КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние и рецепции чужого права.2.3.1 Договоры с греками и немцами. Весь 10 в. есть век периодических движений целых масс восточных славян в Византию. С греками тогда было заключено 4 договора: в 907 г. Олегом, в 911 г. им же, в 945 г. Игорем, в 972 г. Светославом. Первый договор. В 907 г. Олег пошел на греков, собравши множество воряг , славян (ильменских) , чуди , кривичей , полян , северян , древлян , родимичей , хорватов , дулебов и тиверцев . Дойде до Константинополя, он заставил греков заплатить единовременный выкуп по числу его воинов и затем , несколько отступив от города , заключил мир с царями Львом и Александром через посредство пяти своих послов . Главные пункты договора заключались в следующих обязательствах греков: 1) платить дань русским на каждый из старших городов, в которых сидели князья - подручники Олега ( Киев , Чернигов , Переяславль , Полоцк , Ростов , Любеч и др. ) ; 2) давать корм тем русским , которые приходят в Византию , а гостям - русским месячное содержание . Греки только прибавили необходимую оговорку, чтобы русские, приходящие в Византию, не разбойничали на улицах и в окрестностях Византии. Бедное содержание договора 907 г. казалось, однако, на первых порах достаточным; но в следующие годы сами греки должнябыли внушить русским мысль о необходимости более подробных условий, и в 911 г. был заключен второй договор в Византии через послов Олега. Этот договор гораздо богаче првого юридическим содержанием; он касается отношений (уголовных и гражданских) между греками и русскими, находившимися в Византии, международных обязательств русских возвращять имущество греков, потерпевших кораблекрушение, взаимного выкупа, и возвращения в отечество рабов пленников. В 945 г. был заключен новый, третий договор с греками , в который включены статьи из договоров 907 и 911 г.г. с некоторыми изменениями не в пользу русских и с добавлением о пограничных странах . В войне 971 г. Святослав был побежден греками и заключил договор (четвертый), дошедший до нас так же в полном виде, но весьма бедный содержанием (ограничивается только клятвой Святослава быть в вечном мире с греками). Правро, выраженное в договорах, не есть ни право византийское, чисто русское: оно составлено искусственно договаривающимися сторонами для соглашения русского обычного права со столь отличным от него культурным византийским правом. Однако в договорах гораздо больше следов русского права, чем византийского. Так , за убийство поставлена смерть , что для греков означало смертную казнь , а для русских - месть рукою родственников убитого . Договоры, не устанавливая норм для отечественного русского права, имеют, однако, значение и для внутренней истории источников русского права: под влиянием народа высшей культуры русские в первый раз пробуют выразить нормы своего права в объективной (письменной) форме и потом сделать их для себя обязательными по силе внешнего принуждения и клятвы, Подобное же значение имеют договоры с немцами, хотя и относятся ко времени гораздо более позднему, именно в 12 и 13 в.в. С немцами заключали договоры западнорусские земли: Новгородская, Смоленская, Полоцкая и Галицкая. В отличие от договоров с греками, в них содержании юридических норм (в некоторых весьма богатая) почти тождественно с русским правом (благодаря культурной близости обеих договаривающихся сторон). Там , где немецкое право противоречит русскому , в договорах берет перевес русское . В договорах определяется в равной степени и положении немцев на территориях русских государств , и положение русских на немецких территориях , а потому они имеют значение внутреннего действующего права . 2.3.2 Рецензия византийского права. В конце 10 в. (988 г.) сношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело настоящий переворот во все сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права; с христианством явилась церковь как учреждение внешнее, имевшее свои канонические законы, во многом несогласие с обычаями русских; наконец, с церковью явилось множество лиц из Византии (духовные и светские), образованных и влиятельных, привыкшие к своему праву и не желавших подчинится ни лично, ни по имуществу праву русскому. Такой всеобъемлющий переворот мог бы привести к полной замене местного права чужим, но благодаря устойчивости русского обычного права он привел только к необходимому усвоению церковного права и к частичной и свободной рецепции некоторых кодексов византийского светского права. Заимствование светского византийского права совершалось с некоторой свободой в выборе кодексов. Наиболее важные из реципированных кодексов следующие: 1) Эклого Льва Исаврянина и Константина Копранима (739 - 741 г.г.) усвоенная в самостоятельной переделке; 2) Прохирон Василия Македонянина (870 - 878 г.г.). Свободное отношение к византийским кодексам обнаруживается особенно из состава так называемого Судебника царя Константина или закона судного людям, который дошел до нас в двух редакциях (краткой и пространной) в кормчих и мерилах праведных. Свободная рецепция появляется и в переработке содержания византийских источников (приспособлении их к русскому права ); например, членовредительные и болезненные наказания заменены денежными пенями и продажами; назначено определенное число послухов, смотря по важности дела; закон о подделке монеты (которой на Руси еще не чеканили) заменен другим. Сфера действия реципированного права простирается в некоторых отношениях на все гражданское общество (право семейное и некоторые части уголовного ) и во всех отношениях на некоторые классы общества (“людей церковных”) .
|