КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Древней Индии
Социально-исторические предпосылки и духовно-культурные источники.
Древнеиндийская цивилизация и её самобытная культура формировались на основе синтеза культуры арийских кочевых племён, проникших на Индостан во второй половине второго тысячелетия до н.э., и местной протоиндийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро. Разрушив сначала эту высокоразвитую городскую цивилизацию, кочевники со временем перешли на оседлую жизнь и создали свои государства, ассимилировав многие цивилизационные достижения аборигенов. Религия завоевателей – брахманизм, религия жертвоприношения основывалась на Ведах (Веды- знание). Это большой комплекс текстов, многие века существовавших в изустной традиции, что само по себе – уникальное явление в мировой культуре. А так как для индоарийцев это было священное знание, переданное людям самими богами, то благоговейная строгость и точность в их сохранении и воспроизведении было главной заботой и делом жреческой касты брахманов, занимавшей высшее место в иерархии сформировавшихся индоарийских государств. Эти государства имели жесткую сословную структуру, состоявшую из 4-х основных каст (варн). Духовная власть принадлежала брахманам, а реальная политическая – военной аристократии, кшатриям. Вайшьи – каста свободных землевладельцев и ремесленников, а также шудры (неприкасаемые, полностью бесправное аборигенное население) обеспечивали высшие касты всем необходимым.
Состав Вед:
Группы памятников
| Название и время создания
| Основное содержание
| Главная идея и назначение
| I
| 4 самхиты (сборники гимнов, жертвенных формул, песнопений и заклинаний).
|
|
|
| - Ригведа (Веда гимнов) ок. XV-IX вв. до н.э. Только одна Ригведа по объёму превосходит совокупный объём гомеровских “Илиаду” и ”Одиссею” .
| 1028 гимнов, посвящённых богам индоарийского пантеона, обитателей 3-х основных мировых сфер: неба (Сурья – солнце, Ушас – заря, Варуна- божество мирового порядка), земли(Агни – жервенный огонь, Сома – священный напиток, опьяняющий и дарующий бессмертие и др. );
воздушного пространства (Ваю – бог ветра, Индра – бог молнии, грозы и разрушительных стихий - центральная фигура всего пантеона, ему посвящено более четверти (250) всех гимнов, и др.).
| С исключительной полнотой представлена мифология индоарийцев, в которой обожествляются силы природы. Гимны не только прославляют богов, но и содержат обращение к ним о тех или иных, главным образом материальных благах. Предназначались для исполнения во время жертвенных обрядов.
|
| Яджурведа (Веда яджусов, яджус - жертвенная формула) IX-VII вв. до н.э.
| Книга жертвенных изречений, целиком посвящена ритуалу , подробному описанию жертвоприношений.
| Основная идея – признание безграничной магической силы жертвоприношений. Знание тайн ритуала даёт жрецам - брахманам власть над самими богами.
|
| Самаведа - книга песнопений. (Веда саманов; саман – особого рода песнопения) IX-VIII вв. до н.э.
| Повторяются в основном тексты Ригведы, но с подробным указанием, как они должны исполняться.
| Предназначена для тщательного регулирования музыкальной составляющей жертвенного обряда.
| |
| Атхарваведа – книга заклинаний. VII-VI вв. до н.э.
| Заклинания против болезней, злых духов, заговоры любовные, приворотные, о долголетии, счастье, благосостоянии и т.д., огромный материал о магии и колдовстве у индийцев.
| Если предыдущие три самхиты использовались в торжественных жертвоприношениях, связанных с возлиянием сомы, то назначение Атхарваведы – повседневный ритуал индийцев и соответствующие магические действия, которые совершали домохозяин и члены его семьи. Памятник “народной религии” в противоположность “религии жрецов”.
| | II
| Брахманы – (брахмана-поучение брахмана-“жреца”) брахманские комментарии к ведам . IX-VII вв. до н.э.
| Пересказываются мифы самхит, даётся религиозная интерпретация их основным идеям.
| Проводится идея о самодовеющей ценности ритуала. В ведийское мышление вводится теологическая теория и космогония (учение о происхождении мира).
| | III
| Араньяки – “лесные книги” середина 1-го тысячелетия до н.э.
| Даётся умозрительное обоснование ритуала, практики жертвоприношения как по своему значению космического действия. Раскрывается символика жертвенного акта .
| Предназначались для отшельников, покидавших мир и проводивших жизнь в лесу (аранья- лес). Впервые вводится понятие Атмана как сущности всего живого.
| | IV
| Упанишады (букв. сидеть у нас учителя)- “сокровенные учения ”, ”тайные наставления”.
108 преимущественно уже философских текстов, из которых 13 признаются основными, созданными в VIIIв. до н.э.- II в. до н.э. По объёму варьируются от нескольких до сотни страниц.
Эпигонские же , в основном подражательские тексты данного цикла создавались вплоть до XVI в. н.э. (наиболее поздняя Алла – упанишада была написана в конце этого века по приказу Акбара ) .
| Образно-символическое мифологическое мировоззрение предшествующих частей вед в упанишадах сменяется философскими рассуждениями , в центре которых природа человеческого “я” и её отношение к космической целостности бытия.
| Основные идеи: идея тождества Брахмана как безличного бесконечного духовного абсолюта, объективного первоначала всего существующего и Атмана - духовного абсолюта на уровне индивидуального, в том числе человеческого существа, обеспечивающего его жизнь и познавательную деятельность; идея кармы – как универсального закона, ставящего каждое существо в зависимость от совершенных ранее поступков; идея сансары как круговорота перевоплощений, определяемого кармой; идея праны, дыхания – высшей из жизненных сил, порождающей все остальные; идея мокши - “конечного освобождения ” как цели человеческой жизни; идея трехэлементного состава каждой вещи (гуны). Идея дхармы как универсального морального закона, регулирующего все. в том числе и человеческое бытие и др.
| | | | | | | |
В целом же значение Вед для Индии хорошо выражают слова Дж.Неру: ”Из этих далёких истоков глубокой древности берут своё начало реки индийского мышления и философии , индийской жизни, культуры и литературы”.
Основные философские системы (даршаны)
Время создания упанишад – период глубокого кризиса брахманизма как религии и идеологии. Творцами упанишад были уже не брахманы, а кшатрии. На основе упанишад возникли 6 ортодоксальных (т.е. признающих авторитет вед, “астика”) и 3 неортодоксальные (“настика”), говоря современным языком диссидентские философские системы, занимающие критическую по отношению к ведам позицию, причём одна из них – Локаята (или Чарвака) радикально оборвала связь со всей ведийской культурной традицией. За исключением Локаяты все остальные философские системы признают ведийское учение о карме и сансаре и ставят задачу индивидуального освобождения как цели человеческого существования. Освобождение же всякий раз понимается как сбрасывание с души сковывающих её пут кармы и соответственно как разрыв круговорота сансары, непрерывной цепи перевоплощений (рождений и смертей в разных обликах и состояниях). Понимание же путей и средств достижения такого освобождения или спасения варьируется в различных философских системах. Ортодоксальные системы группируются парами по их генетическому и концептуальному родству. Ключевую же роль в философии и культуре Индии сыграли в своё время и продолжают играть две из них: санкхья и веданта.
Название системы, этимология термина, основоположник , основной первоисточник
| Основные онтологические категории и представления о реальности
| Путь и средство освобождения или спасения
| Состояние свободы
| 1) Ньяя – (правило, рассуждение, логика); мудрец Готама,”Няя-сутра”;
| Основное внимание уделено процессу познания, прежде всего законам логики как орудию всякого познания.
| Обретенние истины через умозрение
| Мокша как отделение вечного познающего ”я” от его временных свойств
| 2) Примыкает к Ньяя
Вайшешика (вишеша - особенной, отличный); мудрец Канада. “Вайшешика - сутра”
| Основа различия вещей - различное сочетание первичных элементов реальности – атомов (ану)- вечных, неизменных, материальных частиц. Пассивные по природе , они приводятся в движение духовной невидимой силой.
| Непрерывное самосовершенствование как путь к истинному знанию.
| Мокша как освобождение от ига материи.
| 3) Санкхья – (число, счёт, рассуждение через перечисление принципов бытия; мудрец Капила (7 в. до н.э.); “Санкхья-карика”
| Даётся дуалистическая трактовка реальности, в основе которой постулируется два исходных первоначала: Практити (материя) и Пуруша (дух) . 1-ая активна , но лишена сознания, 2-й наделён сознанием , но пассивен, лишен жизненной энергии. Состав практити образуют три непрерывно взаимодействующие между собой космических силы (Гуны): тамас – пассивность, инерция; раджас – созидающая энергия; саттва – просветлённое самосознание. Развиваясь вследствие соединения с Пурушей , Практири порождает 24 компонента реальности.
| Через преодоление незнания (авидья), осознание своей противоположности с Практики и единства с Пурушей индивид на основе йогических методов медитации и концентрации добивается их максимального разведения.
| Мокша как результат разъединения Пуруши (познающего) и Пракрити (познаваемого).
| 4) Йога (связь, соединение, связывание); Патанджали (1 в. до н.э.) “Йога-сутра”
| Выступает как практическое применение санкхьи для достижения психического и физического самоконтроля на основе её онтологии, учения о реальности.
| Освобождение духа из потока миропроявления (сансары) и оков кармы
| Самадхи как максимальное самопогружение с утратой всех внешних восприятий.
| 5) Миманса (исследование, рассуждение , дискуссия); мудрец Джаймини, (прибл. 4 в. до н.э. – 2 в. н.э.), автор “Миманса- сутры”
| Тесно связана с Ведантой. Обе представляют реставрацию идей ведизма, прежде всего – упанишад. Правила ведийского ритуала абсолютизируются Джайними гораздо сильнее , чем это делали когда-то ведийские жрецы.
| Спасение и освобождение через тщательное выполнение всех ритуальных действий.
|
| 6) Веданта (конец, завершение вед); мудрец Бадараяна; автор “Брахма - сутры” (2 в. до н.э.). В период средневековья, на волне возрождения традиционного индуистского мировоззрения заняла и продолжает сохранять доминирующие позиции в культуре Индии. Самый выдающийся и знаменитый представитель не только Веданты, но и в целом индийской философии – Шанкара (788 – 820 г. н.э.)
| Единственной подлинной реальностью является Брахман – вечный, неизменный, бесконечный, единый, объективный духовный абсолют , тождественный Атману как неизменной и вечной сущности индивидуальной души. Окружающий же человека изменчивый, бесконечно разнообразный чувственно-воспринимаемый мир – всего лишь Майя, неподлинное, иллюзорное бытие, источник незнания, заблуждения (авидья), пёстрое привлекательное покрывало, скрывающее истинную реальность, полностью поглощающее сознание не познавшего Истину индивида и поэтому обрекающее его на страдание в круговерти Сансары.
| Осознание иллюзорности, неподлинности чувственно данного мира, и на этой основе проникновение, слияние с подлинной реальностью – Брахманом – Атманом.
| Мокша как результат подлинного знания, слияния с духовным абсолютом, когда всякая индивидуалистическая самость, эгоизм, противоположности субъективного и объективного, своего и чужого, внешнего и внутреннего, “я” и ”не-я” снимаются в акте йогической медитации и самоуглубления.
|
|