Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Старинные колокола литейщиков Левобережной Украины в исследовательской работе В.Л. Модзалевского




Город Глухов .Здесь до 1735 год работал Карп Иосифович Балашевич, сын известного литейщика пушек Иосифа Тимофеевича Балашевича. Очевидно, не имея документальных материалов о колоколах, отлитых К.И.Балашевичем, В.Модзалевский в своей работе приводит сведения лишь о пушках его работы. Вместе с тем, известны три колокола его работы:

  • Колокол обнаруженный в Домницком монастыре города Борзны Черниговской губернии отлитый в 1699 году под названием «Колокол Гетьма Мазепы».
  • Колокол церкви Веригинского предместья города Глухова, отлитый в 1700 году;
  • Колокол Предтеченской церкви города Стародуба отлитый в 1716 год;

Здесь же после 1735 года работал военный литейщик Иван Васильевич Горлякевич. Он был племянником жены Татьяны Карпа Балашевича. Сам И.В.Горлякевич родом из города Стародуба, где его дядя по отцу Яков Андриенко согласно актов, значиться отцом Ефима Горлякевича, что был местным воеводой. Сам же В.Горлякевич жил постоянно в городе Глухове и очевидно, после смерти Карпа Балашевича в его литейке отливал пушки и был товарищем Глуховской сотни. В. Модзалевский упоминает, что не сохранились колокола работы этого литейщика, как впрочем, и сведения отливал ли он их вообще. Вместе с тем, колокол, отлитый И.В.Горлякевичем в 1737 году, обнаружен. Он отливался для Вознесенской церкви города Коропа Черниговской губернии.

В 1749 году в городе Глухове работал литейщик Николай, о его работе имеются документальные сведения в хрониках города. Значиться, что в большом пожаре, случившемся в Глухове в 1749 году, расплавились колокола, а некоторые были повреждены. Под 4 ноября 1749 года запись: «По пожаре, якъ звонъ растопился, iс тоей спижи отлилы три звоны до храму Преображения: единъ звонъ у двадцать пять пуд и в десять хунтов, а другой и в четыре хунта, заплачено Николаю мастеру за роботу и за вылиття трохъ звоновъ тридцать рублей тридцать копеек. Итого стали коштом три звоны iз спижею и за роботу мастеру триста двадцать рублей».

Литейщики Глухова оставили по себе значительные колокольные работы, что и до настоящего времени поражают своей новизной украшений, форм, смелым поиском новшеств в колокольном литье, что сыграло значительную роль в становлении своеобразия украинских колоколов.

Город Стародуб (ныне Брянская область).

Одним из значительных центров людвисарства был город Стародуб и его окрестности. В сборнике Самовидца приводит сведения о великом пожаре 1677 году и упоминается о том, что местные церкви славились «великостью звоновъ»(летопись Самовидца, стр.135).

Здесь в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века жил и трудился Василий Яковлевич Колокольников (в других источниках Котляров). Из актов записи о браке известно, что бургамистр Стародубского магистрата(1711-1714) Демьян Григорьевич Скорупа (Маляров) женился на Евдокии – вдове В.Я.Колокольникова. О колоколах, изготовленных этим мастером, в работе В.Модзалевского не упоминается.

Под 1693 годом во времена полковництва в Стародубе Михаила Миклашевского (1689-1706) упоминается людвисар Макар, что одно время был сторожем гетьманских строений с селе Дроково Мглинской сотни (ныне Суражский уезд Черниговской области). Поскольку он именно в 1693 году жил в Стародубе, следует полагать, что это именно он отлил колокол весом в триста пудов, что был случайно утоплен в реке Ивот во время весеннего паводка, когда доставлялся в город Глухов (старинная актовая книга 1693 год, стр.80).

Город Почеп (ныне Брянская область)

Из описи города Почепа, что производилась в 1715 году известно о работе цеховиков, изготавливавших пушки. В.Модзалевский полагает, что могли отливаться и колокола. Он же вспоминает, что работая с Руманцевской Генеральной описью в Академии Наук Петербурга, в актах Почепской сотни, им обнаружено распоряжение полковника Рославца Петра (не позже 1676 года) о вознаграждении и льготах людвисарю из Литвы, что приглашен был для отлива пушек. Упоминается, что здесь к тому времени достаточно много было и своих почепских литейщиков. Так, известен людвисар Григорий Яковлевич, он же местный воевода (1679-1687). В округе он был самим знаменитым людвисарем. Вдова почепского сотника Авдия Рославца (умерла в 1679 году), желающая построить здесь церковь, заказала отлив колокола именно Григорию Яковлевичу. Поскольку она вскоре умерла, дело начатое ею решали наследники. Решение было принято положительное: «На вилитте дзвона дать четыреста золотыхъ, такъ якъ подлуч небожецы Авдехи оказалось постановление рахунок до прежнего небожецы выдатку». Людвисар Григорий Яковливеч принял плату и обязался: «Старатися яко наскорей бити можетъ дзвон онiй в тридцать камней (тоесть в тисячу пятьсот пудов. Очевидно, произошла ошибка и речь дет о тринадцати камнях) зделати и на хвалу Божию за спасение змерлых небожчиков до церкви Святого Спаса встановыты».

Город Новгород-Северский Черниговской губернии .

Здесь жил людвисар Иван Андреевич, который в 1698 году отлил знаменитый колокол для местного монастыря. Еще в 1676 году, а в местных актах он еще упоминается 1695,1698, 1712, под фамилией Котляр. Только в договоре купли-продажи 1712 году именуется как людвисар. На колоколе весьма искуссно построенном и оснащенном красивой отделкой значиться: «Сей звонъ делалъ в Новгородку Северскомъ Иван Андрееич, людвисар Новгородский». Под этой надписью изображен герб гетмана Мазепы с полным его титулом по начальным буквами I.М.Г.В.Е.Ц.П.В.З, здесь же стихи ему посвященные. На другом боку колокола герб Архимандрита Михаила Лежайского с полным его титулом по начальным буквам М.Л.А.М.В.С.Н.С. и стихи ему посвященные. Выше этих надписей изображение Спасителя и надпись: «Краснейшей добротою паче сыновъ человеческих царь славы Господь». В круговой надписи с длинным текстом мы находим и точную дату отлива: «…року аХчп (1698) мца актобрiя дня первого…». В своей работе «Художннє лиття на Україні 16-18 век» П.Н.Жолтовский относительно этого колокола сообщает следующее: «Хотя этот колокол своим художественным оформлением не достиг уровня работ К.Балашевича, тем не менее хорошая эпиграфика, оформление картушей, изображение Христа дают все основания полагать его художественным изделием». В.Модзалевский отмечает високий уровень работы Ивана Андреевича. Этот литейщик располагал навыками и традициями литья сложившегося в Новгород-Северске больше чем за век. В этой местности литье металлов было развито чрезвычайно. С 70-х годов семнадцатого века, в местных документах множество упоминаний о людях с фамилией Котляр. Такие фамилии давались в те времена лишь тем, кто занимался промыслом литья металлов.

Город Нежен

Первые документальные сведения о нежинских людвисарах относятся к середине шестидесятых годов семнадцатого века. Так, в книге «Расходной денежной казне» при воеводе Иване Ивановиче Ржевскомъ под восемнадцатым сентября 1667 года находим: «…дано колокольнику Александру за работу, что онъ въ вверхнемъ земляномъ городе къ Соборной церкви три колокола переливалъ, а весу в них двадцать восемь пудъ восем гривенокъ, къ прошлогодней дачи пять рублевъ денегъ».

Село Митченки Конотопского уезда

Архиепископ Филарет сообщает о людвисаре, что живет и отливает здесь колокола. Сведения относятся к восемнадцатому веку. Как полагает В.Модзалевский это последний украинский людвисар. Очевидно, им был Котляров Никонор. Колокол его работы находиться в церкви села Рудьковка на Черниговщине.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты