Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОЛОРИТ




Слово “колорит” имеет специфическое значение для пишущего о новостях. При освещении важнейших событий, как, например, съезд политической партии или мировое первенство по бейсболу, мы даем специальные “колоритные вставки” и выделяем корреспондентов, которым поручается собирать колорит. Еще важнее следующее: колорит - в том смысле, как мы его здесь понимаем – должен присутствовать в информации о любой важной новости.

“Колорит” – это не просто образное выражение. Он обозначает именно то, что значит: применять в информации слова, обозначающие цвет - “красный”, “зеленый”, “голубой” – там, где это уместно; создавать по возможности цветные картины. Задача состоит в том, чтобы помочь читателю увидеть умственным взором реальную картину. Для этого особенно полезны слова, рисующие цвет. Описание прибоя: “Мчащиеся белые кони моря”…Поэтический образ: “туман пополз над городом, как толстый серый кот”. Боевая сцена периода революционной войны: “Строй пехотинцев в красных мундирах”.

Такое наглядное письмо как бы позволяет читателю зрительно ощущать обстановку и само событие. Это легче сказать, чем сделать. Попытайтесь все же: а) наблюдать и использовать мгновенные характерные детали; б) передавать выражение лица человека в определенный момент; в) вызывать в воображении звуковые картины.

Все это не значит, что можно прибегать к отвлеченным бессмысленным эпитетам: “яркий”, “колоритный”, “сверкающий”, “красочный”, “ослепительный”.

Здесь нужна конкретная описательная деталь для слуха и зрения: дрожь в голосе женщины…треск мотора самолета перед самой катастрофой…Сообщая о заключительной речи Кларенса Дарроу в суде присяжных, корреспондент отмечает, что Дарроу подходит к самому драматическому моменту как раз тогда, когда часы в здании суда начинают бить 12. Дарроу резюмирует пункт за пунктом с каждым ударом часов. Освещая дело Скопса, репортер передает звуковой и цветовой эффект: “Фермер, присутствовавший в зале, в знак одобрения щелкнул своими красными подтяжками”.

Наш мир – это мир света и звука. Большинство наших ощущений проходит через глаза и уши. Весь секрет в том, чтобы находить такие детали, которые позволяют читателю как бы видеть и слышать то, что произошло. Это нелегко.

Предприимчивость – это противоположность инертности. Ищите необычный поворот, который поможет поднять сообщение выше среднего уровня. Раскапывайте новость в новости. Перестраивайте рутинные обороты.

Распространенная информация характерна ныне для оперативного освещения событий в службе АП. Такая информация создается, как правило, путем постановки ряда дополнительных вопросов, большего использования прямых цитат в кавычках, освещения темы под каким-либо новым углом зрения, ранее незамеченным…

Хороший писатель явно чувствует структуру простой фразы. Это его лучшая страховка от неуклюжей, дубовой фразеологии.

Здравый смысл отнюдь не предписывает, чтобы все фразы были наикратчайшими. Типичным нашим читателем может быть шофер автобуса, но ведь он – не ученик начальной школы, едва научившийся читать. Короткие фразы – дело хорошее, но если они следуют одна за другой, они монотонны, как частокол. Их надо уравновешивать более длинными. Если автор обладает чувством слова, то в его власти писать даже благозвучно.

В этом пособии мы не рассматриваем по отдельности различные области информации – радионовости, науку, экономику, политику, - ибо основные требования хорошей композиции относятся в равной мере ко всем этим областям. Стоит, однако, отметить, что в информационной службе АП для радио в еще более обнаженном виде выступают те же требования, какие предъявляются к службе для газет. Здесь особенно очевидно значение ясности, простоты, краткости, разговорности стиля. Очень хорошо бывает перечитывать вслух каждое сообщение, независимо от того, написано ли оно для газеты или для радиопередачи.

В данной брошюре, как отмечалось выше, все внимание сосредоточено на подаче фактов, на том, как надо писать информацию. Но это никому не дает основания забывать, что недопустимо грешить против истины, что при отборе новостей и фактов, преподносимых читателю, от пишущего требуется максимум правдивости, беспристрастности и точности.

Высший класс подачи новостей зависит от многих моментов: стройная, простая фраза; верный выбор действенных деталей; ясность рассказа; хорошая, впечатляющая организация материала; удачные обороты речи; отсутствие утомительного многословия; наличие всех фактов, необходимых для правильного понимания новости и ее значения.

Всем известно, что есть люди, обладающие даром слова и описания, природной способностью улавливать в обычных вещах юмор и вносить кристальную ясность в сложное целое. Таких писателей – единицы; их не создать с помощью изложенных здесь советов. Но всем нам – остальным – стоит порекомендовать:

Не старайтесь быть остроумными, напирать на драматическое или смешное; из этого ничего не получается.

Как бы вы не торопились, всегда подумайте, прежде чем начать писать.

Никогда не пренебрегайте поиском своего подхода. Это дается легче, если работать без напряжения.

Когда вы пишете лид, подумайте, может ли его суть превратиться в газетный заголовок.

Не забывайте, что точка – самый благородный из знаков препинания.

ЖУРНАЛИСТ ОБЯЗАН:

соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

1) проверять достоверность сообщаемой им информации;

2) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

3) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

4) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

5) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

6) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

7) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты