КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПарменидСтр 1 из 2Следующая ⇒ Источник: Кн. С. Трубецкой Биография: Сведения о времени жизни Парменида (вторая половина 6 — начало 5 в. до н.э.) достаточно противоречивы. Парменид родился в г. Элее, греческой колонии на юге Италии. Принадлежал знатному и богатому роду. Слушал Анаксимандра, был знаком с Ксенофаном, но стал учеником малоизвестного пифагорейца Аминия, человека бедного и праведного, который обратил его к жизни уединенного мыслителя. Так же, помимо философии, Парменид занимался законодательством, участвовал в политических делах. Парменид был представителем элейской школы, сторонники которой получили прозвание элеатов (от названия г. Элея). К этой школе относят Ксенофана Колофонского (основатель), ближайших учеников Парменида Зенона и Мелисса, а также и Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа. Учение: Философское учение изложено Парменидом в сочинении "О природе", написанном гекзаметрами (в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров). От этой философской поэмы целиком сохранился "Пролог", значительные фрагменты из первой части и некоторые куски из второй части. Парменид впервые в истории европейской философии сделал предметом рефлексии (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний) понятие «бытия» (существование). В первой части, вступлении, описано восхождение автора на колеснице ко «вратам дня и ночи», где богиня Правды (справедливости) Дике возвещает ему «путь истины и мнения смертных», составляющие соответственно вторую и третью части поэмы. Таким образом, содержание поэмы представляет собой речь богини, которую юный автор, посвященный в истинное знание, лишь пересказывает, но не «сочиняет» от себя. В третьей части поэмы Парменид переходит к критическому описанию «мнений» – того, каким мир кажется человеку. Люди признают равноправные противоположные начала Свет и Ночь (тьму). Наряду с бытием, словом ошибочно придают небытию видимость реальности. (Тьма нереальна сама по себе и есть лишь отсутствие света). Парменид явился основателем рационализма, он первым стал принципиально различать подлинную реальность, постигаемую только мыслью («мыслить и быть – одно и то же»), – и видимость, данную в чувственных впечатлениях. Парменид пишет «Глазеть бесцельным оком, слушать шумливым слухом и [пробовать на вкус] языком», это путь «богатой опытом привычки». Из этого фрагмента очевидно, что путь «нет» - это чувственное познание обречен «рождаться и гибнуть». Текучесть чувственного бытия и составляет бессмысленное богатство опыта, которое не является подлинным знанием, так как границы его неопределимы. О вещах чувственного мира нельзя точно сказать, «что» они есть, именно потому, что их бытие неподлинно, они многообразна и изменчива. Подлинное бытие обретается на других путях. Для того, чтобы мы могли мыслить, а не только чувственно переживать предмет, Парменид формулирует границы, в которых истинное бытие (есть) может быть мыслимо,выделяет основные признаки или свойства бытия: 1) Едино ("Одно"), не может быть разделено на части. 2) Непрерывно ("Сплошное"). 3) Вечно ("Не рождённое и не гибнущее"). 4) Завершённое (т.е. актуальное, а не потенциальное ).
|