Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Возрастная периодизация и система воспитания по Ж.Ж. Руссо




 

Период возрастного развития Содержание воспитания Задачи воспитания
Младенчество (от рождения до 2 лет) Физическое воспитание Забота о здоровье ребенка
Детство (2-12 лет) Воспитание органов чувств Наблюдение за природой, познание окружающего мира, накопление личного опыта
Отрочество (12-15 лет) Умственное воспитание Изучение предметов, имеющих практическую ценность (география, астрономия и др.)
Юность (15-22 года) Нравственное воспитание Религиозное воспитание Воспитание добрых чувств, суждений, воли Открытие идеи Бога и «естественной религии"

В младенчестве (до 2 лет) поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их внимание, помощь и забота. На первый план выходит физическое воспитание ребенка.

В детстве (с 2 до 12 лет) ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился добывать их. Воспитателю важно так организовать среду и вещи в ней, чтобы его воспитанник мог собрать как можно больше фактов путем наблюдения за природой и из своего личного опыта. Несложно заметить, что при таком обучении получаемые знания малочисленны, фрагментарны, ученик не в состоянии усвоить их в системе. Любопытен подход Руссо к проблеме наказаний. Отвергая наказания, он выдвинул метод «естественных последствий». Если ребенок сломал стул, не сердитесь и не спешите заменить его на новый, пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула.

В отрочестве (12-15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания. Руссо — сторонник практически ориентированного обучения. Он считал, что детей необходимо обучать предметам, имеющим практическую ценность для жизни. Особое значение в воспитании Эмиля придавалось труду. Эмиль знакомится с различными ремеслами, живет жизнью ремесленника, ест заработанный им самим хлеб. В трудовом воспитании, по мысли Руссо, важно давать детям самостоятельность, возможность самим изобретать и создавать.

На четвертом этапе (15-22 года) настает черед нравственного воспитания. Подростка, которого ранее берегли от общества, надо подготовить к соприкосновению со средой, в которой он будет жить. Если в предшествующие этапы основной акцент в воспитании делался на общение с природой, окружающими явлениями, то в этом возрасте важно научить его разбираться в людях, общественной жизни. Здесь особая роль принадлежит истории, которая рассказывает о событиях минувшего, показывает деяния великих людей, их ошибки и заблуждения. На примерах, почерпнутых из истории, воспитываются такие качества, как человеколюбие, патриотизм, стремление к славе, чувство долга.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли.

В возрасте 15-17 лет, размышляя над явлениями природы, устройстве мироздания и общества, молодой человек сам приходит к идее Бога, постижению божественного начала. До этого возраста лучше не знакомить ребенка с религией, ибо он просто не готов к этому и может получить грубые представления о Боге, которые останутся с ним на всю жизнь. Естественным путем человек сам придет к Богу. Ведь «естественная религия» индивидуальна, она у каждого человека своя в зависимости от его душевного склада, наклонностей. «Настоящая религия — это религия сердца», — убежден Руссо.

К 22 годам воспитание молодого человека закончено, он начинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьей. В трактате излагаются взгляды на воспитание женщины. Поскольку назначение женщины иное, чем мужчины, она должна воспитываться иначе. Ее удел — семья, дом, призвание — быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься ни наукой, ни общественной деятельностью.

Модель естественного воспитания, предложенная Руссо, во многом утопична. Она основывалась не на конкретном педагогическом опыте, а на философской концепции французского мыслителя. Он стремился изобразить идеал, к которому следует стремиться. Тем не менее педагогическая теория Руссо оказала огромное влияние на системы воспитания конца XVIII — начала XIX в.

Один из биографов дал Руссо на удивление точную и краткую характеристику, построив ее на взаимоисключающих противоречиях. Он писал, что «Руссо, не имея почти никакого образования, прослыл самым великим ученым. Не отличаясь даже простым здравомыслием, почитался мудрецом. Оставаясь всегда себялюбивым, неблагодарным эгоистом, стал благодетелем рода человеческого. Не имея литературного таланта, создал романы, которыми зачитывалась вся Европа. Отдавая своих детей в сиротские дома, создал теорию воспитания. Изменяя жене и сквозь пальцы глядя на ее измены, рассказывал всему миру о возвышенной любви. Обидчивый и злопамятный, перессорившийся со своими друзьями, стал симвлом искренности, сердечности и душевной нежности. Робкий и несмелый и в то же время тщеславный, он обнажил свои пороки перед людьми. Всю жизнь прославлял независимость и жил за чужой счет. Поносил знатных и богатых, находясь на их содержании. Писал о вреде наук и искусства и занимался только ими. Мечтал о хижинах и обитал во дворцах или дворцовых парках. Влюблялся в великосветских дам и женился на полуграмотной служанке».

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 843; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты