КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучающиеся должныПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание программы Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Ли тература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравствен но и эмоционально, развить воображение, речь, способность выра зить себя в слове – в целом повысить общую культуру человека. Стратегическая цельлитературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием от носящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Более конкретная цель – воспитание образованного, творчес кого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широ ком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожида ние», имеется представление о творческом почерке разных писа телей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художествен ных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. В основе данного курса лежит единый методологический под ход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Соответственно, текущая цель курса – осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственноэстетического опыта младшего школьника. Особенностью реализованной системы является: 1) выстроенная логика знакомства младших школьников с осо бенностями литературы как искусства; 2) ознакомление за время обучения в начальной школе с мини мальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа
и оценки литературных произведений – на уровне представле ний без обязательного запоминания; 3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в про цессе познания, и способствующий осознанности ими процесса учения. В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство сло ва, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искус ства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ра курса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что прог рамма 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирова ние общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурноисторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читатель ский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является попрежнему классическая и современная дет ская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов раз ных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа. 3 класс(34 часа) Устные и письменные формы словесности.Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы. Формирование общего представления о мифекак способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Малые жанры фольклора и их связь с мифом.Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) при роду. Волшебная сказка.Отражение ”_____tј_древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предме тах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход ге роя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия ми ра в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и ан тичных гимнах богам (реальные тексты). Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке Авторская сказка(Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Со хранение структурных связей с народной сказкой и обретение но вого смысла. Авторские сказки классической и современной рус ской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы – к торжеству ума, смекалки (в на родной сказке); к осознанию ценности нравственного совершен ства и силы любви (в авторской сказке). Сказочная повесть(С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключе ния Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказоч ную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во време ни, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, род нящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, раз витие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и раз вязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. Общее представление об эпосе(без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, ко торый пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природ ных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе. Былина как эпический жанр. Характеристика эпического ге роя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяния ми – торговлей или ратными подвигами – свое отечество). Были на о Святогоре и Илье – промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпичес кий герой. Жанр басни.Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе. Развитие представлений о жанре рассказа(К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнитель ный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейза жа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выра зительности. Поэзия.Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание пережива ния. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпи_ тета (без употребления термина, называя эпитет «определени ем»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления тер мина), гиперболы и повтора. Навыки чтения.Дальнейшее развитие навыков выразительно го чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса Обучающиеся должны иметь представление: – об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; – об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; – об особенностях былинного повествования, об основных ге роях русских былин; – об особенностях жанра басни; знать: – наизусть несколько стихотворений разных авторов; – имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, име на 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе; уметь: – читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; ; – различать малые жанры фольклора; – находить и различать средства художественной выразитель ности в произведениях фольклора и в авторской литературе; – отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; – характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – рассказывать о любимом литературном герое; – устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательско го дневника).
|