КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИДифференциация наук способствует становлению методов исследования, специфичных для каждой отрасли науки, что позволяет овладевать знаниями об объектах, явлениях и процессах вглубь, получать точную и детальную информацию об отдельных их элементах. В едином поле культуры выделяются две глубоко взаимосвязанных составляющих: гуманитарно –художественная и научно-техническая, которые имеют принципиально отличный аппарат исследования. Основные отличия гуманитарно-художественной от научно-технической: - субъективность знания; - нестрогий образный язык; - интерес к индивидуальным свойствам изучаемых объектов; - сложность или невозможность верификации и фальсификации. Однако без объединения разнопредметных знаний невозможно целостное описание объекта, системы, процесса, явления, теории, построение многомерной картины мира, отражающей его изменчивость и подвижность, без этого невозможно постижение взаимной обусловленности всего происходящего в мире. Объединение усилий наук позволяет овладевать знаниями не только вширь - благодаря ему рождается новое знание вглубь, оно подводит к выявлению и раскрытию новых качеств изучаемых объектов, дает новое представление о единстве и взаимосвязи всего сущего. Крупный английский писатель и публицист ХХ века Чарльз Сноу в шестидесятых годах, в период бурного развития физики и космонавтики написал статью «Две культуры», в которой говорил о: -физиках и лириках, художественной интеллигенции и ученых; - о гуманитарной и естественнонаучной культурах; - о том, что естественнонаучная и гуманитарная культуры обречены на неизбежный синтез. Более того, разные области познания не могут развиваться независимо друг от друга, ибо тесно взаимосвязаны через объект исследования. Да и само научное знание по своей природе является целостным, интегративным и системным, а его разбиение на отдельные части - явление чисто условное. Например, исследование процессов мышления, да и самого человека как био-психо-социального существа, требует объединения усилий гуманитарных, естественных и технических наук. Без этого невозможны ни исследование социальных процессов, ни практическая деятельность, ни развитие отдельных научных областей, ни создание новых технологий, машин и механизмов. Осознание необходимости консолидации наук в поисках единства мира сопряжено с идеей интеграции (лат. integratio - восполнение, объединение, суммирование)разнопредметных знаний и разных способов познания и освоения окружающей действительности. Углубление интегративных тенденций способствует появлению новых направлений в науке. Взаимодействие физики с другими отраслями знания породило биофизику, химическую физику, астрофизику, геофизику и другие науки. Благодаря тесному сотрудничеству химии с другими науками выделились такие направления, как электрохимия, биохимия, геохимия, агрохимия и другие. На законах химии базируются технические и прикладные науки - металлургия, стекловарение, химические технологии. Объединение геологии и химии рождает новую науку - геохимию. Синтез астрономии, физики и техники способствовал развитию космонавтики, взаимодействие которой с биологией позволило разработать такие направления науки, как космическая биология и космическая медицина. Взаимодействие биологии с физикой и техникой способствовало развитию бионики. Особую роль в объединении разнопредметных знаний играет математика. Совместные усилия математики с естественными науками позволили создать современные информационные системы, математическую лингвистику и теорию машинного перевода, разгадать механизмы наследственности, установить структуру молекул ДНК и РНК, разработать хромосомную теорию, генную инженерию и т.д. В XX веке процессы интеграции принимают глобальный характер. Но это не значит, что дифференциация навсегда ушла из науки. И сейчас возникают более узкие научные направления. Например, в современной медицине таковых свыше трехсот, в физике почти столько же. Объективно процессы интеграции и дифференциации связаны с материальным единством мира, практическими потребностями развивающегося общества и всех его подсистем. С процессуальной стороны они рассматриваются как противоположные тенденции, как две стороны процесса познания, которые являются характеристиками его развития. Границы между ними часто бывают размыты и подвижны, а их единство не исключает того, что в различные моменты в процессе познания преобладает какая-то одна из них. В современной науке интеграция разнопредметных знаний понимается не просто как суммирование, сложение, сближение или дополнение, а как их глубокое взаимодействие на основе общих принципов познания окружающего мира, общих инвариантов (лат. invarians - неизменный), позволяющих объединить их в единую, целостную, стройную систему. Однако если в естественных науках в качестве инвариантов могут выступать общие логические основания, общие структуры, характеристики, общие качества или обобщенные понятия, используемые разными областями естествознания, то поиски оснований для интеграции естественно-научного и гуманитарного знания вызывают серьезные затруднения, особенно в той области, где гуманитарные науки соприкасаются с ненаучным знанием. Вместе с тем, целостный образ мира, его обобщенная картина в представлениях отдельного человека, его мировоззрение и его деятельность формируются на основе синтеза как научных, так и ненаучных знаний, отражающих разные стороны познания мира. Поиски оснований этого синтеза для современной философии и методологии науки представляют чрезвычайно серьезную проблему, теоретическое решение которой пока не найдено. Но есть еще одна не менее, а, может быть, более важная сторона необходимости интеграции естественно-научного и гуманитарного знания - это преодоление техникоцентризма и гуманитаризация естественно-научного и технического знания. Создав поистине грандиозные науку и технику, общество не смогло, а может быть, и не захотело выработать ту нравственную основу, которая бы ограничивала возможности использования достижений науки и техники во вред человечеству. С нарушением техногуманитарного баланса в развитии общества и внутренней симметрии культуры разрушается то великое триединство, о котором говорил Ф.М. Достоевский: «Величайшее добро, высочайшая истина и совершеннейшая красота неразделимы. Красота спасет мир». Но их разделили. Истина отошла к науке, красота - к искусству, а добро снисходительно оставили вере. Сегодня необходимо восстановить это триединство, ибо наука и техника, не освещенные идеалами добра и красоты, ведут мир не только к технологической катастрофе, но и к нравственной деградации человечества.
|