Во всех справочниках и энциклопедиях мы можем прочитать, что самоназвание цыган - рома. Какова этимология цыганского слова «ром»? Цыгане в Европе и Америке называют себя ром, в Сирии и Палестине - дом, в Армении - лом. Языковедами конца XIX- начала ХХ века (Г.Асколи, Фр.Миклошичем и другими) утверждается, что современное цыганское «р» в Европе, «д» - в Передней Азии, «л» в Армении в данной лексеме относятся к древнеиндийскому «д». Исходя из этого, большинство исследователей считает предками цыган народность северо-западной Индии, этноним которой дом. Как возникло слово «ром»? Согласно литературным источникам, цыгане в Европе и Америке называли себя «ром», в Сирии и Палестине – «дом», в Армении – «лом». Мы не знаем достоверно, так ли это было в реальности. Но языковеды конца XIX века (Г.Асколи, Фр.Миклошич) доверяли данному утверждению, и вывод их был следующим. В словах «лом» и «ром» искажён древнеиндийский звук «д». Вот почему большинство исследователей считает предками цыган народность дом из северо-западной Индии.
Хотя это мнение по сию пору поддерживают многие учёные, представляется по меньшей мере странной замена первой буквы - ведь обычно корень слова не меняется - меняются окончания. В начале XX века А.Т.Синклер выдвинул более правдоподобную гипотезу.1 Исходил он из того, что самоназвание ром (во множественном числе рома) существует только у цыган Европы, долгое время проживших в Византии. Почему-то никто прежде не обращал внимание на то, что термин «Византия» ввёл Иероним Вольф, причём только в XVI веке. Сами жители православной империи предпочитали называть своё государство Римской империей (basileia ton Rhomaion); соответственно себя они звали ромеями (romans, rhomaios).2 Итак, прежде чем расселиться по всей Европе, цыгане три века прожили в ромейской державе. Нет ничего удивительного в том, что они приспособили окончание к фонетике своего языка, и стали называть себя по имени приютившего их государства. Даже покинув Византию, они продолжали помнить, что они - рома. Это название укоренилось, и существует по сию пору, несмотря на то, что цыгане давно забыли его смысл. В гипотезе предшественников А.Синклера есть серьёзный изъян. Современные этнологои почти единодушно признают, что Индию покидали представители не одного, а многих племён. Эти разные племена не могли называться одним именем дом. Теория А.Синклера разрешает данное противоречие. Цыгане как народ сформировались уже после выхода из Индии. Мы придерживаемся мнения, что это произошло именно в Византии. В Индии каждое из кочующих племён было особой кастой. Человек, входящий в такую группу не мог мысленно включать себя в более широкую общность, нежели собственное племя. Разве в современной Индии ощущают себя чем- то единым чамары, лохары, банджара, домы, каджары, которых учёные относят к возможным предкам цыган? После выхода из Индии кочующие племена не видели повода консолидироваться. Во-первых, на территории нынешних Ирана и Афганистана они не слишком выделялись этнически - они были почти такими же темноволосыми и смуглыми, как коренные жители, а кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому их образ жизни не казался окружающим чем-то особенным. Только в державе ромеев совпали, наконец, все условия для консолидации разных племён в качественно новое образование. В Византии они оказались фактически единственными кочевниками. Внешность их представляла собой резкий контраст с греками и славянами. Впервые цыгане для всех (и для себя) оказались чем-то особенным. Триста лет, проведённых в принципиально новой среде, сделали своё дело. К пятнадцатому веку, независимо от того, к какой касте принадлежали их предки, все они стали рома, цыгане.
| Цыганская семья. Иллюстрация из книги «Универсальная космография», выпущенной в 1554 году.
| ***** Цыгане всего мира неоднородны по своему составу, хотя окружающим сложно понять, как велики различия между ними. Они делятся на целый ряд этнических групп, отличающихся друг от друга диалектами, занятиями и другими локальными этнокультурными характеристиками. Но прежде, чем перейти к рассмотрению этих групп более подробно, хотелось бы объяснить, наконец, что же такое традиционное кочевье у цыган. К сожалению, никто из российских и зарубежных исследователей не пытался до конца проанализировать это явление, равно, как и подробно зафиксировать существующие у цыган этнические группы. Мы уже говорили о том, что цыгане - потомки нескольких индийских каст, которые ещё в Индии вели кочевой образ жизни. В настоящее время в Индии существуют около трёх тысяч каст и полутора тысяч языков. Пять процентов населения постоянно мигрирует - это бродячие ремесленники, маршрут которых не менялся веками. Только плетением корзин в Индии занимается около 260 каст, а ведь есть ещё кузнецы, гончары и так далее. Все эти касты эндогамны. Наверняка ситуация была примерно такой же, когда предки цыган покинули родину. Конечно, структура общества, существовавшая в древней Индии, оказала неизгладимое влияние на цыганскую психологию. Деление мира на ром и гажё (цыган - не цыган) - это рудимент кастовой системы, сохраняющийся из поколения в поколение. Нельзя представлять себе кочевье цыган как бесцельные хаотичные скитания или романтическую тягу к перемене мест. На самом деле в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. Племена, покинувшие Индию, выбирали новый ареал кочевья - не более того. Часть племён оставалась в данном месте, остальные искали «неосвоенные территории»; процесс этот продолжался постоянно. В каждом конкретном случае ареал кочевья был определённым и сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам понадобилось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы. Таким образом, конкретная группа цыган на протяжение довольно долгого времени находилась в постоянных этнокультурных контактах с окружающим населением, что вело к целому ряду заимствований. Относительно монолитные поначалу в этническом плане цыгане, делились на более мелкие образования, отличающиеся друг от друга локальными особенностями культуры и быта. Такое изобилие цыганских субэтносов и подтверждает наш тезис о том, что ареал кочевья был ограниченным. Если бы таборы перемещались из одного конца континента в другой, нигде не задерживаясь, и при встречах разных таборов постоянно имели бы место смешанные браки, цыгане до сих пор были бы единым народом. Несмотря на сложившийся стереотип, в реальности кочевой народ был поразительно консервативен в выборе территории. Это подтверждается историей. Одна из этнических групп цыган - карачи - живёт в Персии, другая - мугат - около 900 лет обитает в Средней Азии. Цыгане, оставшиеся в Византии, до сих пор живут на территории современных Турции, Греции и Болгарии. Они известны под именами: чингeне, фечuра, джамбaза.3
Интересно, что цыгане, даже попав в неблагоприятные условия, не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале в Испании и трэвелерс в Англии. Эти группы сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия. В результате, даже профессиональному этнологу почти невозможно досконально разобраться в мозаике из десятков (а то и сотен) субэтносов, разбросанных сейчас по всему миру. Многие исследователи видели неоднородность цыган, но не могли выработать правильные критерии для классификации. Одни, например, делили их по географическому принципу. Примером такого упрощённого подхода может служить схема, представленная Р.Воссеном в книге «Цыгане». Данная схема даже приблизительно не отразила того многообразия этносов, субэтносов и родов, которые существуют у цыган.
|
| Во всех современных официальных документах, касающихся цыган, синти названы особой группой, отдельной от остальных европейских цыган. Уже устоялась формулировка: «рома и синти». Между тем, мы не находим никаких оснований к такому делению. Синти - это тоже рома. В иерархическом соподчинении к общему самоназванию цыган рома они являются таким же вторичным субэтносом, как, например, этнические группы ловари, сэрвы или кале. К сожалению, и в данной схеме мы видим тот же подход. Более того, в рамках одной схемы смешаны языковой и географический критерии, а самоназвания цыган неправильно истолкованы. Справедливости ради, надо сказать, что в остальном книга Р.Воссена является интересным, серьёзным исследованием, включающим большой фактический материал. Географический подход явно недостаточен, так как рядом часто проживают этнические группы совершенно разного происхождения. Поясним это на одном характерном примере: русскa ромa и сэрвы живут почти впритык территориально, однако, они представляют разные ветви цыган. Есть и другие подходы. Лучший из них представлен болгарскими учёными Е.Марушиаковой и В.Поповым, которые, собрав богатейший фактический материал, не поняли, однако, структуру соподчинения; зачастую у них через запятую перечисляются этнонимы, самоназвания, названия, образовавшиеся от рода занятий и патронимические группы.4 Ещё более спорный путь классификации основан на анализе терминов, которые выработали для цыган окружающие народы. Французский историк Ж-П.Клебер оперирует такими этнонимами, как «богемцы» или «хитанос», фактически игнорируя самоназвания. Если учесть низкий уровень при низком уровне знаний, которые имели о цыганах европейцы, ошибочные выводы при таком подходе просто неминуемы. Понимая всю сложность задачи, мы, тем не менее, попытались охарактеризовать основные этапы генезиса цыган. Необходимо подчеркнуть, что нами предпринята первая попытка не просто перечислить этнические группы, но показать их в развитии. Все известные нам схемы страдают отсутствием исторического подхода. В составленной нами таблице наглядно показано, как первоначальный конгломерат индийских кочевых племён поэтапно дробился на отдельные группы. Обратите внимание, что группы, относящиеся к хронологическому периоду от V до XVIII столетия, уже прекратили своё существование, утратив единство культуры, и трансформировавшись в современные этнические группы. Мы убеждены, что целостную картину может дать только сопоставление хронологии с миграциями цыган, а также с основными вехами мировой истории. Несмотря на аполитичность кочевников, их судьбы нельзя рассматривать изолированно. Приводимая ниже таблица не может считаться окончательным результатом. Во-первых, процесс дробления на субэтносы продолжается в наши дни. Во-вторых, существуют объективные трудности, из за которых мы приводим самоназвания современных цыган не полностью. Что касается территории бывшего СССР, этническая картина для нас ясна, благодаря собственным материалам, накопленным во время полевой работы. К сожалению, не по всем регионам мира существует такая ясность такой ясности. Мы лишены возможности делать выводы из полевого опыта, а этнологическая литература полна противоречий. Единственным юю выходом нам представляется публикация таблицы в усечённом виде, с тем, чтобы учёные Индии, Азии, и Западной Европы дополнили её проверенными данными. Таблица 3 Формирование этнических групп цыган. Хронологическая таблица
| Столбцы, включающие названия цыганских этнических групп могут стать в несколько раз длиннее после окончательной доработки. Это напоминает ситуацию с таблицей Менделеева, в которой до поры было много пустых ячеек. Однако, даже когда работа будет завершена, реальная ситуация останется гораздо сложнее, нежели может себе представить неподготовленный читатель. Дело в том, что многие из обозначенных в столбцах этнических групп, в свою очередь, делятся на более мелкие родовые объединения (см. нижнюю часть таблицы). Для удобства восприятия, мы отразили в таблице только родовое деление кэлдэраров, но такое же деление существует практически у всех групп цыган. Ниже будут приведены дополнительные таблицы, показывающие соподчинённую структуру групп, проживающих на территории России.
| Цыгане кэлдарары делятся на пять региональных групп, которые по-цыгански называются нэции. Названия этих групп соответствуют той стране, в которой они проживали длительное время: 1) унгрикэ ром – кэлдэрары Венгрии 2) грекуря - кэлдэрары Греции 3) доброжяя – румынские кэлдэрары из Добруджи 4) молдовая – молдавские кэлдэрары 5) сербияя – сербские кэлдэрары По численности нэции различны. Самые крупные из них – унгрикэ ром и молдовая – в свою очередь делятся на так называемые вицы. Вицы бывают двух типов – вица бари и вица цигни. Они находятся в соподчинении друг другу. Вица бари - в переводе означает «большой род» и на практике объединяет несколько сложных семей. По мере роста численности, от вицы бари могут отпочковаться несколько так называемых малых виц, виц цигни. Члены этих виц имеют как бы двойственное самосознание, осознавая свою принадлежность и к малому и к большому роду. Для наглядности приведем пример. В начале XIX века в Венгрии жил цыган Йоно Кальдарас, многочисленные потомки которого стали называться по имени своего прародителя - йонешти. Это вица бари. По имени одного из сыновей Йоно - Пэтро Кальдараса (1820-1920 г.г.) стала называться вица цигни - петрещи.5 По данным Р.С.Деметера, собравшего названия виц молдавских и венгерских цыган, в одной вице бари может быть от 80 до 800 членов. Таким образом, вица бари состоит из потомков одного реально существовавшего прародителя от имени которого происходит название вицы. Теоретически в каждую вицу могут входить все потомки общего прародителя. На практике же вица объединяет лишь тех потомков, которые считают себя членами этой вицы. Иногда основателем такого объединения могла оказаться и женщина. Например, известен род кумбриешти, происходящий от женского имени Кумбрия. Такое бывает в случае, когда у женщины умер муж, а дети были ещё малолетними. Если эта женщина прожила вдовой до глубокой старости, воспитала детей и внуков, то название вицы идёт от её имени. Порой название вицы происходит от предмета, ставшего прозвищем. Например, название крестевецони идёт от цыганского слова крестевецы – огурец. Члены вицы не обязательно живут совместно. Очень часто бывает, что они никогда не собираются вместе (хотя вообще цыгане чрезвычайно мобильны, охотно едут на свадьбу, на крестины). Вместе с тем, вицы играют значительную роль в поведении цыган и в их взаимоотношениях. Постыдным поведением один человек может создать дурную славу не только своей семье, но и вице в целом. Естественно, и на репутацию индивидуума распространяется репутация всей вицы. У прочих групп цыган внутреннее деление может обозначаться другими словами: так у русских цыган род называется родо, у немецких - штама, у крымских - чанг, тухумя.
| У кишинёвцев, как и у кэлдэраров, есть деление на вицы бари и вицы цигни. Например, к старинным родам относится туркулеште. Сравнительно недавно образовались вицы: милионеште, софронеште, козакеште.
*- в электронном издании книги исключены таблицы с делением крымов и лотвов, поскольку при сборе и классификации материала для них Надежда Деметер допустила много фактических ошибок. (Примечание Н.Бессонова.)
При рассмотрении таблиц надо учитывать, что приведённые в них данные, в силу объективных причин не могут быть исчерпывающими. Процесс деления этнических групп на новые региональные субэтнические группы и роды продолжается и в наши дни.
| При анализе сложной, на первый взгляд, системы названий и самоназваний цыганских групп, сами собой напрашиваются некоторые обобщения. Мы пришли к выводу, что критерии возникновения этих этнонимов имеют общие закономерности у всех цыган, осознающих общность происхождения и называющих себя рома. Как ни странно, самоназвание наций чаще всего даётся народом, среди которого проживают цыгане конкретной этнической группы и происходит не от цыганского слова, например: урсари от рум. - вожак медведя рудари - от рум. - рудник, копь сэрвы - от румынского - крепостные кэлдэрары - от рум. - котёл ловари - от венг. - лошади трэвэлерс - от англ. - странники тинкеры – от англ. - лудильщик Иногда самоназвание имеет цыганскую лингвистическую основу, как в случае с испанскими кале. Однако, при тщательном рассмотрении, мы видим, что это перевод того слова, которым цыган называло окружающее население. Кале - по-цыгански означает чёрные. Вторым признаком индентификации являлись географические названия: русска рома - Россия польска рома - Польша лотфитка рома - Латвия кырымитика рома - Крым влахуря - Валахия мачвая - Мачва (Сербия) кишинёвцы - Кишинёв румелиа - Румелия (европейская часть Турции) Заметим ещё один общий признак - в «географических» самоназваниях этнических групп фиксируется именно ареал их формирования. В свою очередь, указанные выше этнические группы делятся на ряд локальных или региональных групп субэтносов, в основе самоназваний которых лежит, как правило, тоже географический принцип. Но теперь указано место настоящего проживания конкретной группы. Это либо прямое указание на местность (топоним), либо описание местности, например, кишаялэ - живущие в песках (от цыганского кишай - песок), барэ паненгирэ - живущие у моря (от цыганского бари пани - море, буквально - большая вода). Название родов - это третья ступень в структуре соподчинённости самоназваний. Эти термины происходят от имени предка, от прозвища или, как это бывает в последние десятилетия - от фамилии. К анализу так назывемых географических самоназваний надо подходить очень взвешенно. Например, туркулешти (у кишинёвцев) - это не турецкие цыгане; в данном случае это просто название рода, возникшее от прозвища цыгана турецкого происхождения, который позднее проживал в Российской империи. Теперь понятно, как возникают многие ошибки в фиксировании и предполагаемом генезисе этнических групп цыган. Большинство иностранных исследователей (а в России этим практически никто не занимался)* - путают группы и подгруппы или явно ошибаются, характеризуя род цыган, как отдельную этническую группу. Например, Р.Воссен приводит самоназвание гурваши как наименование этнической группы, хотя по описанию рода занятий и языка, скорей всего это один из родов кэлдэраров.6
*- Деление некоторых этнических групп на более мелкие локальные субэтносы частично отражено в публикациях Х.Х.Назарова и В.Г.Торопова. Однако, наболее полно рассмотрена реальная картина (по кэлдэрарам) в книге Р.С.Деметера «Образцы фольклора цыган кэлдэрарей».
К таблицам цыганских родов требуется ещё один заключительный комментарий. По нашим наблюдениям, в последние годы значимость родового деления ослабевает, и мы не удивимся, если через достаточно продолжительное время цыгане в России будут подразделяться прежде всего по самоназванию этнической группы, а уровнем ниже по малым семьям или месту жительства. Важно отметить, что сформировавшись в определённом ареале кочевья, группа цыган сохраняет свою самобытность даже оказавшись на другом континенте. К примеру, в Бразилии с конца XIX века проживают группы: кэлдэрaры, ловaри, мачвaя и рудaри. Их культура чётко отлична от культуры оказавшихся здесь двумя веками раньше калe. Вообще же, если взять кэлдэраров в Америке, России или Испании, они будут идентичны между собой.
Система личных имён. Итак, при идентификации личности выстраивается следующий ряд. В первую очередь отдельный индивидуум - ром, цыган, во-вторую - представитель этнической группы (и её региональной подгруппы), далее следует указание рода. Фамилии в цыганской среде отводилась очень маленькая роль, она существовала прежде всего для общения с внешним миром, юридического оформления сделок и актов гражданского состояния и т.п. Как правило, у цыгана два имени - одно в жизни, другое в паспорте. Не следует видеть в этом только стремление цыган к скрытности, хотя в прошлом система тайных имён воспринималась властями именно так. В ряде стран (Испания, Австро-Венгрия при Марии Терезии) даже были приняты указы, запрещающие цыганам иметь тайные имена. Между тем, похожий обычай этнологи наблюдали у многих народов; у народностей Крайнего Севера система вторых имён существует и сейчас. Связана она с суеверными страхами и попытками обмануть злых духов, избежать болезней и ударов судьбы. Гораздо более серьёзную роль, чем фамилии, у цыган играют прозвища. До сих пор бывает так, что цыгане знакомы десятки лет, но так и не знают официальные паспортные данные друг друга. Зато прозвища широко известны каждому. Цыганский драматург И.Ром-Лебедев описал, как в дореволюционные времена назывались московские цыгане: «В Петровском парке почти каждый хоровой цыган был наделён прозвищем, прилипающим к нему навечно. Моего отца, за отметины на лице после оспы, прозвали Рябчик, брата Валентина за длинный нос - Дятел. Были Картошка, Пятачок, Косичка, Ползунок, Антрацит, Сухарик, Петух, Корытиха, Змей, Шмырка... Варю Панину - за её низкий, почти мужской голос - Иерихонская Труба... Если бы вы приехали в Петровский парк и спросили у встречного цыгана: -Вы не знаете, где тут живёт Николай Петрович, цыган? После паузы последовало бы: -Кто? -Васильев, Николай Петрович. Встречный цыган, наморщив лоб, усиленно вспоминал бы: -«Петрович...Петрович...» - и пожимал бы плечами. -Кажется, его ещё зовут Пухырка. -А-а-а! Так бы и сказали. Вот здесь через два дома.»7 Совершенно такой же остаётся картина и в наши дни. Прозвища могут иметь юмористический оттенок (копчёный - об очень смуглом, худенький - о мужчине весом 150 кг), редко - оскорбительный (бикалценди, нангорэ, пирнангэ - беспортошные, голытьба, босяки). Приведём ещё ряд примеров: картошка, кефир, полковник, инженер, пятилетка, телевизор, белый. Важно отметить, что название рода может происходить как от имени, так и от прозвища.
Внутренняя этнонимия цыган. Помимо самоназваний, у цыган существуют этнонимы, которые они употребляют для обозначения других цыганских групп. При этом чаще всего критерием служит не место формирования какой-либо группы, а географическое направление, с которого она пришла. Русские цыгане, к примеру, называют кэлдэраров «болгарами»; те, в свою очередь, зовут их «поляками». В Болгарии для цыган, прибывших из Австро-Венгрии существуют этноним «нямцуря».8 И стоит ли удивляться, что для украинских сэрвов русские цыгане - «немцы», а для польских они же - «чернобыльцы».9 Ловaри употребляют слово «ромунгры» (буквально означающее цыгане-венгры). Последний термин сформировался исторически: поначалу ловaри называли так цыган Венгрии, говорящих по-венгерски, а потом по аналогии распространили его на прочих цыган с непонятным для них языком. Лотвы - латвийские цыгане - называют русских цыган фандари, что является калькой с русско-цыганского халадо - солдат. Кроме того, употребляется слово криевниеки (от латышского krievs - русский). Русские цыгане, проживающие в Прибалтике и в Санкт-Петербурге, в свою очередь, называют латышских цыган - чухны.
Внутренняя иерархия цыган. Как мы уже отмечали, цыгане в Европе жили по кастовым законам, вынесенным из Индии. В самой Индии существует определённая иерархия: деление каст на высшие и низшие. Было бы странным, если бы это никак не отразилось на психологии цыган. И действительно - в реальной жизни мы видим, что этнические группы фактически являются отдельными кастами или подкастами. Несмотря на то, что представители каждой отдельной группы считают себя истинными цыганами, декларируя превосходство своих обычаев, тем не менее, существует более или менее объективная шкала внутренней иерархии. Каждый цыган в глубине души знает, какие группы считаются элитой, а какие презираемы. Есть и промежуточные категории. Такая же картина существует в Индии. Важно отметить, что в обоих случаях иерархия не является чем-то незыблемым, установившимся раз и навсегда. Индологи подчёркивают постоянные изменения: одни касты набирают силу, другие могут понизить свой статус, если они скомпрометировали себя. То же самое происходит и у цыган, в частности, в современной России. |