Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Описание отдельных этнических групп цыган.





Калe. Цыгане, появившиеся в Арагоне в 1425 году, положили основу группе, которую испанцы называют «хитaнос». Сами же испанские цыгане предпочитают называть себя калe. История формирования этой этнической группы очень противоречива. С одной стороны, постоянно следовали указы об изгнании. С другой, от цыган требовали жить оседло и вести ту же жизнь, какую ведут испанцы. В 1633 году был провозглашён указ, грозивший смертной казнью, если цыгане «не сменят своё платье на обычное, не забудут язык, обычаи, и даже свои имена.» Ф.Гранде так пишет об этом тяжёлом периоде: «Один закон им предписывал проживать в малых городах, другой запрещал там селиться; один закон требовал жить среди нецыган, другой держаться от них в стороне. Их преследовали за покупку и продажу домашнего скота на базарах. Им не разрешалось проживать в городах, где имелись суды, дабы они не могли судиться с нецыганами. Один указ предписывал высылать их в Америку, другой - запрещал им выезжать туда.»10 Результатом этих несогласованных действий было то, что калe осели в различных провинциях и подверглись значительной ассимиляции. Они стали говорить на особом диалекте, воспринявшем испанскую грамматику. Лексика же - цыганская с очень значительными испанскими вкраплениями (в настоящее время всё более сильные позиции завоёвывает испанский язык). На основе местного фольклора цыганами-калe был создан стиль фламенко - единственная в странах Западной Европы самобытная цыганская музыкальная система. Несомненно, это стало возможным только благодаря оседлости и тесным контактам с коренным населением. Калe делятся по географическому принципу на каталонских, андалузских, кастильских и т.д. Поскольку Испания обладала огромными колониями в Новом свете, испанские цыгане проживают сейчас также в латиноамериканских странах.

Гюстав Доре. «Хитаны из Дьезмы». Гравюра 1874 года.


Андалузские цыгане в XIX-XX в.в. работали кузнецами, торговцами, официантами, кучерами, танцорами фламенко, при случае участвовали в бое быков. Они на протяжение многих поколений жили оседло и удачно интегрировались в общество. Однако, около 5% цыган Андалузии продолжали кочевать, занимаясь плетением корзин.

Вийе. Андалузские кале. Литография 1827 года.


Примерно та же картина наблюдается в Каталонии. Цыгане Барселоны и других каталонских городов и деревень тоже живут оседло и имеют уважаемые профессии.
Иначе обстоят дела с кастильскими и эстремадурскими калe. Они перебиваются случайными заработками, нанимаются на подсобные работы, торгуют подержаными вещами, и так далее. Большая их часть живёт в трущобах, и остаётся неграмотной; некоторые всё ещё кочуют.11
По вероисповеданию калe, естественно, католики.

Сuнти. Самоназвание этой группы - синти (единственное число синто). К этой этнической группе относятся цыгане, проживающие долгое время (приблизительно с XV века), главным образом, в немецкоязычных странах. Кроме того, отдельные группы синти встречаются в Польше, Чехии, Франции, Италии, Словакии, бывшей Югославии, Нидерландах. В дореволюционной России в начале ХХ века было 5-10 семей немецких цыган, которые прибыли из Польши. Они делились на две локальные группы, связанные с местом их проживания в прошлом: брайзи (от немецкого Preussen - Пруссия) - прусские цыгане; и эстэрайхарья (от немецкого Osterreicher - австриец) - австрийские цыгане. Первая группа (брайзи) называла себя ещё пояки, то есть польские цыгане, что, очевидно, связано с пребыванием их предков в Польше.
Самоназвание сuнти - скорее всего произошло от воеводы Синдела, который и привёл первый табор в Германию. Мы бы не стали, подобно некоторым исследователям, связывать название немецких цыган с провинцией Синд в Индии - хотя это и заманчивая теория (учитывая происхождение цыган).12 Во-первых, за время пребывания в Византии кочевники забыли о своей родине. Во вторых, (что гораздо важнее) называться по имени предка - это очень традиционно.

Немецкие цыгане XVIII столетия.


Во Франции сuнти именовались «богемцами», поскольку считалось, что они пришли в эту страну из Богемии. В современной Франции они известны под названием мануш. В языке сuнти очень много заимствований из немецкого; их фамилии тоже чаще всего звучат на немецкий лад, например, Эберхардт, Клейн. По вероисповеданию они, в основном, католики.
Мы не будем долго останавливаться на истории западноевропейских цыган. В главе «Репрессии» уже рассказывалось о многовековой травле, которой они подвергались. Для нас важно отметить, что именно синти были предками так называемых русских цыган - в конце XVII века часть гонимых кочевников, спасая свои жизни, перекочевала в Польшу и далее в Россию.
Оставшиеся в Германии сuнти сумели дождаться смягчения политики, и, едва предоставилась такая возможность, стали быстро врастать в немецкое общество. Значительная их часть стала оседлой, дети пошли в школы, юноши призывались в армию и на флот. Немецкие цыгане освоили производственные профессии, хотя очень многие работали в сфере искусства. Страшный удар цыганской общине нанёс приход к власти нацистов. Бoльшая часть сuнти погибла в концлагерях.

Синти. Фотография 1930 года.

Русскa ромa. Эта этническая группа цыган называется русска рома или халадытка рома (от цыганского слова халадэ - русские, солдаты; единственное число халадо). Эти цыгане - потомки синти, пришедших из Германии через Польшу и из Швеции на рубеже XVII-XVIII веков. Поскольку, находясь в странах Запада, цыгане данной общности из поколения в поколения нанимались в армию, они и в России какое-то время по инерции сохраняли эту традицию. Отсюда, кстати, и выходящий сейчас из употребления этноним халадытка рома. Солистка первого цыганского хора Степанида носила фамилию Солдатова, что говорит об её происхождении из солдатской семьи. В 1812 году цыгане соколовского хора записались в кавалерийские части. В 1870 году одна из российских газет писала: «В рядах нашей армии есть много солдат из этого племени... хорошие солдаты, красивые, стройные, знающие своё дело»13
Цыгане в России были приписаны к крепостным и обложены налогом, хотя никаких принудительных мер для этого так и не было предпринято. Пришельцам было позволено кочевать, торгуя лошадьми.
Русские цыгане вели полуоседлый образ жизни, зимуя в крестьянских домах.
Основными занятиями у цыган этой этнической группы было барышничество лошадьми у мужчин и гадание, сопровождавшееся попрошайничеством - у женщин. Кроме того, большой популярностью у русского населения пользовалось цыганское пение; хоры давали цыганам во многих городах России средства к существованию.
Русска рома делятся на ряд региональных групп, название которых происходит от русского наименования местности, например, смоленска рома, псковска рома, сибиряки.
По вероисповеданию цыгане этой группы, в основном, православные. В некоторых районах Белоруссии - католики.
Характерно, что представители этой группы очень многие явления культуры заимствовали от русских, в частности, современный язык этих цыган отличается большим количеством русских заимствований. Кроме того, с момента появления на территории России, они стали носить русскую одежду и петь русские песни.

Русские цыгане за чаепитием. 1927 г. Фото из Российского государственного архива кино-фотодокументов.

 

Кэлдэрaры. Этническая группа цыган кэлдэраря - одна из самых многочисленных и распространённых не только в России, но и во всём мире. Они формировались и проживали до середины ХIX века в Румынии, на румынско-венгерско-сербской языковой границе. Основное занятие цыган этой группы - изготовление и лужение котлов, что и отразилось в их самоназвании (от румынского caldarar - котельщик, лудильщик). Это занятие кэлдэрары не оставили до сегодняшнего дня, где бы они не проживали. Существует также равноправный этноним котляры, распространённый, в основном, в России. С середины XIX века начинается массовый исход цыган этой группы из мест прежнего проживания и расселение по всему миру. Причины массового ухода цыган скорее всего связаны с изменением социально-экономических условий. Увеличение численности цыган, а также ограниченный рынок сбыта, заставляли осваивать новые территории.
Вот как описывает варшавская газета кэлдэрарское «вторжение» 1863 года:
«Мы получили известия из Кракова, что несколько дней тому назад цыгане, дикие сыны венгерских степей, разбили лагерь возле Блоне. Это не те обычные бродяги, слоняющиеся по деревням и городкам, попрошайничая и приворовывая, но странствующие кузнецы. У них прекрасные фигуры, они хорошо сложены, с чистыми чертами лица и острым взглядом; на некоторых из них венгерская одежда, на других рубахи банатского фасона. Их предводитель имеет большой жезл, увенчанный серебром, как церемониймейстер сейма или привратник во дворце; он правит всем табором и улаживает его дела с властями внешнего мира. Толпы любопытных собирались поглядеть на кочевую жизнь цыган, и многие попытались узнать свою судьбу, ибо если эти цыгане - кузнецы, то их женщины - гадалки по ремеслу; говорят, что они заработали здесь своим гаданием даже больше, чем мужчины.»14

Кэлдэрары в Париже. Зарисовка 1872 года.


Накануне Перед Первой мировой войны Европа была на подъёме; в частности, сеть заведений общественного питания процветала и быстро росла. Цыгане ходили по ресторанам, бистро, трактирам, вокзальным закусочным, казармам, и всюду предлагали обновить или сделать заново котлы или чаны. Заказчиков подкупала быстрота и качество услуг, а ещё больше - возможность получить ёмкости именно тех размеров, которые нужны на данной кухне.

Кэлдэрары. Фотография 1935 года.


Некоторое представление о мобильности кэлдэраров даст один пример. Миклош Цоронь (родившийся в Польше) два года кочевал по Российской империи, побывал в главных её городах и вернулся в Краков. Не задержавшись там надолго, он проехал через Силезию, Прагу, Вену и Будапешт. Он заезжал в Трансильванию и Хорватию. Троих сыновей он женил на венгерских цыганках, ещё одного на итальянской. Далее он колесил по Австрии, Италии, Франции и Германии, наконец, прибыл в Англию.15

Ишван Деметер (1879-1969 гг.), прикочевавший в Россию в начале ХХ века вместе с кэлдэрарскими таборами.


История отвела цыганам этой группы уникальную роль создателей национального костюма и хранителей традиций, но одновременно сделала их самой мобильной группой, которую разметало по всем континентам. Сейчас кэлдэрары живут в России, Румынии, Чехии, Словакии, Сербии, Хорватии, Польше, Болгарии, Германии, Швеции, Дании, Франции, Италии, Испании, Великобритании, Канаде, США, Мексике, Колумбии, Перу, Аргентине, Бразилии и множестве других стран. Именно костюм кэлдэраров стал во всём мире эталоном и оказал влияние на костюм цыган в странах, где они расселились, в частности, в России.

Кэлдэрарка. Дореволюционная открытка с оригинала нижегородского фотографа М.Дмитриева.


Фольклор кэлдэраров отличается своеобразием и богатством, особенно надо отметить так называемые эпические песни, сюжеты которых заимствованы, в основном, у народов Юго-Восточной Европы. Пели и плясали кэлдэрары только для себя. Они издревле были народом ремесленников и нигде не отбивали хлеб у местных цыган-музыкантов. Известно, что в России в тридцатые годы XX века кэлдэрары не пускали жён плясать на клубной сцене, поскольку сами сидели в зале и не могли вынести, чтобы женщина вдруг оказалась выше их. Выходцы из венгерских таборов долгое время были редкостью в цыганских ансамблях нашей страны, пожалуй, только в последние несколько десятилетий былые ограничения перестали действовать.


Ловaри. Этническая группа ловаря сформировалась на территории Австро-Венгрии. Их диалект близок к кэлдэрaрскому, но, кроме румынских заимствований, можно проследить большое влияние венгерского языка. Уже в середине XIX века ловaри в значительной степени были городским населением. Отличаются высокой мобильностью («завоевали» весь мир подобно кэлдэрaрам); славятся удачливостью в делах. Повсюду ловaри - самое богатое цыганское население. В значительной степени это объясняется гибкостью психологии, позволяющей впитывать новое, и отбрасывать те традиции, которые мешают в современных условиях. На взгляд других цыган, многие женщины, проживающие в городах, одеваются слишком современно, но нельзя отказать им в изяществе и чувстве стиля. Мужчины этой группы занимаются бизнесом, женщины - удачливые гадалки.
С другой стороны, они сохраняют приверженность родному языку и традиционным брачно-семейным отношениям.
До сих пор не выяснено определённо, как появилось название этой группы. Одни исследователи производят его от цыганского слова «ловэ» (деньги), считая, что в этом отразилась зажиточность ловaрей. Другие считают, что название восходит к венгерскому слову lo’ (множественное число - lovak) - лошадь. По мнению этих этнографов ловaри в прошлом были удачливыми конеторговцами. Возможно, правы обе стороны, хотя нам, в России трудно поверить во второй вариант - дело в том, что в нашей стране мужчины этой группы лошадьми никогда не торговали, и столь быстрый отказ от основного занятия при переходе границы представляется по меньшей мере странным. Тем не менее, об участии ловaрей в этом бизнесе пишут польский исследователь Фицовский, немецкий автор Рюдигер и болгарские учёные Попов и Марушиакова (по их словам, в Болгарии указанную группу называли также «грастари» - от слова «граст» - конь).16
В настоящее время за рубежом ловaри торгуют антиквариатом, коврами, машинами и тому подобным дорогим товаром.17


Сэрвы. Этническая группа цыган сэрвы (единственное число сэрво) окончательно сформировалась в ареале распространения украинского языка.
Генезис этой группы, проживающей на территории бывшего СССР, абсолютно не изучен, а группа практически не описана, несмотря на публикации академика А.П.Баранникова.18 Мы впервые на основании исторических и лингвистических данных показываем этапы формирования этнической группы сэрвов.
В XIX веке российская наука высказывает догадку, что украинские цыгане - потомки двух разных групп, пришедших в Малороссию из Польши и из Валахии.19 Сами цыгане, напротив, связывают этимологию слова сэрвы с топонимом Сербия, основываясь на созвучии слов «сэрвы» и «Сербия». Такая связь вряд ли правомерна, так как анализ сэрвицкого диалекта показывает, что заимствования идут, главным образом, из румынского языка. Можно предположить, что предки сэрвов долгое время жили в Молдавии. Углубляя анализ языка сэрвов, мы найдём в нём и словацкое влияние. Кроме того, в восточной Словакии до сих пор живёт малочисленная группа цыган, называемая сэрвитика рома.
Как нам уже известно из предыдущих глав, цыгане Румынии находились в личной зависимости. В румынском языке слово «serv» означает «крепостной», из чего мы делаем вывод, что беглые крепостные цыгане вполне могли назвать себя в Словакии по своему недавнему статусу.
Обратившись далее к историческим исследованиям, мы узнаём, что наплыв зарубежных цыган вызвал в Словакии общее недовольство и, как следствие, гонения. Скорее всего, именно тогда произошёл раскол: некоторые из «сэрвитика рома» остались, а некоторые откочевали на Украину. Очевидно, это было самое мудрое решение. На Украине не существовало твёрдой власти, поэтому здесь скрывались от бояр и помещиков беглые со всех окрестных земель, в том числе и из России.
За время пребывания в Словакии данная группа цыган должна была привыкнуть к устоявшемуся имени, поэтому нет ничего странного в том, что и на Украине они продолжали называть себя сэрвами.
Академик Баранников (вслед за М.Плохинским)20 датирует появление сэрвов на Украине XVI столетием. Собственно, это и есть точка зрения нашей науки, хотя оба автора признают, что никаких конкретных указаний в малороссийских архивах не найдено. Косвенные данные позволяют говорить лишь о середине XVII века, и эта датировка совпадает с тем исторически сценарием, который, по нашему мнению, привёл кочевников на Украину.
Начнём с того, что побеги цыган из Молдавии и Валахии были заурядным явлением. Большинство бежало от крепостничества на земли Османской империи, в Болгарию, поскольку там политика по отношению к цыганам была в целом более терпимой. Часть таборов ушла в христианские земли, в частности в Словакию. Наряду с беглыми крепостными, в Словакию пришли и синти из Германии, ведь именно тогда репрессии в Западной Европе достигли своего апогея. Немецкие цыгане (поневоле криминальные) настроили местное население против цыган вообще. Вот как описывает этот период словацкая исследовательница Эмилия Хорватова: «В XVII веке большими группами перебегали в Словакию кочевые цыгане из зарубежья. Они прибывали из стран, где уже долгое время подвергались жестоким преследованиям, что естественно имело очень отрицательные последствия на их образ жизни в целом. Они часто должны были скрываться от местных жителей и, будучи материально необеспеченными, прибегали всё в большей мере к воровству, а иногда и к грабежам, и если вначале и кормились трудом, то в данных условиях совершенно отвыкли от работы... Такое поведение имело пагубные последствия на положение кочевых, а частично и оседлых цыган на территории Словакии. С конца первой трети XVII века отдельные комитаты, один за другим выносят постановления, согласно которым кочевым цыганам запрещается проход по их территории, а уже находящиеся там цыгане подлежат изгнанию. Все горнозаводские и некоторые другие города запретили вообще жительство цыган на их территории, включая и оседлых.» Такая политика продолжалась до первой трети XVIII века.21
Итак, теперь мы можем объяснить, почему сэрвы, в отличие от прочих цыган восточной ветви, не занимались производительным трудом. В Словакии они испытали влияние западной ветви цыган, и (что, пожалуй, ещё важнее) попали в условия гонений - именно это и заставило их забыть ремесло.
Возникает справедливый вопрос: а как же быть с точкой зрения А.П.Баранникова, который относит возможное появление цыган на Украине к началу XVI века? После всего сказанного она нуждается в корректировке: историю сэрвов на Украине следует сократить минимум на столетие.
За два века сэрвы очень многое заимствовали в одежде, обычаях и обрядах, фольклоре. Украинские цыгане особенно славятся своим пением, причём прекрасно поют украинские народные песни, практически не исполняя собственно цыганский фольклор.
Среди украинских цыган было много торговцев лошадьми. Уже в XIX веке большинство сэрвов жили оседло, имели большие дома, целые конюшни.

Сэрвицкая семья Гусаковых. Фотография конца XIX века.


Современные сэрвы делятся на украинских и поволжских. Украинские - ковaля и хoхлы тоже делятся между собой. Одни, которые осели раньше, уже совсем не говорят по-цыгански. Другие знают язык, хотя и употребляют много украинских заимствований.
Чище всего по-цыгански говорят поволжские сэрвы. Приблизительно в 30-х годах XX века они перебрались в Поволжье, где вместо украинцев, их окружением стали русские, мордва, марийцы, татары. Как это всегда бывает в таких случаях, язык «законсервировался», и число заимствований временно уменьшилось.
По вероисповеданию сэрвы православные.
*****
Прежде, чем говорить о других цыганах румынского происхождения, необходим краткий исторический экскурс. Истоки их разделения на этнические группы надо искать в социальных причинах. По-видимому, в начале своего закрепощения, эти цыгане были относительно едины. Далее их поделили на разряды, определив на совершенно разные работы. Это и стало важнейшим фактором, вносящим отличия. Первым разрядом цыган были домашние рабы, так называемые «ватрассы». Находясь постоянно в контакте с румынами, они очень серьёзно ассимилировались, и уже в 1838 году современник писал: «Ватрассы... имеют постоянные жилища и не называются цыганами; они совершенно забыли язык, нравы и обычаи своих кочевых соплеменников и едва могут быть отличены от молдован и валахов».22
Потомки этих домашних рабов и сейчас живут в Румынии. Их называют: ферари, лаутари, флорари, карамидари, потковари, ванзатори, враджитори, салахори, и лакатуши.23
Подчеркнём, что это не разные этнические группы, а названия, которые даются цыганам одной и той же группы окружающим населением ( в основном, по профессиональному признаку, например, враджитори - гадалки, лаутари - бродячие музыканты и т.п.)
Сравнительно медленнее должна была идти ассимиляция у тех цыган, которых приставили к промывке золотого песка (так называемые «рудари»), но и у них к XIX веку число заимствований в языке подошло к критической отметке. Эта группа испытала настолько сильное румынское влияние, что некоторые румынские авторы всерьёз отстаивают гипотезу, гласящую, будто это румыны по крови. Цыгане других стран, например Болгарии, не желают видеть в них соплеменников и зовут их гаджикане ромa - «нецыганские цыгане». Впрочем, и сами современные рудaри дают повод для таких выводов. Они держатся особняком, считают себя румынами.
Следующие категории румынских крепостных цыган (а крепостными считались все до единого) были кочевниками. Они должны были выплачивать оброк, и пользовались относительной свободой. Их называли: «лаеши» (кочевые), и «урсары» - вожаки медведей. Само собой, кочевники лучше всего сохраняли цыганский язык. Скитальческий образ жизни выделял их на фоне румын.24
Нам трудно классифицировать цыган румынского происхождения. Ситуация осложняется тем, что этнографы зачастую шли по самому лёгкому пути: делили цыган по профессиям. Если они видели табор, члены которого изготавливали корыта, они называли его словом «копанари» (корытники), не уточняя при этом, кто занимался этим ремеслом. Точно так же, любой цыган с медведем становился для них «урсаром», а уж урсaр он, или крым, им было безразлично.
В этих условиях нам приходится быть крайне осторожными, и писать только то, в чём не приходится сомневаться. Вот какая картина у нас получается в итоге.


Рудaри (лингурaры). Балканские цыгане, проживающие в Румынии и граничащих с ней странах. Это православные христиане, говорят они на одном из диалектов румынского языка. Как мы уже говорили, они добывали золото на берегах рек и разрабатывали руды. От этого занятия и произошло их название (по румынски и сербски ruda означает рудник, копь). Второе название - лингурaры - на первый взгляд никак не связано с первым. «Lingura» - по-румынски - ложка. Тем не менее, относится оно к той же группе цыган. Считается, что обработкой дерева они занимались ещё тогда, когда мыли золотой песок. Дело в том, что в зимний период, когда реки замерзали или вода была слишком холодной, эти цыгане вырезали на продажу ложки, половники, веретёна, корыта.25 Позже, когда золото в реках истощилось (а свидетельства об этом относятся уже к началу XIX века),26 вторая профессия стала основной.
Лингурары кочевали в крытых фургонах, запряжённых волами, и возили с собой всё необходимое для обработки дерева. Эти цыгане делали корыта, посуду, веретёна, ложки и тому подобное. Их костюм испытал настолько сильное влияние румынского, что стал практически неотличим от него. Со временем и эти кочевники стали оседать, образуя целые посёлки или слободы.

Цыганки-рударки на рынке Бухареста. Тридцатые годы ХХ века. Все они одеты практически так же, как румынские женщины.


Часть лингураров, проживающих в Венгрии (так называемые беяши) любопытна тем, что, говоря по-румынски, уверена, будто их язык и есть истинный цыганский.27 Беяши - это потомки домашних рабов. Они быстро ассимилировались, в частности, утратили язык, так как находились в постоянном вынужденном контакте с румынами.
Миграционный взрыв середины XIX века разметал по всему свету кэлдэрaров, ловaрей, и родственные им группы: чурaри и мачвaя. Нам уже приходилось подробно писать об этом всплеске кочевой активности. Волна массовых переселений вовлекла и группу рудaри. Ныне они проживают не только в Европе, но и в США и Бразилии.


Влaхи. Влахи - это потомки румынских цыган, живущие в России. Самоназвание этих цыган - влахуря (единственное число влахо). Иногда употребляется форма с полногласием - волохуря (единственное число волохо). Именно высокая степень сохранности цыганского языка цыган этой группы доказывает, что в Румынии они кочевали. Продолжалось кочевье и на территории Российской империи, а позднее и в СССР. По данным наших информаторов, влахи осели после указа 1956 года, хотя отдельные семьи кочевали даже в семидесятые годы.
О влашских цыганах часто говорят, что это одна из самых консервативных групп, как по манерам, так и по одежде. Средой, в которой сформировались эти цыгане, были крестьяне княжества Валахия. Вплоть до XIX века Валахия существовала как отдельное государство.
Но что бы в прежние времена ни говорили о манерах влашских цыган, одного отрицать нельзя - это была группа ремесленников; вне труда они не мыслили своей жизни. В России их главным промыслом был кузнечный - они ковали на походных наковальнях лопаты, тяпки и колодезные цепи, делали буравчики и железные крючки. До сих пор в окрестностях Астрахани есть старики, которые куют нужные в крестьянском хозяйстве изделия, а потом на собственной лошади едут продавать их по деревням.
В нашей стране влaхи - одна из немногих этнических групп, сохранивших традиционный костюм, близкий к котлярскому. В частности, у астраханских цыганок (которые приезжают в Москву торговать рыбой) очень красивый комплекс одежды, включающий широкие пёстрые юбки с оборкой, передники, косынки и кофты с широкими рукавами. По воспоминаниям ныне живущего поколения, прежде на косынки и на кофты нашивались монеты. Помимо бус женщины носили и дорогие мониста, но при этом, как и котлярки, ходили босиком. Волосы влашские цыганки заплетали сзади в косу или заматывали в пучок. Ребёнка носили не за спиной, а на груди.
Мужская одежда тоже имела ярко выраженный «цыганский» вид. Мужчины носили рубашки с широкими рукавами и длинными манжетами.
Кочевали влaхи на открытых телегах. У семей побогаче в сравнительно недавние времена были шарабаны «с зеркалами» и с лакированными расписными боками.
Если с влaхами, живущими в России, вопрос более или менее ясен, то в Восточной Европе существует терминологическая разноголосица. В этнографической литературе, как правило, «влашскими цыганами» называется не конкретная группа, а все цыгане, сформировавшиеся на территории Румынии. Поскольку «наши» влaхи живут в России настолько давно, что сами не помнят своего происхождения, мы не можем сейчас с определённостью сказать, с какой из румынских или молдавских групп они находятся в прямом родстве. Ясно только, что их «родственниками» не являются урсaры и плащуны (этот вывод мы делаем, проанализировав структуру занятий и язык). Возможно, влахи прежде были частью группы лаeши (от румынского de laie - бродяги). Лаeши описываются в специальной литературе как цыгане, кочевавшие по Валахии и Молдавии. Их основным промыслом был кузнечный, в частности, изготовление сельскохозяйственных орудий, как и у российских влахов. Женщины попрошайничали и иногда гадали.28 Этноним влахи, вероятно, появился после перекочёвки в Россию - это было обозначением прежнего места обитания. Мы уже знаем, что цыганские группы нередко именуются по месту формирования. Так, например, название этнической группы мачвaя происходит от области Мачва в Сербии, а название группы кишинёвцев , происходит, соответственно, от Кишинёва.

Кишинёвцы. Эта сравнительно малочисленная группа цыган появилась совсем недавно - в середине XIX века. Причиной её возникновения стало то, что Бессарабия оказалась тесна для проживающих там цыган. С того момента, как бессарабские цыгане перенесли своё кочевье на Украину и в Россию, они стали называть себя кишинёвцами, сохраняя таким образом историческую память о своих корнях.

«Бессарабские цыгане». Гравюра, сделанная на основе фотографии в 1895 году. Так выглядели кишинёвцы в момент ухода из прежнего ареала кочевья в Россию. Палатка, натянутая на один-единственный шест – характерная примета этой группы цыган.


Первоначально кишинёвцы освоили Кубань, потом определённая их часть перешла Дон и перебралась в центральные губернии. Память об этом живёт и сейчас во внутреннем делении цыган этой группы на донских кишинёвцев и брыздяев.
Молдавские предки кишинёвцев занимались ремёслами (например, были сапожниками, шорниками, корзинщиками, кузнецами, пасли скот у помещиков, и т.д). На территории России ремёсла были ими забыты. Одно из отличий кишинёвцев от прочих балканских групп заключалось в том, что зарабатывали на жизнь, главным образом, мужчины (причём часто деньги доставались им криминальным путём). В наши дни структура доходов снова изменилась. После выхода указа об осёдлости 1956 года, мужчины переключились на торговлю и занимаются ею по сию пору. Женщины, в прошлом иногда занимались гаданием, но сейчас, в основном, торгуют.*

*- В авторский текст Бессонова о кишинёвцах Н.Деметер внесла несогласованную правку, которая привела к логическим несостыковкам и искажению исторической истины. В электронном издании данный отрывок восстановлен в первозданном виде.


Образ жизни кишинёвцев был полуоседлый - на зиму они снимали дом в деревне. У них были открытые сверху телеги. Таборы были небольшие - от трёх до восьми семей.
Для мужчин были характерны носили рубашки неярких расцветок, тёмные штаны и пиджаки. Они предпочитали сапоги с острыми носами; ботинки же появились только после войны. Цыгане постарше носили каракулевые шапки наподобие папах. Кроме золотых колец и печаток, других украшений у них не было. У женщин имелись золотые браслеты, кольца, круглые серьги больших размеров и даже мониста. Юбки у них были широкие, цветные, с оборкой. Кофты были цыганского фасона - с расширяющимся от локтя рукавом. Носили и бусы, но чаще только одну нитку. Замужним женщинам вовсе не обязательно было надевать фартук или косынку; совершенно нормально было ходить с непокрытой головой.
За век кочевья в новых местах, кишинёвцы частично переняли фольклор русских цыган, вместе с тем они прекрасно сохраняют свой диалект цыганского языка. В наши дни кишинёвцы почувствовали вкус к оседлой жизни, их дома выделяются в русских посёлках не только размерами и красотой, но и богатой внутренней отделкой. По вероисповеданию эти цыгане - православные.


Урсaры.Самоназвание этих цыган - урсаря (единственное число урсарис). Живут в Молдавии, за пределами СНГ - в балканских странах. Как и рудари - потомки рабов, отпущенных на оброк. Название этой группы означает «вожаки медведей», заимствовано оно из румынского языка. Именно после контакта с этой группой Пушкин создал свою знаменитую поэму. Быт урсaров, их занятия ёмко обрисованы в следующих строфах:
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
*****
Медведь - беглец родной берлоги,
Косматый гость его шатра.
В селеньях, вдоль степной дороги
Близ молдаванского двора
Перед толпою осторожный
И тяжко пляшет, и ревёт,
И цепь докучную грызёт.
На посох опершись дорожный,
Старик лениво в бубны бьёт
Алеко с пеньем зверя водит
Земфира поселян обходит
И дань их вольную берёт.

В Каларашском районе Молдавии есть два села (Урсары и Вылконешти), населённых исключительно урсaрами. Они делятся на две локальные группы: басарабяня (единственное число басарабянис), «бессарабцы» - урсари, живущие во внутренних районах Молдавии, и прутяня (единственное число прутянис) - урсари, живущие по левому берегу реки Прут.
Кроме вождения медведей, занятием этой группы было кузнечество. Урсaры-кузнецы не только ковали всё, что нужно в крестьянском быту, но и сами делали инструмент: наковальни, клещи, меха и тому подобное.

Урсарская семья с медведем. Трансильвания, Семиградье. Гравюра 1869 года.


Мобильность урсаров в XIX веке была очень велика. Их видели в Передней Азии, Северной Африке, по всей Европе. Они были частыми гостями в России, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, их пребывание регистрируют в Нью-Йорке и Ливерпуле. Весьма характерным выглядит рассказ болгарского доктора Тодора Нейчева:
«Около 1891 года я, будучи студентом во Франции, прогуливался с приятелями и французами по Лиону, и увидел на берегу реки Сона множество людей, которые собрались и наблюдали за чем-то с большим любопытством. Приближаюсь, и что же, вы думаете, вижу? Вижу галатенских цыган (от названия района «Галата»), которые водили двух больших медведей и носили на плече маленькую задиристую обезьянку. Разобравшись, что это мои земляки, я заговорил с ними, и они мне сказали, что обошли всю Россию, Германию и Францию, а сейчас собираются в Италию, а оттуда через Австро-Венгрию и Сербию вернутся в Болгарию с кошельками, туго набитыми золотом».29
Не ограничиваясь медведями, часть урсаров стала устраивать представления с обезьянами. Соответственно, их стали называть маймунари (от слова обезьяна).
До сих пор мы говорили о цыганах-христианах. Далее речь пойдёт о нескольких мусульманских группах, причём уместно будет начать с крымских цыган.


Крымы. Крымские цыгане называют себя - кырымитика ромa (что связано с топонимом Къырым - Крым). В последнее время некоторые из них употребляют название татаритика ромa («татарские цыгане») или хорахaя (единственное число хорахай - «татары»). Местные татары именовали этих цыган «аюджи» (от крымско-татарского аю(в)джи - «медвежатник», «вожак медведя»). Интересно, что сами представители этой группы категорически отказываются от такого названия. Но, если учесть близость диалектов крымских цыган и урсаров, то название первых аюджи (которое является калькой с молдавского слова «урсар»), будет выглядеть вполне закономерным. Близки эти две группы и этнографически: традиционное занятие и урсаров и крымских цыган - кузнечное дело, причём терминология, связанная с этой профессией у обеих групп общая (в основном, заимствования из новогреческого).
Русский писатель XIX века Ф.Домбровский, подтверждая, что крымские цыгане водят медведей, упоминал, что они - кузнецы и серебряных дел мастера, музыканты, извозчики и торговцы лошадьми. Кроме того, они изготавливали решёта, сита и подситки.30
Не менее подробен был в своём очерке Н.Г.Штибер. «Все крымские цыгане, - писал он в 1895 году, - исповедуют мусульманскую веру, многие из них выполняют даже заповеди корана не менее строго, чем другие магометане. Крымские цыгане жили постоянно среди татарского населения, носят обыкновенно татарские имена, говорят свободно на татарском языке, не забывая, впрочем, родного языка; вступают нередко в родственную связь с татарами посредством браков. В отношении одежды таврические цыгане также стараются подражать татарам: мужчины одеваются в халаты, покрывают голову татарской шапкой; цыганки носят на голове маленькую татарскую шапочку.

Дени Раффе. «Крымские цыгане». Литография 1837 года.


Крымские цыгане в качестве ремесленников пользуются у местного населения большим успехом, к ним относятся как к честным и полезным труженикам. Некоторые из крымских цыган служат носильщиками на судах при нагрузке зернового хлеба; ведут также разносную торговлю домашнею птицею, устрицами и фруктами.
Крымские цыгане играют на дауле, скрипке и зурне; они играют всюду, где только их приглашают: в городских кофейнях и гостиницах, на татарских свадьбах и вечеринках»31
В различных источниках написано, что крымские цыгане - очень полезны для татар и переняли у них многое, кроме затворничества женщин. Цыганки не сидели дома, а занимались торговлей вразнос - продавали сурьму и другие средства, призванные подчеркнуть женскую красоту. Интересно, что торговля косметикой вплоть до последнего времени была одним из основных заработков у крымских цыганок, и это не удивительно, если учесть, каким дефицитом она стала в годы строительства социализма.
За время проживания среди мусульман, язык крымских цыган очень изменился. В составе их диалекта около 36 % слов с корнями, заимствованными из крымско-татарского языка.32
Открытым остаётся вопрос, когда крымские цыгане приняли ислам. Некоторые исследователи считают, что это произошло после прихода в Крым, но скорее всего часть урсaров стала мусульманами ещё на Балканах, в период турецкого владычества. В этом случае только логична их миграция в Крым после поражений Османской империи - это выглядит просто перекочёвкой в окружение единоверцев.
О том, что прежде крымы были христианами, говорят слабые отголоски в их обрядности. Известно, что татарский праздник йылбaш (голова года) совместился для них с днём святого Василия Кессарийского, причём крымские цыгане поют колядки, в которых упоминается этот христианский святой.
Кас дэл о Дэл э Василяс
Мэ бало дэл ко (имя) пашас
Мэ дэл лэс о Дэл шэл кабатя
Мухля матя пуранэ злотя
припев
Ай дос дононо катэ кхуроро,
Катэ джоноро, трамбусиля

Кас дэл о Дэл э Василяс
Мэ бало дэл ко (имя) пашас
Мэ дэл лэс о Дэл хэранжорэн
Тай трин катя пуранэ злотя
припев
Православные цыгане разных этнических групп, живущие на Балканах, также справляют этот праздник 14 января и называют его Василицей. Это один из самых любимых праздников. Интересно, что урсары в этот день ходят ряжеными, а лингурары, надев маски или намазав лицо в чёрный цвет, обходят село и поют здравицу хозяевам (собственно говоря, это и есть колядки).33

Семья крымских цыган. Дореволюционная фотография, снятая в Ставропольской губернии.


Крымские цыгане в 1944 году разделили трагическую судьбу местного населения. Во время сталинской депортации почти все они были вывезены вместе с крымскими татарами. Не в последнюю очередь это произошло потому, что в паспортах цыгане значились, как татары. Шло это издавна - так, например, во время переписи 1926 года, только 8 человек из 25-30-тысячной цыганской общины назвались цыганами.34
«Крымы» считаются воинственной этнической группой. Цыгане других групп предпочитают не иметь с ними конфликтов.
В Москве живёт несколько семей «крымов», которые в основном работают в сфере искусства - сейчас они считаются лучшими танцорами.
Арлия (ерлия). Живут в Греции, Болгарии, Албании, на территории бывшей Югославии. В языке сказываются влияния новогреческого, болгарского, македонского, и местных говоров турецкого. Уже в период османского владычества большая часть aрлия жила оседло, составляя в городах и сёлах цыганские кварталы. Занимались эти цыгане кузнечеством, плетением корзин, выделкой сит, деревянной посуды. Кроме того нанимались на сезонные работы к крестьянам. Исповедуют ислам.


Люлu. Самоназвание - мугат. Люли, живущие в настоящее время в Узбекистане и Таджикистане, являются потомками тех самых цыган, что осели там сразу после выхода из Индии. Они не дошли до Византии и попали в сферу влияния исламской культуры, так, впрочем, и не подчинившись ей до конца. Утратив язык, люли пронесли через века традиционный образ жизни.
О среднеазиатских люлu пишет в своей книге К.Патканов, употребляя, впрочем, характерные для XIX века географические термины и названия народов. Так земли, где обосновались цыгане он называет Туркестаном, а коренных жителей ныне почти забытым именем сaрты.
«В каждом из более крупных городов Туркестана встречаются так называемые люлu... По внешности люлu почти ничем не отличаются от тех же сартов, носят одинаковые с ними одежды (только женщины не закрывают своего лица) и подобно им исповедывают ислам. Часть люли живёт в городах, другая странствует. Городские люлu ведут оседлую жизнь в собственных саклях. Занятие мужчин - изготовление щепного товара; они делают сита, лопаты, корыта и деревянные ложки... Некоторые люлu имеют собственные пахотные земли и сады, но сами их не обрабатывают, а сдают в аренду сартам, так как люли пренебрегают земледельческим трудом.
В марте перезимовавшие в городе люлu навьючивают свои палатки и прочую рухлядь на тощих кляч, сажают на них женщин и детей, причём сами идут пешком.
Вся семья главным образом живёт подаянием, причём главная беготня за насущным хлебом выпадает на долю женщин. Редкий люлu довольствуется одной женой: обыкновенно их бывает две, три и даже больше. На вопрос, обращённый к оборванцу люли: каким образом он, нищий, имея уже две жены, собирается взять ещё третью, последний отвечал с улыбкой: чем больше у меня будет жён, тем больше они наберут подаянием, тем выгодней будет для семьи.
...Обегав все сакли, собрав подаяния, и поворожив кому нужно, аул снимается с места и откочёвывает в другое, где вновь начинается неустанное снование босоногих, одетых в невообразимое рубище попрошаек.»
Далее К.Патканов сообщает, что бродячие люлu называют себя мультaнами, оседлые касибами (от слова ремесленник). По отзывам местного населения, цыганские девушки отличаются безупречной нравственностью. Фанатичного пристрастия к исламу у этого племени нет, что видно хотя бы из того, что, прося милостыню у русских в Ташкенте, люлu крестятся и беспрестанно приговаривают «Христаради».35

Девочка-люли просит милостыню возле метро «Выхино». Москва. 1998 год.


Люлu двуязычны. Основной язык у них узбекский, второй - таджикский. Есть у них и «секретный» язык, непонятный ни узбекам, ни таджикам, ни цыганам других этнических групп. Вследствие очень давнего пребывания в Средней Азии люлu настолько сильно ассимилированы, что некоторые этнологи предпочитают называть их не цыганами, а цыганообразной группой.

Цыганка-люли в Москве. 1998 год.

 


Бошa. Закавказские цыгане-христиане, известны под именем бошa. Они исповедуют армяно-грегорианское православие.36
Сам этноним «бошa» возник сравнительно недавно, в начале XIX века - он означает по-армянски «бродяга». В более древних армянских источниках применялось слово «гнчу». Считается, что часть цыган пришла из Турции во время русско-турецкой войны 1829 года.37 Цыганский язык бошa достаточно беден, уже в описываемый период он состоял из 500-600 слов. При этом была заимствована армянская грамматика. Столь высокая степень языковой ассимиляции является доказательством очень давних контактов этой группы цыган с армянами. Что касается происхождения бошa, по нашему мнению, вероятнее всего они относятся к той части цыган, которая осела в Закавказье, не дойдя до Византии. Проведённый нами лингвистический анализ словаря бошa показывает отсутствие греческих заимствований - это ещё раз подтверждает наши выводы о генезисе данной этнической группы.

Армянские боша. Фотография 1926 года.


Достаточно полное описание их образа жизни составлено на рубеже XIX и XX веков; ниже мы приводим выдержки из исследования В.М.Папазьяна:
«...бошa не остаётся на месте; сегодня или эту зиму он здесь, завтра или следующую зиму он в другой деревне или в другом округе. Лишь на зиму он водворяется в определённом месте и ждёт весны, уплачивая за хижину крестьянину или горожанину.
Всю зиму они делают сита, разные корзины, плетёные лотки, щётки и тому подобное; и когда приходит весна, открываются дороги, женщина-бошa навьючивает на себя свой товар и отправляется в города и окружные деревни торговать, нищенствовать, собирать съестные припасы всякого рода. Торговою частью у бошa ведает женщина. Перебросит она за спину кожаный мешок, прикрепляет к ней две корзины, в правую руку берёт несколько сит, засовывает за пояс веретено или носок и, взяв в руки толстый длинный посох, ходит по домам продавать сита или обменивает их на съестное и назойливо выпрашивает милостыню. Входя в дом, она старается ударами и быстрыми размахами посоха держать на почтительном расстоянии нападающих собак, затем предлагает хозяйке купить что-нибудь, начинает расхваливать свой товар, превозносит красоту хозяйки, её доброту, глаза, брови... Удаётся ей сбыть что-нибудь или нет, она, и в том и в другом случае, начнёт выпрашивать кусок хлеба, затем хлам, старое платье и т.д. Она говорит с такой быстротой, ловкостью и любезностью, с таким чутьём угадывает, чем можно прельстить покупателя, так остроумна и умеет понравиться, что не выйдет из дому, чего-либо не продав. Проводя целые дни, недели вне дома, она не остаётся без дела и даже на ходу вяжет носки, прядёт шерсть.
Ходят они по домам, деревням, неутомимо, под палящим солнцем, часто с грудными детьми; их они кладут в сумки, повешенные на ослов, а иногда даже привязывают к спине, если только один ребёнок; ночуют в деревнях у знакомых. В городах и деревнях армянские мальчишки по улицам пристают к ним, щиплют их... острят над ними; но женщина-бошa невозмутима, на остроты она отвечает ещё более остроумными и грязными шутками; а когда приходиться пускать в ход посох, она так смело и ловко управляет размахами его, что пристающие скрываются; и, со всем тем, трудно найти женщину, нравственнее бошa. Она бойка на сальные остроты, грязную ругань, но горе тому, кто покусится на её честь. Она превращается во льва и умрёт, но не позволит коснуться чести её домашнего очага и супружеской верности...
Золотых украшений боша не употребляют, даже богатые. Молодые носят иногда серебряные большие старые кольца. Кроме браслетов и колец, у женщины бошa больше нет украшений; одежда её очень проста и скромна. В то время как у многих из окружающих народов встречаются разные украшения и связанные с ними привычки, женщины бошa не насурмливают глаз, как это делают женщины чимгене, не надевают ни серёг, ни украшений на нос, подобно курдским женщинам; не мажут хиной рук и ног, как это часто делают даже армянки.
Бошa курят; мужчины курят много табаку, а из женщин-бошa на Кавказе курят только старухи, но чаще они нюхают табак; а в Турецкой Армении женщина-бошa никогда не курит - это считается неприличным.
К концу октября перестают кочевать. Дом бошa полон теперь пшеницей, мукой, маслом и всякими припасами. Наступает теперь очередь мужчин; они отправляются с ослами в окрестности, иногда и дальше, за ивовыми прутьями и волосом для сит; собрав, сядут где-нибудь, сообща очищают прутья и делят между собой.
Бошa ведёт, если не вполне, то преимущественно бродячий образ жизни. О последнем мы уже рассказывали. Единственный товарищ его скитаний - осёл, о котором он много заботиться и которого никогда не бьёт. Живя испокон веков среди земледельческих народов, он никогда не подумал взяться за плуг. Его единственное занятие - делать сита, корзины, плетёные лотки и т.д., поправляет старые сита и корзины, иногда он исполняет обязанности певца, кузнеца или коновала.
Женщина-бошa не ворует; мужчина,- иногда; соблазниться, например, лошадиным хвостом, если найдёт его волосы хорошими для сита. Но, вообще мужчина бошa не профессиональный вор и никогда ничего не стащит из дому, если даже увидит открытую дверь. В сделках займа у бошa замечательная простота нравов; без расписки, без свидетеля берёт взаймы, возвращает, даёт сам и доверяет, брать проценты он избегает. Боится клятвы и данной клятвы не нарушает, не обманет, независимо от того, выгодно или нет это ему.»38
Таково свидетельство о нравах армянских цыган, напечатанное журналом «Этнографическое обозрение» в 1901 году. Остаётся добавить, что благодаря тому, как зарекомендовали себя бошa, современные армяне относятся к цыганам как к нации гораздо лучше, чем представители других народов, бывшего СССР (во всяком случае, об этом говорят социологические исследования).39
Ассимиляция и «продолжительность жизни» этнической группы. В начале главы мы рассмотрели механизм формирования цыганских этнических групп. В заключение будет уместно сделать некоторые прогнозы на основе анализа ассимиляционных процессов. Длительные этнокультурные контакты с окружающим населением неизбежно приводят к утрате языка, а затем и к оседлому образу жизни. Исходя из исторических данных, можно сделать вывод, что для этого требуется около двухсот лет. Например, сэрвы, попавшие на Украину в конце XVII века, включают в себя локальную группу хoхлов - практически полностью утративших цыганский язык. Вот уже полтора века они живут оседло.
В северо-восточной Боснии есть группа «каравлахов». Это цыгане, которые пришли во второй половине XVIII века из Румынии (край Урне Влашек). Они говорят на диалекте румынского языка, считают себя румынами и даже обижаются, если их называют цыганами.40 Эти «чёрные влахи» - наглядное доказательство того, как сильны были процессы ассимиляции в придунайских княжествах. Уже к XVIII веку, когда заимствования в силу переселения прекратились, данная группа настолько орумынилась, что только антропологические данные подтверждали их принадлежность к цыганам.
Важно подчеркнуть, что этот процесс идёт во всех регионах мира. Утратили язык тинкеры в Ирландии, мадьяры - в Венгрии, «молдоване» в Румынии и Молдавии, цыгане Закарпатья, хитанос в Испании, мугат в Средней Азии. Всё это звенья одной цепи. Указанные группы говорят на языке народа, среди которого живут. Отсюда - печальный прогноз. Практически любая этническая группа цыган рано или поздно обречена на ассимиляцию.
Интенсивность этого процесса зависит от двух факторов:
1. Кочевой или оседлый образ жизни.
2. Смена этнокультурных контактов.
Первый фактор означает следующее: при кочевом образе жизни ассимиляционные процессы протекают медленнее. Например, урсары в Румынии кочевали, а рудари нет. В результате, одни язык сохранили, а другие - утратили.
Анализ второго фактора даёт следующую картину. Если сформировавшаяся группа мигрирует в другую страну, то, по законам этнологии, в иноэтничном окружении лучше сохраняется культура (русские во Франции, украинцы в Канаде и т.д.). На каком-то этапе заимствования прекращаются. Например, кэлдэрары, расселившиеся по всему миру, на нынешнем этапе отличаются высокой степенью сохранности своего диалекта и обычаев. Однако, в самой Румынии за прошедший век румынское влияние продолжало действовать, что привело к большому числу заимствований.
Более того, те кэлдэрары, которые мигрировали во Францию или в Россию, пройдя через период временной «консервации», неминуемо испытывают новые влияния со стороны французов или русских.

Процессы консолидации.Несмотря на то, что цыгане всегда осознавали себя одним народом, связанным общностью происхождения, на бытовом уровне, деление на группы имело более важное значение. Оно постоянно поддерживалось кочевым образом жизни. В редких случаях браков между представителями разных групп цыган, от женщины в новой семье настоятельно требовали полного подчинения обычаям, смены языка, одежды, фольклора и т.д. Таков был механизм сохранения идентичности группы.
Сейчас, при оседлости, дети в «смешанных» браках приобретают надгрупповое самосознание. Зависит оно, главным образом, не от «национальности» отца, а от среды, в которой живёт данная семья. Если, например, сэрвы живут в посёлке, где большинство - русские цыгане, то их дети, а затем и родители неминуемо начинают говорить по-русско-цыгански. Особенно это характерно для больших городов. Более того, становится важнее осознавать себя цыганом, чем представителем конкретной этнической группы.
Надгрупповое самосознание в особенности свойственно национально ориентированной цыганской интеллигенции.
*****
В заключение главы хочется поделиться одной печальной мыслью: цыган в том романтичном виде, в котором их показывают театр и кино, никогда не существовало.
Наиболее выигрышные их черты были рассеяны по разным этническим группам и никогда не объединялись в пределах одной. Кэлдэрары отличались прекрасным комплексом национальной одежды, но не умели профессионально петь и плясать. Русские цыгане были хорошими танцорами и певцами, но не имели яркого костюма и ремёсел. У кочевых цыган-ремесленников: кузнецов и корытников был бедный фольклор, зато они хорошо сохраняли цыганский язык, а молдавские цыгане, которые были лучшими скрипачами, были настолько ассимилированы, что не знали цыганского языка, и так далее.
Синтез всех лучших качеств в реальной жизни так и не произошёл, зато в искусстве он стал состоявшимся фактом: недаром красочный молдавский табор в прославленном фильме Э.Лотяну наделён по большей части русско-цыганским фольклором.

1. Soulis George C. The Gypsies in the Byzantine Empire and the Balkans in the Late Middle Ages. Dumbarton Oak Papers. Washington, 1961. № 15. С. 143.
2. The Oxford dictionary of Byzantium. NY., 1991. Vol. 1. P. 344; Vol. 3. P. 1793;
Sinclair A.T. The word «Rom». JGLS № 5 (3) (1909-10) P. 33-42.
3. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 44, 45.
4. Там же. С. 46.
5. Образцы фольклора цыган-кэлдэрарей. М., 1981. С. 243.
6. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, 1983. Р. 149
7. Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». М., 1990. С. 43
8. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 112-113.
9. Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. Р. 54
10. Гранде Ф. Фламенко. Курьер Юнеско. XI.1984, С. 30,31.
11. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, Р. 216, 217.
12. Общее землевладение. Биологическая география. СПб., 1891. Ч. 3. С. 591.
13. С.С. Цыганы в России. Иллюстрированная газета. СПб., 5.II.1870. №6. С.90
14. Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. Р. 32.
15. Там же. Р. 33.
16. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 112.
17. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, Р. 143
18. Баранников А.П. Цыганы СССР. М., 1931;
Баранников О.П. Украiньскi цигани. Киев, 1931.
19. Плохинский М. Цыгане старой Малороссии. Этнографическое обозрение. М., 1890. Кн. VII, № 4. С. 29-30
20. Там же. С. 30
21. Horvathova Emilia. Cigani na Slovensku. Bratislava, 1964. Р. 376, 377.
22. Когалничан М. Очерк истории, нравов и языка цыган. Северная пчела. Спб., 1838. № 77. С.303.
23. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 46.
24. Там же. С. 46, 116.
25. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, Р. 145-6
26. Когалничан М. Очерк истории, нравов и языка цыган. Северная пчела. Спб., 1838. № 77. С.303.
27. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 46, 150.
28. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, Р. 149.
29. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 147.
30. Домбровский Фр. Крымские цыгане. С.-Петербургские ведомости. СПб., 1855, № 70.
31. Штибер Н.Г. Русские цыгане. Ежемесечныя литературные приложения к «Ниве». СПб., 1895. № 11. С. 531.
32. Торопов В.Г. Крымский диалект цыганского языка. Иваново, 1994. С. 8
33. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 168, 169.
34. Среди цыган. Красный Крым. 7.X.1928.
35. Патканов К.П. Цыгане. СПб., 1887. С. 111, 112.
36. Штибер Н.Г. Русские цыгане. Ежемесечныя литературные приложения к «Ниве». СПб., 1895. № 11. С. 548, 549.
37. Папазьян В.М. Армянские боша: цыганский этнографический очерк. Этнографическое обозрение. М., 1901, кн. 49, № 2, С. 111;
Штибер Н.Г. Русские цыгане. Ежемесечныя литературные приложения к «Ниве». СПб., 1895. № 11. С. 549.
38. Папазьян В.М. Армянские боша: цыганский этнографический очерк. Этнографическое обозрение. М., 1901, кн. 49, № 2, С. 111-123.
39. Бытовой шовинизм в СССР. Вестник агенства Postfactum. #1 4-11.VII.1990. С. 1-7.
40. Баяркатарович М. Цыгане в современной Югославии. Советская этнография. М., 1970. № 3. С. 149

 

 
  Национальное самосознание и основные занятия цыган (начало главы)  

 

По сию пору действует главный закон, отлившийся в чеканную формулу: ром - гажё (цыган - не цыган) Чёткая граница между этими двумя понятиями - краеугольный камень цыганской психологии. Существуя в чуждой культуре, цыгане постоянно помнят об этой границе и всеми доступными средствами стараются её сохранить, тем более, что часто и поведение окружающих способствует консервации этнокультурных особенностей цыган. Смена религии, утрата языка, переход с кочевого образа жизни на оседлость - это очень серьёзные факторы ассимиляции, но даже все они в комплексе не ведут к утрате национального самосознания. Пока цыган помнит о незримой границе между собой и всем остальным миром, он остаётся цыганом. Следующей составляющей цыганского мироощущения является главенствующая роль семейных ценностей. Конечно, семья важна и представителям окружающих народов, но в их шкале ценностей важнейшие места занимают такие понятия, как патриотизм, служебная карьера, желание «оставить что-то после себя». Для цыган всё перечисленное находится на периферии сознания. Их отношение к государству чисто созерцательное, они не осознают себя его частью. Власть для цыган - нечто внешнее, чаще всего враждебное. Желания иметь собственное государство они не проявляли, в отличие от евреев, которые хранили память об утраченной государственности. Только отдельные интеллектуалы декларируют желание о выделении Организацией Объединённых Наций земли для создания цыганского государства по аналогии с Израилем. Подавляющему большинству цыган эта идея глубоко чужда. Аналогия с евреями (при всей кажущейся близости их истории) вряд ли правомерна. Скорее надо говорить об общности исторических судеб с десятками других народностей, которые покинули родину, не успев войти в стадию создания национального государства. Таковы, например, африканские негры, увезённые работорговцами в Америку, Бразилию и на острова Вест-Индии. Являясь повсюду национальным меньшинством, они не имеют ни малейшей надежды даже на автономию. В то же время они подверглись значительной ассимиляции, делающей возвращение на Африканский континент бесперспективным. Точно так же и цыгане, зная о своём индийском происхождении, не желают возвращаться на родину предков, абсолютно чуждую им ныне в культурном отношении. Начинать же строить свою государственность заново цыгане не хотят. В самой Индии к моменту ухода предков цыган общество функционировало, благодаря «разделению труда» между кастами. Были касты воинов, священнослужителей, а также касты тех, кто занимался сельским хозяйством и ремёслами. Ни одна из этих групп, взятая по отдельности, не могла создать дееспособную экономику; государство действовало только благодаря их совместным усилиям. Цыгане - профессиональные ремесленники и музыканты, поэтому и в среде европейских народов они стремились занимать ту же ячейку. Таким образом, заработки цыган зависели от местного населения. Следовательно, создание моноэтнического государства - это абсолютно чуждая цыганам идея, тем более, что до сих пор у большинства групп в России сохранилось моральное табу, которое запрещает цыгану работать на цыгана за деньги. Этот народ подсознательно понимает, что, пытаясь освоить весь спектр профессий, необходимый для современного государства, он утратит национальную самобытность раньше, чем государство сможет функционировать. Страна требует наличия чиновников, духовенства, армии, полиции, врачей, учителей, учёных, работников промышленности и сельского хозяйства. Жизненный опыт показывает, что люди, получившие «нетрадиционные» профессии, часто выпадают из цыганской среды. Вот почему создание моноэтнического государства является утопией. Важная черта в духовном мире цыган - это сочетание бытовой расчётливости с легкомыслием по отношению к будущему. Каждая семья живёт сегодняшним днём; долгосрочные перспективы её мало интересуют. Кстати, торговля именно потому так притягательна для цыган, что прибыль поступает в момент сделки, фактически каждый рабочий день. Жить, получая ежемесячную зарплату, или смолоду думать о пенсии и выслуге лет - и то и другое противоречит национальной ментальности. Если цыган задумывается о будущем, то совсем в ином плане: он обдумывает браки детей задолго до того, как они вырастут, копит деньги на свадьбу и так далее. Всех не-цыган цыгане рассматривают чаще всего как потенциальный источник заработка. Парадоксально, что именно благодаря этой черте, кочевой народ оказался так восприимчив к культурным традициям прочих наций. Не случайно оказались полностью забыты индийские верования, легенды, сказки, музыка и танцы. Повсюду, где проживают цыгане, они творят в рамках той культуры, которая характерна для местного населения. Будучи профессиональными музыкантами, они всегда стремились понять, что нравится их публике, и за что она готова платить. Поскольку индийская музыка не пользовалась популярностью, таборы отказались от неё ради интерпретаций чужого фольклора; таков был путь создания столь различных музыкальных систем, как фламенко в Испании, инструментальная музыка в Венгрии, хоровое пение в России. В Германии цыгане играли на арфе, в Турции цыганки исполняли танец живота, то есть, повсюду способности к искусству проявлялись в различных формах. По прошествии времени, исполнители проникались чужим мелодическим строем и начинали любить свой репертуар. Через несколько поколений цыгане уже искренне считали интерпретацию русской или венгерской музыки своим национальным фольклором. Соответствующие песни и танцы с удовольствием исполнялись на свадьбах и праздниках, даже когда среда была исключительно цыганской. ***** Отдельного разговора заслуживают
Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 583; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты