КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физику АристотеляСтр 1 из 2Следующая ⇒ Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей. 1543г. – Н. Коперник «Об обращениях небесных сфер» 1687 г. – И. Ньютон «Математические начала натуральной философии» 1543 – 1687 гг. – 144 года – период «научной революции». Это движение в 17 веке обретает характерные черты в работах Галилея, Бэкона и Декарта. Средневековый образ мира и обусловленный им настрой человека и культуры начинают разрушаться в 14 веке. Этот процесс продолжается в течение 15-16 веков, а в 17 веке принимает определенные очертания новая картина мира. Николай Коперник 1473 – 1543 Обосновал гелиоцентрическую картину мира. Основной труд – 1543 г. «Об обращениях небесных сфер» Геоцентрическая система мира по Птолемею. Коперник убедился в ее несостоятельности. Книга Птолемея «Великое математическое построение» Эта система мира была канонизирована Римско-католической церковью в книге «Альмагест» СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАРТИНА МИРА Средневековая наука и старая картина мира:
Средневековая наука опиралась на теории, созданные еще в античности: Геометрию Евклида Астрономическую систему Птолемея физику Аристотеля Характерной особенностью античной науки было стремление строить теорию, не прибегая к понятию актуальной бесконечности. Это понятие, парадоксальность которого была вскрыта еще Зеноном (V в. до н.э.) не работает ни в физике Аристотеля, ни в математике Евклида или Архимеда, ни в астрономии Птолемея. Греческие математики «актуальной бесконечности не признавали». Аристотель как в физике, так и в космологии допускает только потенциальную бесконечность (бесконечную делимость) величин, т.е. их непрерывность, но не допускает актуальной бесконечности («бесконечно большого тела»). Космос в представлении как Аристотеля и Евдока, так и Птолемея – очень большое, но конечное тело. В эпоху Возрождения характерен острый интерес к понятию бесконечности. Оно не только не вызывает к себе недоверия, но напротив, становится предметом специального исследования у ученых и философов. Николай Кузанский рассматривает понятие бесконечности как теолог: бесконечным, согласно его учению, является Бог. Но уже у него мы видим попытку ввести понятие бесконечности также и в математику в виде учения о максимуме и минимуме. Позднее, понятие бесконечности становится центральным в космологии Дж. Бруно: учение Бруно о бесконечности Вселенной и бесконечном множестве миров в ней. В отличие от Кузанца Коперник не делает бесконечность специальной темой исследования, скорее она играет в его построениях вспомогательную роль в качестве натурфилософского допущения, однако значение созданной Коперником новой астрономической теории велико для дальнейшего развития философии и науки. Внешняя картина космоса остается старая, птолемеевская, хотя кое в чем продуманная дальше. Космическое целое представляет собой шар. В середине его находится шарообразная земля. Вокруг нее коужатся сферы – огромные прозрачные чаши из неразрушимой субстанции, на которых укреплены светила; движение сфер необходимо потому, что ни древность, ни средневековье ничего не знают о законах гравитации и не могут помыслить свободного движения небесных тел в пространстве. Сфер девять; последняя – «первый двигатель» - завершает мир. Вокруг нее располагается Эмпирей – область света и пламени. Вообразить его себе невозможно, ведь он – за пределами мира, а «мир» - это вообще все, что существует тварного, а с другой стороны, этот мир конечен, так что необходимо должно быть нечто «пограничное» ему. Тем самым астрономическая картина переходит в религиозную, точнее сказать в религиознообусловленную не-картину: Эмпирей –место Бога.
|