Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Бесконечно.




Чтобы понять, почему Бытие должно иметь именно эти характеристики, и раскрыть их смысл, следует учесть, что понятие бытия получается из опыта бытия.

Опыт бытия - это в то же время и опыт свободы, т.е. состояние, в котором человек реализует свою истинно человеческую сущность, себя в качестве человека.

Понятие бытия раскрывается у Парменида через противопоставление бытия небытию.

Здесь присутствует идея двух миров, двух жизней - космоса и хаоса, мысли и её отсутствия, бытия и небытия.

Небытие у Парменида - символ обыденной, повседневной жизни, когда наши чувства находятся в хаотическом состоянии, а мы сами раздираемы желаниями и страстями.

Небытие подобно реке есть поток событий, в котором мы оказываемся и который несёт нас в неизвестном направлении. Мы не управляем событиями и не понимаем, почему с нами происходит именно это, а не другое.

Небытие можно схематично представить в виде горизонтальной линии, состоящей из не связанных между собой отрезков жизни.

Бытие же в отличие от небытия едино и неделимо(1 признак).

Акт бытия следует понимать прежде всего как акт извлечения смысла (акт видения единого во многом), как пресечение бесконечной повторяемости явлений.

Например, беспрерывно повторяется раскаяние, сожаление по поводу собственных дурных поступков, ничего не меняется, подобные поступки совершаются вновь и вновь. У человека не происходит изменение сознания, он не приобретает опыт, не переключается в другой регистр жизни - регистр бытия.

Жизнь человека является действительно человеческой жизнью, когда в ней воспроизводятся, удерживаясь на своих собственных основаниях, иных, нежели природные, особые явления, имеющие самоосновный характер, - например, добро, совесть, красота, и т.п.

Они - беспричинны в том смысле, что для своего появления не имеют причин вне себя. Объясняя такой поступок человека, мы говорим, что он совершил его "по совести", поступил как личность, - а не из-за страха, по принуждению или в поисках какой-то выгоды. Такие явления, как совесть или добро, имеют целостный, неделимый характер.

В том смысле, что совести или добра не бывает половины, четверти - совесть или присутствует вся целиком, или её нет совсем.

Что означает "завтра знать" или "завтра быть добродетельным" в переводе на философский язык? Это значит, что мы считаем бытие делимым, полагаем, что оно не целиком здесь и сейчас. Отложить что-то на завтра - значит предположить, что помимо того бытия, которое здесь и сейчас, есть ещё какое-то другое бытие.

Если есть бытие, то к нему не может примыкать ещё что-то, бытие распадается, - а его определение предполагает цельность.

Небытие - символ неосмысленной жизни, утонувшей в потоке чувств и ощущений .

Небытия нет в том смысле, что о небытии можно высказать нечто осмысленное только с позиции бытия.

Высказывание - это понятийное оформление понятого, а раз понимаем, значит бытийствуем. Следовательно, небытия нет в качестве точки понимания. Это рассуждение поясняет одновременно и тезис о тождестве бытия и мышления.

Парменид говорит: "одно и то же - мыслить и быть".

Под мышлением Парменид подразумевает не совсем обычное мышление, а особые акты сознания.

Бытие, прежде всего - это всегда бытие чего-то - бытие дома, бытие мира, бытие человека. Далее, бытие - это не простое существование. Бытие дома, например, - это не существование дома как набора определённых признаков. Бытие - это действительное существование. Мы должны иметь основания, причину, по которой нечто является именно таким, а не иным. Только тогда мы сможем утверждать, что нечто действительно есть, поскольку оно должно существовать с необходимостью, и существовать именно в таком виде. До тех пор, пока мы не определили предельные основания существования данного вида сущего, всегда остаётся сомнение в случайном характере происходящего, и тем самым допускается возможность заблуждения, иллюзии существования.

Бытие дома - это то, что делает данный дом домом. Простое перечисление нами признаков дома - крыша, стены, обстановка, уют и т.д., - это ещё не то, что есть дом. Ведь не сами эти признаки и свойства есть дом, а то, что их соединяет в то целое, которое мы и называем домом. Таким образом, бытие вещи есть основание соединения отдельных элементов этой вещи в структурно организованное целое. В этом смысле существующий дом можно уничтожить, - но бытие дома как основание распознавания данной вещи в качестве дома - неуничтожимо.

Через бытие самого себя в качестве человека человек постигает и сущность всех остальных вещей, перенося на бытие других вещей признаки своего собственного бытия.

Существуют две основные причины наших заблуждений - во-первых., изолированное рассмотрение объекта, вне учёта его связей с окружающим миром, и, во-вторых, неясность и неотчётливость наших ощущений или мнений.

Иногда какой-то отдельный факт или мнение совершенно меняют свой смысл в свете целого. Например, какой-то поступок человека, кажущийся совершенно необъяснимым, если рассматривать его отдельно, становится вполне понятным, если нам окажутся известными соответствующие дополнительные обстоятельства.

Чем более широкий контекст мы учитываем и чем более полно знание обстоятельств, относящихся к делу, тем более верным окажется наше мнение.

Однако учесть все обстоятельства в принципе невозможно в силу ограниченности человека.

Например, опираясь только на чувства, невозможно сразу увидеть дом со всех сторон - ведь мы не четырёхмерны. Но благодаря мышлению, можно получить представление о доме как целом и тем самым обрести критерий правильности постижения нами его истинной сущности.

Но основанием является соединение данных как нашего ума, так и нашей чувственности. Реальный синтез этого рода даёт нам сознание. С помощью данного понятия мы как раз и выражаем максимальную степень целостности человеческого существования. Это состояние Парменид и называл мыслью.

Где есть живое человеческое состояние, состояние сознания, там человек непосредственно вовлечён в то, на что направлено его внимание, и он видит ясно эту действительность, а потому не может ошибиться. Поэтому неправильно говорить, что Парменид считал наши ощущения ложными, а мысли - истинными.

Следует отличать синтезирующую работу сознания, производимую на уровне автоматизмов, и живое осуществление синтеза впервые и непосредственно. И в первом, и во втором случае мы имеем дело с сознанием, но только во втором случае - с бытием.

Что же означает утверждение Парменида о вечности и неподвижности бытия? Бытие неподвижно в том смысле, объясняет М.К.Мамардашвили, что в случае истинного раскаяния нет больше смены сожаления и поступка. Человек больше не совершает того, из-за чего ему приходится раскаиваться.

Бытие вечно, так как не появляется и не исчезает. Оно - не во времени. Единица времени - это единица измерения. Измерение происходит благодаря расчленению действительности на века, годы, месяцы, дни, минуты, и т.д. Однако смысл измерения - в достижении охвата целого. Время - это способ видения Единого.

Бытие вечно, потому что самоосновно, само воспроизводит собственные причины.

Парменид сравнивает бытие с кругом. Круг - это завершённая бесконечность, и бытие - бесконечно, но завершено. Завершено в смысле предельности каждого конкретного осуществления. Так, например, мы испытываем состояние гармонии от созерцания произведения искусства, чувствуя, что это творение завершено, к нему нельзя "ничего прибавить и ничего убавить" (Аристотель).

Элейская школа впервые противопоставила мышление (и мыслимое бытие) чувственному восприятию (и чувственно-воспринимаемому бытию), отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Элейская школа впервые в истории философии выдвинула и сделала основой философствования понятие единого бытия. В дальнейшем понятие единого неизменного бытия послужило одним из источников философии Платона.

Парменид сочетал философскую глубину с ясностью и отчетливостью, включающей анализ, критику понятий, культуру мышления. Он первым ясно сформулировал как критерии познания: познаваемо только бытие, так и критерии самого бытия, каким оно должно быть для того, чтобы мы могли его познавать в его истинном смысле.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты