КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Использование в психологииСтр 1 из 11Следующая ⇒ Эго-идентичность — термин Э. Эриксона — целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый). Кризис Идентичности. Потеря эго-идентичности. В таком состоянии исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Экзистенциальная идентичность рассмотрена в работах Д. Бьюдженталя, "Наука быть живым". Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Э. Эриксон считал, что идентичность личности объединяет в себе помимо природных задатков, потребностей и способностей, значимые идентификации и постоянные, устойчивые социальные роли.
Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе. Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу. Одним из первых о важности социальной идентичности заговорил Курт Левин, который полагал, что человек нуждается в прочном ощущении групповой идентификации, чтобы сохранять ощущение внутреннего благополучия.
Личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терт минах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема — социальная идентичность — складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью челове-ка к различным социальным категориям: расе, национальности, клас-су, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная иден-тичность оказывается важным регулятором самосознания и социаль-ного поведения.
Личностная идентичность представляет собой действительное свойство человека, которое формируется в результате опосредования ситуационной идентичности существенными индивидуальными характеристиками. Это, скорее, психологическое понятие, основанное на персональных качествах и характеристиках индивида. Одним из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования системы личностных смыслов выступает социальная идентичность. Для социологии социальная идентичность не представляет по-настоящему научную проблему, так как данное понятие предполагает индивидуализацию индивидов, а социология изучает преимущественно надиндивидуальные, общественные феномены. Но без развитой индивидуальности, которая способна рефлексировать свое социальное положение, посмотреть на себя глазами других, нет социальной идентичности. Каждый индивид имеет несколько социальных идентичностей, по крайней мере одну для каждой социальной позиции, которую он занимает, стремится занимать или думает, что занимает. Социальная идентичность обеспечивает диалог личности и различных социальных общностей. Путем такого диалога личность выступает как социальная сила, способная в определенный момент своим поведением воздействовать на общественные структуры. Место социальных идентичностей может меняться в зависимости от социальной ситуации, следовательно, социальная ситуация может быть изменена и приспособлена к идентичностям.
|