автор говорил о ней: "Почти очерк". Тема – стройка, борьба за темпы, изменение сознания строителей. Герои – рабочие, вчерашние крестьяне. Героев много, с каждым связана определенная сюжетная линия. Широкий охват событий. Это признаки эпической формы. Внимание к подробностям, деталям трудового процесса. Слабая типизация, слабая разработка индивидуальных характеров. Это признаки публицистического очерка. Практически от драмы остается только диалогическая форма речи. Реплики и ремарки еще не создают драмы. Произведение несценично. Здесь свою роль сыграл прежний опыт Погодина-очеркиста, журналиста; в некоторой степени – еще и влияние лефовской теории "литературы факта". В документальности Н.Погодин видит залог правдивости.
"Поэма о топоре" (1931) – это пьеса, также построенная на документальной основе. Тема: первая плавка нержавеющей стали. Драматург встречался со златоустовскими рабочими-металлургами, и впечатления от этой встречи отразились в сюжете, в системе образов, в фигуре главного героя – Степана. Проблематика здесь уже не столько производственная, сколько нравственно-психологическая: отношение человека к труду, взаимоотношения личности и коллектива. Есть и социально-политический конфликт – борьба с замаскировавшимися классовыми врагами. Система образов слабо разработана. Пьесе свойственна "одновершинность". Кроме характера Степана, ни один другой не получился сколько-нибудь полнокровным и ярким – это при большом количестве действующих лиц. Композиция: пьеса строится как ряд быстро сменяющих друг друга эпизодов. Жанр "пьесы-очерка" привлекал Н.Погодина в начале 30-х гг., т.к. он считал необходимым отказаться от художественного вымысла в пользу факта. По его мнению, любой факт эпохи настолько ярок и интересен, что вымысел не нужен. Но очеркизм таит в себе опасность натурализма и иллюстративности, кроме того, он разрушает драматургическую форму, в чем и убеждается вскоре сам Н.Погодин.
А.Афиногенов. Пьеса "Страх" (1930)
Это представитель "консерваторов" в тогдашней драматургии (к "консерваторам" в драматургии, безусловно, относили себя и М.Булгаков, ориентировавшийся на классические традиции, а также М.Горький как драматург). Для пьесы "Страх" при всей её публицистичности характерны ослабленность чисто событийной линии, повышенное внимание к интеллектуально-нравственным противоречиям и проблемам, к внутреннему миру героев. Конфликт проявляется прежде всего в действии, в противоборстве характеров, а не в спорах и дискуссиях. Для пьесы Афиногенова свойственна глубокая разработка характера. Массовые сцены, "панорама" эпохи отсутствуют. В пьесе "Страх" (1930) конфликт построен на противоречии и противостоянии разных жизненных позиций. Тема – наука и политика. Главный герой – профессор Бородин – человек незаурядных качеств: мужественный, благородный, темпераментный. Он ставит себя в оппозицию к режиму, т.к. считает, что наука должна быть вне политики. У него своя точка зрения на человека: поступки его определяются физиологическими стимулами: голодом, страхом, любовью, гневом. Нет каких-то особых мотивов, классовых, например, или социально-исторических. Отсюда его вывод: "Способы управления и руководства людьми в социалистической стране неприемлемы". Бородин – приверженец "чистой" науки, но в обществе, тотально политизированном, таковая невозможна. Уже сама аполитичность волей-неволей ставит Бородина в оппозицию к режиму. "Кто не с нами – тот против нас", – доказывает автор, ставя Бородина в такую ситуацию: под прикрытием его аполитичности в институте его же ученики и сотрудники образуют контрреволюционную организацию. Осознавая это, Бородин переоценивает свою позицию и начинает понимать, что нельзя быть "ни на чьей стороне"; нейтралитета не может быть в стране, где всё определяет классовая борьба. Следует раскаяние; возникает у героя и стремление "работать для народа". Антитеза: Бородин – Клара Спасова, большевичка, помогающая молодым ученым усваивать нравственные принципы социализма. Эта антитеза играет ведущую роль в раскрытии идеи пьесы. Кульминация – доклад Бородина и ответное выступление Клары. Жанр – социально-психологическая драма, но в то же время она отличается открытой публицистичностью и в проблематике, и в способах её разработки. Иногда сцена просто превращается в трибуну, разворачивается бурная дискуссия по социально-политическим или философским вопросам. Часто используется прием прямого обращения в зрительный зал, монолог призывающий, убеждающий, обличающий. Например, речь Клары о страхе и бесстрашии.
|