КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные выводы. 1. История развития человеческого сознания, как показывает специальный палео- психологический анализ
1. История развития человеческого сознания, как показывает специальный палео- психологический анализ, есть история вынужденного приспособления животных предков человека к постоянно ухудшавшимся условиям физического существо вания. Особую роль в этом сыграли ледниковые периоды, принуждавшие к за креплению эффективных навыков. Для того чтобы выжить, приходилось услож нять и совершенствовать деятельность. Разделение труда и дифференциация деятельности стали основой расчленения первоначально массовой (стадной) пси хики первобытных людей. Так, преодолевая психологию масс, начало развивать ся индивидуальное сознание. Особая роль в этом процессе принадлежала речи. Общение как говорение и внутренняя речь как основа мышления выполняли две важнейших функции. С одной стороны, речь соединяла в общность (суггестивная функция речи). С другой же стороны, речь индивидуализировала сознание, посте пенно высвобождая его от власти массы (контрсуггестивная функция). В диалек тической борьбе этих начал шло развитие сознания и становление человека-ин дивида, в котором периодическое освобождение от психологии масс вновь сменя лось деиндивидуализацией и массовизацией человека. «Борьба» эта идет до сих пор, причем в силу неравномерности развития разных стран и народов все они переживают разные ее стадии. С психологической точки зрения, эта «борьба» означает динамику смены преобладания суггестивных или контрсуггестивных ме ханизмов, которые на разных этапах в большей или меньшей степени подчиняют себе поведение человека.
2. Первобытный человек существовал исключительно как человек массы. Весь даль нейший путь его развития шел по пути развития человека-индивида. Но рост по требностей и необходимость совершенствовать деятельность порождали все но вые формы производства, требовавшие не индивидуальных, а массовых усилий. Это порождало «сбои» в развитии, определяло его задержки и отставание, порож дало неравномерность психического развития в самых разных масштабах. Пото му и возникала элита, что индивидуализация сознания была доступна не всем. Однако постепенно, от рабовладения через феодализм к капитализму, правящий класс разрастался. Совершенствование деятельности, рост ее эффективности при вели к тому, что индивидуальное сознание стало доступным не только высшему, но и «среднему» классу. Тем не менее развитие индивидуального сознания имеет свои темпы и свои «скоростные ограничения». Их нарушение в попытке забежать вперед часто оборачивалось массовыми мятежами, бунтами и революциями — с социально-психологической точки зрения, регрессом к власти психологии масс.
3. Перспективы развития человека стратегически, безусловно, связаны с дальней шей индивидуализацией его сознания и деятельности. Новые технологии, связан-
112 Часть 1. Массы
ные с с информационной революцией, с компьютеризацией деятельности, демонстрируют именно такие возможности. Однако нельзя сказать, что массовая психология — это пройденный и уже как бы отброшенный этап психического развития человечества. Социально-психологическая эволюция продолжается в поисках равновесия, баланса между индивидуальной и массовой психологией. Поэтому нам только предстоит поиск гармоничного сочетания индивидуального и массового начал в сознании каждого отдельного человека. Соответственно, в социально-психологическом измерении, нас ждут всплески массовизации как реакция на индивидуализацию и, наоборот, всплески индивидуализма как ответ на подчас излишнюю массовизацию. «Восстания масс» будут сменяться «толпами одиноких», и наоборот.
__________________________________________________________ Глава 1.6
«Русская душа»
|