Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Виды преступлений




В Древней Индии Преступление считалось тяжким грехом. Это обусловлено тем, что право Древней Индии использовало в качестве источников религиозные догмы (писания) и нормы морали. Они как бы пронизывали все правовые нормы в Законах Ману. Не всегда в них проводилось разграничение между преступлением и гражданским правонарушением.

Исходя из нормы ст. 345 главы VIII «Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.» , можно утверждать, что законодатель по степени общественной опасности уголовные правонарушения делит на две группы независимо от их вида: на тяжкие преступления, под которыми понимается любое совершенное с насилием деяние, и все другие, т.е. совершенные без применения насилия. К тяжким преступлениям относились убийство, грабеж, изнасилование и др.Различают четыре самых тяжких проступка: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кражу золота брахмана, питье хмельных напитков (ст.349 гл.VIII «Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха». )1.

Можно выделить такие виды преступлений, как государственные, религиозные, против личности, против собственности, должностные, против порядка управления, против нравственности и преступление против семьи .

Среди преступлений, называемых законом Ману, на первом месте стоят государственные. К ним относились: служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. В ст. 280 гл. IX2 говориться о том, что «взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления». Статья 289 гл.IX предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст.275 гл.VIII устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов.

Выделялись и правонарушения, носящие характер святотатства, а также должностные преступления. К первым относились такие деяния, как поношение богов и святынь, заклад священного водоема, ко вторым – мздоимство служащих царя, их злоупотребления, составление ложных приказов и прочих (ст. 231 гл. IX «Тех служащих, назначенных для разбора дел, которые, будучи распаляемы жаром богатства, вредят делам просителей, царю надо лишать собственности.» И ст. 232 «Составляющих ложные приказы, подкупающих его советников, убивающих женщин, детей и стариков, а также служащих его врагам царю следует казнить.» )

Законы Ману подробно описывают преступления против личности

Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия (надгробная надпись)[3]. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему. Сословная ,кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности.

Так же подробно выделяют преступления против собственности, за них предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления ,предавался смертной казни. Кража из царских кладовых, арсеналов , храмов, а так же слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража ,совершенная ночью . Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу давая ее градации, как тайное похищение имущества и грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему . Царь призывается к обузданию воров. Вор никогда не признавался собственником имущества. Отдельно отмечается укрывательство вора и недонесение о виденной краже. Укрывателя наказывали, так же как и вора. При обладании спорной вещью нужно было указать ее происхождение. Собственник вещи не может вернуть ее у добросовестного владельца, если не требовал ее в течение 10 лет. Покушение на собственность отнесено к наихудшему из пороков. Закон охраняет в первую очередь имущество царя, храмов. Хищение из царских складов, хищение имущества из храма, кража слонов, лошадей, колесниц правителя влечет за собой одно наказание – «казнить без промедления». Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью (ст.323 гл.VIII «При похищении родовитых людей и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.» и ст.324 «При похищении крупных животных, оружия и лекарственных трав царю следует накладывать наказание, рассмотрев время и обстоятельства дела.» ) 1

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой(ст.345гл.VIII «Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.» ). К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Тяжким нравственным преступлением и великим грехом считалось прелюбодеяние (измена). В Законах Ману нормы о прелюбодеянии идут вслед за убийством. Все виновные в прелюбодеянии (тайная беседа с чужой женой, услужливость, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде и украшениям и т.п.) подлежат смертной казни. Характерно, что проституция жены с согласия мужа не наказывалась (ст. 362 главы VIII).

Законы Ману не проводят различий между прелюбодеянием и изнасилованием (лишением девушки чести против ее воли) (ст. 364 главы VIII). Это преступление влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев, если преступник не был равен по положению с потерпевшей. Равный по положению отделывался высоким штрафом. Неверную жену, «обнаглевшую вследствие знатности родственников», Законы Ману рекомендовали затравливать собаками (ст. 371 главы VIII), а ее сожителя сжигать на раскаленном железном ложе. Наказывался мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной, при этом учитывалось ее социальное положение и была ли она охраняема или нет. Например, шудр проживал с брахманкой. В данном случае мерой наказания была кастрация.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты