КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ § 1. О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы» Данный анализ является одним из основных этапов в анализе драматургического произведения. Сразу же отметим, что его нельзя отождествлять с «методом действенного анализа пьесы и роли» разработанного К.С. Станиславским в последние годы своей жизни. Само слово «действие» понимается нами в более широком смысле, чем обычно в режиссуре, т.е. как конкретное психофизическое действие, производимое актерами / исполнителями на сцене. В нашем случае мы говорим больше о драматическом действии как о ряде определенных событий, некой коллизии, «истории», выражаемых всем актерско-режиссерским ансамблем в представлении на сцене. Мы настаиваем на том, что при анализе драматургического произведения необходимо применять этот вид анализа, выявляющий структуру формообразования события и существования в нем персонажа (со-бытия). Во время же сценического воплощения пьесы, когда начинается работа с актером, необходим метод действенного анализа, который помогает выявлять природу и структуру действия каждого персонажа. М.О. Кнебель, говоря о действенном анализе, указывала, что речь идет о «репетиционном методе». Г.А. Товстоногов называл его самым совершенным приемом работы с актером. Анализ Действия пьесы наоборот относится к «застольному» периоду работы над пьесой, когда важно вычленить события, найти принципы организации событий в событийный ряд, который составляет сюжет, найти причинно-следственный механизм развития событий и факторы его обуславливающие. Все это является задачами «анализа действия пьесы». Несомненно, что в этом анализе затрагиваются действия каждого отдельного персонажа, т.к. события возникают и развиваются под действием и воздействием поступков персонажей. Но подчеркнем еще раз: само по себе действие персонажа не раскрывает структуру события как такового. Несомненным является тот факт, что анализ действия пьесы возникает на основе метода действенного анализа и несет его в своей основе. Они расходятся лишь в некоторых положениях. Найти их и подчеркнуть - задача данной главы. Кроме того, мы считаем необходимым, прежде чем рассматривать анализ действия пьесы и элементы его составляющие, обратиться сначала к методу действенного анализа. Мы рассмотрим историю его создания, что позволит, с большей ясностью, выделить то общее и различное, что есть в этих двух анализах.
|