КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наставником Мустафы был Алихан БукейхановВ немногочисленных исследованиях как казахских, так и зарубежных ученых упускается такой важный момент, как влияние лидера движения «Алаш» Алихана Букейхана на формирование мировоззрения и взглядов еще неискушенного в общественных процессах Мустафы. Как упоминалось выше известным представителем евразийства был Чокан Валиханов. "Вспомните, что вы первый казах, образованный по-европейски вполне. Судьба же вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав вам и душу и сердце", - написал Чокану Валиханову в одном из писем Федор Достоевский. Вряд ли кто-то другой заслужил такой оценки гения русской литературы. Чокан Валиханов оставил казахскому и русскому народам легендарную память о себе и свое бесценное наследство - научное, художественное, духовное. Все это заставляет говорить о феномене этой выдающейся личности снова и снова.
Жизнь Чокана Валиханова неслась в пространстве Времени с отчаянной быстротой. Может быть, потому, что за ней так же отчаянно гналась смерть. Он умирал в 29 лет, и последним пристанищем был аул Тезека в урочище Кочен-Таган. В ту пору суровые степи Центральной Азии только-только отогрела весна, и они зеленели травами, цвели тюльпанами. Столь короткой жизни этому человеку хватило на то, чтобы войти в Историю, в Науку, незаурядный интеллект позволил ему сказать свое слово обо всем, куда проникла мысль, что довелось увидеть своими глазами. Редкая судьба Чокана Валиханова полна загадок, интересных поворотов, приключенческих сюжетов. Путешествия в таинственные места Азии и поездки в просвещенную Европу: во Францию и Германию, Жизнь в Петербурге, непрекращающаяся исследовательская работа, научные сообщения, рукописи, акварели... Валиханов относился к той редчайшей породе людей, у которых блестяще получается все, за что они ни берутся. Он - первый казахский ученый, просветитель, историк, этнограф ,сторонник евразийства, художник, филолог, философ, гидрограф, топограф, путешественник, дипломат, и даже разведчик. Молодой исследователь работает над материалами, привезенными из экспедиций на Иссык-Куль, в Кульджу, писать очерки о казахах! Об их общественном родовом устройстве, нравах и обычаях, мифах и легендах. Ряд его работ по этногенезу значительно опередили свое время. Только в середине ХХ века у Валиханова нашелся единомышленник Лев Гумилев, выдающийся русский историк и мыслитель. Многие суждения Валиханова были развиты в евразийской концепции Льва Гумилева. Выполняя свою миссию просвещения России в вопросе о жизни и культуре Великой Степи, Валиханов первый записал и перевел на русский язык часть героического эпоса "Манас" - "Смерть Кукотай-хана и его поминки", а также народную эпическую поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу". Оригинальны суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, ритмике казахского стиха. Ряд его исследований посвящен изучению зороастрийских корней казахского менталитета и синкретизма шаманства с исламом у кочевников ("Следы шаманства у киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи") Под видом мусульманского купца он проходит через Тянь-Шань, почти год живет в Кашгаре, собирая материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. Уроженец Азии, знающий восточные языки, он свободно чувствует себя на ее земле. За время экспедиции по обрывкам разговоров, по клочкам сведений из семейных преданий и воспоминаний Валиханов воспроизводит жизнь этого района, ранее не доступного европейским исследователям. И везде он выступает как человек, стоящий на стыке цивилизаций, способный взглянуть на увиденное глазами образованного европейца. 13 июля 1859 года министру иностранных дел Горчакову был отправлен рапорт о том, что поручик Валиханов благополучно вернулся из экспедиции в Кашгар. Ему предстояло, в первую очередь, поправить здоровье, которое уже было надломлено чахоткой. В Петербурге Чокан сделал сообщение о поездке в Азиатском департаменте, выступил с рассказом о своем путешествии в Кашгар на заседании Русского географического общества. В первом и втором томах "Записок Русского географического общества" весной 1861 были опубликованы его "Очерки Джунгарии" с рисунками автора (Джунгария,Семиреченский и Заилийский края Семипалатинской области и часть Илийской провинции Китая), а также его основные работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и Востока, в том числе "Киргизское родословие", "О кочевках киргиз", "Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды" и др. В те времена казахов часто называли киргизами. Валиханов впервые доводит до сведения европейской науки, что казахи и киргизы, или, как их называли, киргиз - кайсаки - два разных народа, несмотря на общетюркский корень. Проделанная работа была оценена по достоинству: Валиханов произведен в штабс-ротмистры, награжден орденом Святого Владимира. В Петербурге он руководит составлением карт Средней Азии и Туркестана, посещает лекции восточного факультета университета, продолжает работать над очерками по истории и этнографии киргизов, начатыми в Омске. Но влажный северный климат плохо действует на здоровье, и он возвращается на родину.
|