КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комедия. Согласно традиции комедия определяется тремя критериями:Согласно традиции комедия определяется тремя критериями: · персонажами: люди скромного положения; · счастливой развязкой; · конечной целью: смех публики; В отличие от трагедии, комедия не должна брать за основу сюжета исторический или мифологический материал. Она отражает будничные, «прозаические» моменты жизни людей. Еще одним из важных отличий является то, что в отличие от трагедии, где зрители активно сопереживают персонажам («включается» в их жизнь, проблемы и т.д.), в комедии происходит совершенно явное разделение зритель - персонаж. Зритель смеется над героями, над их «проблемами», над ситуациями в которые они попадают. Но этот смех - «смех сообщника» по выражению Пави - защищает зрителя от трагической тревоги и переводит зрителя в позицию «над» событиями и героями. Комедия, возникшая в те же времена что и трагедия, не является простым ее «антиподом». Эти два жанра, по-своему, отвечают на одни и те же вопросы. По мнению А. Мюллера комедии, так же как и трагедии, присуще стремление преодолеть тяготы жизни, но она осуществляет это освобождение от них не путем вознесения, как трагедия, а посредством смеха. Если трагедия приводит через страдания к высшей радости, то комедия, повеселив - считает Мюллер - должна настроить в конечном счете, на серьезный лад. Автор любой комедии «вкладывает в нее чувство святой меры, божественного ритма, при всей кажущейся плебейской грубости сильнейшим образом содействует утверждению нравственного великого»[119]. Об этом же писал Лессингв «Гамбургской драматурги»: «комедия должна нападать только на те пороки, которые можно исправить»[120] и далее, «стараясь исправить людей смехом, а не насмешкою»[121]. Если трагедия предлагает зрителю целостный мир, а по сути, подражает целостному миру, то комедия, напротив, предлагает контрастный, иногда противоречивый взгляд на мир. Он предстает не как данность, а как возможность появления такого, противоречиво-дискретного мира, если те пороки, которые выведены на сцену не будут исправлены. «Комедия же, как сказано, есть подражание [людям] худшим, хотя и не во всей их подлости: ведь смешное есть [лишь] часть безобразного. В самом же деле, смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное»[122]. Комедии глубоко свойственна природа условности, переплавливание действительности в обобщение, что создает эффект «маски». Отсюда мы можем заключить, что «комедия масок» является наиболее чистым комическим жанром. Необходимо сделать еще одно существенное дополнение: в комедии невозможно строить действие в расчете на чисто смеховую реакцию. Учитывая законы зрительского восприятия необходимо вводить в комедию и не комические элементы. На это указывал А.С. Пушкин,говоря, что «смех скоро ослабевает и на нем одном невозможно основать полного драматического действия»[123]. Если мы проследим историю развития комедии как театрального жанра, то мы можем увидеть, как в разные эпохи по-разному понималась цель и природа комедии: · Аристофан - хороводно-песенный характер, истоки которого в обрядовых (ритуальных) процессиях в честь бога Диониса; · Менандр - обращение к бытовым сюжетам; · Средневековье - возникновение фарсов, соти, сцен бытового характера; · Ренессанс - внесение элементов приключения и интриги; · Классицизм - внесение элементов (с их противопоставлением) прекрасного - безобразного, трагического - смешного, совершенного - несовершенного и т.д.;
Эволюция комедии как жанра привела со временем к появлению таких видов комедий как :
|