КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИМЕЧАНИЯПарменид из Элеи в Южной Италии (конец VI — начало V в. (ок. 540—470? ок. 520—450?). Его поэма «О природе» (в которой он называет себя «юноша», фр. 1.24), соответственно написана, видимо, в самом начале V в. По Пармениду, истинно существует только Бытие, бесконечное, безначальное, неделимое, бескачественное, равное самому себе, постигаемое только мыслью (тождественное мысли), не имеющее иных атрибутов, кроме того, что оно есть; этому посвящена первая часть поэмы («Мир Истины»), сохранившаяся в уцелевших отрывках, по-видимому, в очень значительной части. Множественный мир отдельных вещей, возникающих из смешения света и тьмы, существует лишь в ложных представлениях людей, опирающихся не на разум, а на ощущения, и допускающих в Бытии подобную разнокачественность («Мир Мнения»); этому посвящена вторая, хуже и отрывочнее сохранившаяся часть поэмы. Фр. 1. Поэт в сопровождении богинь — дочерей Солнца является к Богине Правде, и она возвещает ему учение Истины. [назад] Фр. 6. Ст. 5. Люди о двух головах… — Выпад против последователей Гераклита с его диалектикой единства противоположностей. [назад] Фр. 8. Ст. 37. Мойра — у Парменида — олицетворение порядка природы (как и Неизбежность во фр. 10). Шар (43) избран символом равного себе Бытия, по-видимому, потому, что он один сохраняет равновесие, будучи поставлен на любую свою точку. [назад] Фр. 10. Ст. 2—3. …светоч … незримость творит… — имеются в виду затмения Солнца. [назад] Ст. 4. …труд … Селены — фазы Луны. [назад] Фр. 11. Ст. 2. Небесное млеко — Млечный Путь. [назад] Ст. 3. Крайний Олимп — небесный свод. [назад] Фр. 17. Речь идет о зачатии в женской матке. [назад] Фр. 18. Отрывок сохранился в пересказе латинского медика Целия Аврелиана (V в. н. э.), отсюда римские имена (Венерино семя). [назад] Ст. 6. …двояким семенем страждет… — То есть рождается гермафродитом. [назад]
ПАРМЕНИД (540-470 до н.э.) Парменид, ученик Ксенофана и пифагорейца Аминия, был жителем полиса Элея, для которого разработал законы. Его годы творческого расцвета пришлись на 69-ю олимпиаду. Учение Парменида занимает центральное место в философии элейской школы. Он преобразовал понятиеединого пантеистического бога Ксенофана в понятиеединого, неделимого и неизменного бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Главное сочинение Парменида — философская поэма «О природе». Поэма «О ПРИРОДЕ» (стихотворный перевод)
[Путь Истины] фр.2 Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав, Что за пути изысканья единственно мыслить возможно. Первый гласит, что «есть» и «не быть никак невозможно»: Это — путь Убежденья (которое Истине спутник). Путь второй — что «не есть» и «не быть должно неизбежно»: Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна, Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить... фр.З Ибо мыслить — то же, что быть... фр.6 Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать. Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья, А затем от того, где люди, лишенные знанья, Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы, Коими «быть» и «не быть» одним признаются и тем же И не тем же, но все идет на попятную тотчас. фр.7 Нет, никогда не вынудить это: «не-сущее суще». Но отврати свою мысль от сего пути изысканья, Да не побудит тебя на него многоопытный навык Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим, И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод
фр.8 Разумом, мной приведенный. Один только путь остается, «Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных, Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также, Целым, единородным, бездрожным и совершенным. И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться? Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно. Но и из сущего не разрешит Убеждения сила Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы, Иль погибать, но держит крепко. Решение — вот в чем: Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо, Путь второй отмести как немыслимый и безымянный (Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный. Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»? «Было» — значит не есть, не есть, если «некогда будет». Так угасло рожденье и без вести гибель пропала. И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше, Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим. Но в границах великих оков оно неподвижно, Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель Прочь отброшены — их отразил безошибочный довод. То же, на месте одном, покоясь в себе, пребывает И пребудет так постоянно: мощно Ананкэ Держит в оковах границ, что вкруг его запирают, Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно: Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось. То же самое — мысль и то, о чем мысль возникает, Ибо без бытия, о котором ее изрекают, Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого Сверх бытия ничего: Судьба его приковала Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет Все, что приняли люди, за истину то полагая: «Быть и не быть», «рождаться на свет и гибнуть бесследно», «Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно ркий». Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара, От середины везде равносильное, ибо не больше, Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот. Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было Больше, меньше — там, раз все оно неуязвимо. Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах. Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты, Лживому строю стихов моих нарядных внимая
[Путь Мнения] Смертные так порешили: назвать именами две формы, Коих одну не должно — и в этом их заблужденье. Супротив различили по виду и приняли знаки Врозь меж собою: вот здесь — пламени огнь эфирный, Легкий, тонкий весьма, себе тождественный всюду, Но не другому. А там — в себе и противоположно Знанья лишенную Ночь — тяжелое, плотное тело. Сей мирострой возвещаю тебе вполне вероятный, Да не обскачет тебя какое воззрение смертных. фр.4 Виждь, однако, умом: от-сущее верно при-суще, Ибо не отрубить от сущего сущее в смычке, Ни распыляя его повсюду всяко по миру, Ни собирая в одно... фр.9 Но коль скоро все вещи названы «Светом» и «Ночью», Качества ж их нареклись отдельно этим и тем вот, Все наполнено вместе Светом и темною Ночью, Поровну тем и другим, поскольку ничто не причастно Ни тому, ни другому. фр.11 Ты познаешь природу эфира и все, что в эфире, Знаки, и чистой лампады дела лучезарного Солнца Незримотворные, также откуда они народились. И круглоокой Луны колобродные также узнаешь Ты и дела, и природу, и Небо, что все обнимает, Как и откуда оно родилось, как его приковала Звезд границы стеречь Ананкэ...
Парменид. <О природе> [Проэмий] фр. 1 Кони, несущи меня, куда только мысль достигаетМчали, вступивши со мной на путь божества многовещий, Что на крылах по Вселенной ведет познавшего мужа. Этим путем я летел, по нему меня мудрые кони, 5 Мча колесницу, влекли, а Девы вожатыми были.Ось, накалившись в ступицах, со скрежетом терлась о втулку, Ибо с обеих сторон ее подгоняли два круга Взверченных вихрем), как только Девы Дочери Солнца, Ночи покинув чертог, ускоряли бег колесницы 10 К Свету, откинувши прочь руками с голов покрывала.Там - Ворота путей Дня и Ночи, объемлемы прочно Притолокой наверху и порогом каменным снизу, Сами же - в горнем эфире - закрыты громадами створов, Грозновозмездная Правда ключи стережет к ним двойные. 15 Стали Девы ее уговаривать ласковой речьюИ убедили толково засов, щеколдой замкнутый, Вмиг отпереть от ворот. И они тотчас распахнулись И сотворили зиянье широкоразверстое створов, В гнездах один за другим повернув многомедные стержни, 20 Все на гвоздях и заклепках. И се - туда, чрез ворота, Прямо направили Девы упряжку по торной дороге. И богиня меня приняла благосклонно; десницей Взявши десницу, рекла ко мне так и молвила слово:<Юноша, спутник бессмертных возниц! О ты, что на конях, 25 Вскачь несущих тебя, достигнул нашего дома, Радуйся! Ибо тебя не злая Судьба проводила Этой дорогой пойти - не хожено здесь человеком – Но Закон вместе с Правдой. Теперь все должен узнать ты:Как убедительной Истины нэпогрешимое сердцз, 30 Так и мнения смертных, в которых нет верности точной. Все ж таки ты узнаешь и их: как надо о мнимом Правдоподобно вещать, обсуждая все без изъятья. фр. 5 Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же Я вернусь. [Путь Истины] фр. 2 Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,Что за пути изысканья единственно мыслить возможно. Первый гласит, что <есть> и <не быть никак невозможно>:Это - путь Убежденья (которое Истине спутник). 5 Путь второй - что <не есть> и <не быть должно неизбежно>:Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна, Держит в оковах границ, что вкруг его запирают, Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось. То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает, 35 Ибо без бытия, о котором ее изрекают,Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого Сверх бытия ничего: Судьба его приковала Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет Все, что приняли люди, за истину то полагая: 40 <Быть и не быть>, <рождаться на свет и гибнуть бесследно>,<Перемещаться> и <цвет изменять ослепительно яркий>. Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара, От середины везде равносильное, ибо не больше, 45 Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот. Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было Больше, меньше - там, раз все оно неуязвимо. Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах. 50 Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты, Лживому строю стихов моих нарядных внимая. [Путь Мнения] Смертные так порешили: назвать именами две формы, Коих одну не должно - ив этом их заблужденье. 55 Супротив различили по виду и приняли знакиВрозь меж собою: вот здесь _ пламени огнь эфирный, Легкий, тонкий весьма, себе тождественный всюду, Но не другому. А там – в себе и противоположно Знанья лишенную Ночь - тяжелое, плотное тело. 60 Сей мирострой возвещаю тебе вполне вероятный,Да не обскачет тебя какое воззрение смертных. фр. 4 Виждь, однако, умом: от-сущее верно при-суще, Ибо не отрубить от сущего сущее в смычке, Ни распыляя его повсюду всяко по миру, Ни собирая в одно...фр. 9 Но коль скоро все вещи названы <Светом> и <Ночью>,Качества ж их нареклись отдельно этим и тем вот, Все наполнено вместе Светом и темною Ночью, Поровну тем и другим, поскольку ничто не причастно 5 Ни тому, ни другому. фр. 10 Ты познаешь природу эфира и все, что в эфире,Знаки, и чистой лампады дела лучезарного СолнцаНезримотворные, также откуда они народились.И круглоокой Луны колобродные также узнаешь 5 Ты и дела, и природу, и Небо, что все обнимает, Как и откуда оно родилось, как его приковала Звезд границы стеречь Ананкэ. . . фр. 11 . . .как Земля и Солнце с Луною, Общий для всех Эфир, Небесное Млеко, а также Крайний Олимп и звезд горячая сила пустились Вдруг рождаться на свет. . . фр. 12 Те, что поуже венцы, огнем беспримесным полны,Те, что за ними - Ночью, но брызжет пламени доля, А посреди них - богиня, которая всем управляет. Всюду причина она проклятых родов и случки, 5 Самку самцу посылая на случку, равно и напротив:Самке - самца. фр. 13 Первым из всех богов она сотворила Эрота. . . фр. 14 Свет ночезарный, чужой, вкруг Земли бродящий. . . фр. 15 Вечно свой взор обращая к лучам лучезарного Солнца. фр. 16 Смесь какова всякий раз многоблудных членов, такая Людям и мысль приходит на ум; тождественна, право, С тем, что она сознает, природа членов и в людях, И во всех, и во всем, ибо мысль - это то, что в избытке. фр. 17 Мальчиков справа, а девочек слева. . . фр. 19 Так родились эти вещи согласно мненью и нынеСуть, а потом, коль скоро однажды возникли, - погибнут. Люди же каждой из них нарекли приметное имя.
|