Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История создания метода действенного анализа




 

Метод действенного анализа, как новый прием работы, был предложен К.С. Станиславским в конце своей жизни для преодоления развивающейся пассивности актера, который при длительности «застольного» периода возлагает всю ответственность за создание роли на режиссера. К.С. Станиславский, как пишет Кнебель, «объявил войну пассивности актера, в чем бы она не проявлялась во время работы над ролью, или во всей деятельности творческого коллектива, при создании спектакля или в процесс его исполнения»[155]. Но далее она добавляет, что внедрение в жизнь этого приема, в первую очередь ложится на плечи режиссера. Тем самым, как нам кажется, замыкая круг на режиссере. Тем самым мы приходим к парадоксу: хотел или нет этого Станиславский, но наиболее мощной творческой единицей при создании спектакля, остается по-прежнему режиссер, а актер пребывает все в том же зависимом от него положении. Только теперь режиссер возлагает на актера не только ответственность за создание роли, но и за проведение самих репетиций, которые должен организовывать режиссер. Таким образом, пассивность актера возводиться в квадрат.

Второй предпосылкой создания метода явилось то, что прежний порядок репетиций основывался на искусственном разрыве (во время застольных репетиций) между психической и физической стороной исполнителя. Говоря о неразрывной связи между «жизнью человеческого тела» и «жизнью человеческого духа», об их полном единении, К.С. Станиславский, анализируя внешнее поведение персонажа, постепенно приходит к раскрытию внутреннего мира героя. Поэтому им был предложен краткий логический разбор, «разведка умом» и после актеру предлагалось выйти на площадку, для того чтобы выполнить свои действия в конкретно обстановке. После этого необходимо возвратиться за стол, для осмысления найденного и проверки насколько точно исполняется замысел драматурга.

Необходимо отметить, что практически во всех сочинения К.С. Станиславского указывается на проникновение именно в замысел драматурга, а не в создание своего собственного. Для этого проникновения он придумывал различные системы и методы анализа. Насколько изменилось это убеждение в последующие годы, пожалуй, всем известно. Сейчас главенствующее положение занимает режиссерская «трактовка». Режиссер строит на основе пьесы свой замысел, свой смысл, а пьеса является лишь поводом к спектаклю, к выражению личной темы режиссера. Часто можно встретить такие выражения: «авторский жанр», «режиссерский жанр», «тема автора», «тема режиссера» и т.д. Во многом эта терминология оправдана тем, что первоначальная работа над разбором пьесы все же ведется через личностное отношение к материалу, через свой смысл, на пьесу смотрят сквозь очки своей темы.

Следует так же помнить, что первое прочтение пьесы уже есть трактовка, т.к. читая пьесу, мы по ходу сами расставляем смысловые акценты, наделяем персонажей теми или иными качествами. Порой режиссеру трудно бывает разобраться в авторском замысле, настолько сильно его личное впечатление от пьесы. Здесь именно и необходим анализ действия пьесы, который помогает разобрать пьесу на ряд составных, действенных элементов (событий), что является основой в выражении замысла драматурга. Третьей причиной создания метода действенного анализа стала опасность прямолинейного подхода к авторскому тексту.

Как уже отмечалось выше, весь метод состоит из двух частей: разведка умом и разведка действием. По этой схеме строиться весь процесс работы над спектаклем. Но для начала необходимо выяснить, на какую территорию производиться разведка, что при этом выясняется и какие элементы позволяют нам раскрыть авторский замысел.

Этот процесс состоит из следующих этапов:

Работа по изучению «предлагаемых обстоятельств».

Выделение событий, фактов, событийного ряда.

Поиск «сверхзадачи» и «сквозного действия».

Определение «линии роли».

Работа над «внутренними монологами».

Работа над «видениями».

Работа над «характерностью».

Работа над словом.

Над этими элементами работают во время:

Этюдных репетиций.

В творческой атмосфере.

Эти положения сформулированы и определены в такой последовательности М.О. Кнебельв книге «О действенном анализе пьесы и роли». Мы попробуем их систематизировать и выразить схематично.

 

І. Разбор пьесы и роли · предлагаемые обстоятельства · события · сверхзадача · сквозное действие     «Разведкаумом»  
ІІ. Работа над ролью · оценка фактов · линия роли · этюдные репетиции   «Разведка действием»
ІІІ. Работа над образом (персонажем) · внутренний монолог · второй план · «видение» · характерность · слово «Разведка умом и действием»  

Мы не включили в эту схему «Творческую атмосферу» т.к. это предпосылка и главный фактор вообще любой творческой работы в театральном искусстве.

 

С точки зрения анализа драматургического произведения мы можем взять из метода предложенного К.С. Станиславским лишь его первый этап. Элементы, которые он в себя включает, являются так же частью анализа действия пьесы, поэтому мы рассмотрим их подробнее.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты