КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Период Сражающихся царств
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 декабря 2011; проверки требуют 2 правки.
Китай в Период Сражающихся царств
Этот период описан в первую очередь в поздней хронике «Стратегии Сражающихся царств» ( кит. упр. 戰國策/战国策 , пиньинь: Zhàn Guó Cè, палл.: Чжаньгоцэ, буквально: «Стратегии Сражающихся царств»). Хроники менее подробные, чем Цзочжуань, поэтому об этом периоде известно меньше, чем о периоде Вёсны и Осени. Если в предыдущий период царства признавали формальное господство дома Чжоу и действовали за защиту «цивилизованных стран» (с домом Чжоу во главе) от «варварского» окружения, в данный период центральное царство Чжоу ослабло настолько, что перестало приниматься во внимание. По поводу начала периода Чжаньго среди историков существует два мнения. Одни считают начальной датой прекращение летописей Чуньцю и Цзочжуань и смерть Конфуция — примерно 475 до н. э., другие отсчитывают от 403 до н. э. — дата окончательного распада сильного царства Цзинь на три части Хань, Чжао и Вэй. В период Чжаньго большие царства покоряли малые, возрастали в размере и формировали вокруг своего правителя (позже — вана) двор наподобие Чжоуского. Таких царств выделялось семь ( кит. упр. 戰國七雄/战国七雄 , пиньинь: Zhànguó Qīxióng, палл.: Чжаньго цисюн — семь гегемонов — Чу (楚), Хань (韩), Ци (齐), Цинь (秦), Вэй (魏), Янь (燕), Чжао (赵). Из остальных царств наиболее сильными были Шу, Сун, Юэ. Правители семи царств после 335 до н. э. присвоили себе титулы вана (王, царя) вместо прежнего титула гуна (公) — князя, отчего ван царства Чжоу утратил даже номинальную власть и влияние. Сражающиеся царства в 350 до н. э. Характеризуется радикальными трансформациями в социально-политико-экономической сферах, и как реакция на это бурным взрывом мыслительной традиции. Среди коренных изменений в этих сферах следует отметить следующие: высокий уровень урбанизации, появление и активное внедрение железных орудий труда, и как следствие повышение производительности крестьян и ремесленников, изменения в структуре армии (замена аристократии с их колесницами и небольшой дружиной рекрутами из почти всех социальных прослоек (в основном крестьяне)), что в свою очередь привело к более масштабным сражениям и жертвам, расширение практики купли-продажи и появление рынков, заселение малоосвоенных регионов и острейшая политическая нестабильность, проявившаяся в большом количестве крупномасштабных войн (например битва под Чампином в 260 г. до н. э.). Среди философских школ данного периода основные следующие: конфуцианство (основные представители — Мэн-цзы и Сюнь-цзы), моизм (Мо-цзы ), легизм (Шан Ян , Хань Фэй, Ли Сы), даосизм, инь ян цзя (школа натурфилософов), бин-цзя (школа военных), нун-цзя (школа земледельцев).
|