КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЗНАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Каждая культурно-историческая эпоха по-своему отвечает на вопросы: что есть первопричина всего сущего, из чего все произошло, откуда взялся этот мировой порядок, кто им управляет, в чем смысл и предназначение человека в системе Мироздания? Из попыток ответить на эти вопросы и складывается общепринятая, свойственная ей картина мира, которая включаетспецифические представления о Мироздании, познавательные системы, эталоны мышления, методы исследования и освоения окружающего мира, отражающие уровень развития цивилизации, ее особенности и проблемы, взаимоотношения с природой, состояние науки и культуры. Систему обобщенных взглядов общества или индивида на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, отношения, принципы познания и деятельности называют мировоззрением. Мировоззрение формируется на основе синтеза самых разнообразных знаний и включает определенную идеологию. Его носителем являются общество, социальная группа или отдельный человек. В целостной системе мировоззрения присутствуют три взаимосвязанные компоненты, характеризующие отдельные его аспекты: естественно-научная, гуманитарная и гносеологическая (греч. gnosis - познание). Естественно-научный аспект отражает целостное научное представление о социоприродной среде, отношение к природе как универсальной ценности, сфере своего бытия и объекту практической деятельности. Гуманитарный аспект включает онтологию (греч. ontos - сущее) - учение о бытии, особенностях мира людей, влияние на него социоприродной среды. Он связан с внутренним миром человека и содержит его взгляды, направленные на осознание своей социальной природы, своих интересов, потребностей, мотивов, целей, смысла жизни, нравственных норм и образцов поведения. Гносеологический аспект составляют знания об особенностях познавательной деятельности, ее форм, средств и методов. Ядро мировоззрения составляет система взглядов, включающая четыре группы проблем: учение о бытии, учение о познании, учение о ценностях и учение о практике. Выделяют три уровня мировоззрения - эмпирический, теоретический и методологический (методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной деятельности). Эмпирическое или жизненно-практическое мировоззрение – это, скорее, миропонимание, которое базируется на практическом опыте взаимодействия с социоприродной средой всех предыдущих поколений и включает в себя национальные и культурные традиции, ненаучные знания, которые постигаются через практический опыт, мифологию, мистику, искусство, религию. Теоретическоеили научное мировоззрение опирается на научные представления об окружающем мире. Его основу составляют научные теории и идеи. Оно базируется на понимании всеобщности действия фундаментальных законов природы, взаимосвязи и взаимной обусловленности всех процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде. Базисом методологическогоуровня является философия(греч. phileo - любовь, sophia - мудрость). Используя диалектический метод (греч. methodos - путь исследования, теория, учение)познания и законы логики, она обобщает и систематизирует знания об объективных закономерностях развития мира, о месте человека в системе Мироздания, смысле и назначении его жизни и деятельности. В конце XIX века сформировалась особая форма мировоззрения, которая получила название космизм. В его основе лежат научно осмысленные и философски обоснованные идеи неразрывной взаимосвязи человека с космосом, всеединства и универсальной этики. Огромный вклад в развитие этого направления внесли русские ученые В.И. Вернадский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. Идеи космизма широко представлены и в русской религиозной философии. Ее представители - П.А. Флоренский, Н.Н. Бердяев, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров и другие. Философия космизма пыталась синтезировать два подхода к человеку и его деятельности - антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. В его рамках главная миссия человека - активное и гармоничное включение в процесс общей мировой эволюции. При этом нравственный критерий деятельности человека в равной мере распространяется как на отношение человека к человеку, так и на всю область отношений человека к природе. В середине ХХ века обозначились, продолжают стремительно углубляться и приобретают глобальныемасштабы проблемы, которые принято называть экологическими (греч. oikos- дом, жилище). Подкрепленные психологией потребительского отношения к природе, которое формировалось у человека тысячелетиями, и несовершенством социальной и политической организации общества они приобрели антропологический (греч. antropos- человек) характер и стали истоком глубокого духовного кризиса общества. Преодоление этой ситуации общество видит в формировании нового, экологического мировоззрения. Определение «экологическое» отражает осознание каждым человеком и обществом идей коэволюции природы и общества, принятие и неукоснительное выполнение требований коэволюционного (экологического) императива (лат. imperativus - повелительный) как системы экологических предписаний и требований, разрешающих такие поведение и деятельность человека в природе, которые не противоречат ее законам и установившимся в ней отношениям (Н.Н. Моисеев).
|