КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АЛЛАhумма, ‘абду-ка уа-бну ама-ти-ка ихтаджа иля рахмати-ка, уа Анта гъанийун ‘ан ‘азаби-hи. Ин кяна мухсинан фа зид фи хасанатиhи, уа ин кана муси’ан, фа таджа-уаз ‘ан-hу/.Окончания мольб следует менять в зависимости от того, кем является умерший. Если умерший мужчина, то следует говорить "ляhу" (его), а если женщина, то "ляhа" (её). В скобках в место "такого-то" следует упомянуть имя умершего. 4-й Такбир: После четвёртого такбира следует произнести слова приветствия, но можно также и после четвёртого такбира обратиться с мольбой за умершего перед приветствием. Сообщается, что когда ‘АбдуЛЛАh ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнёс слова такбира. Произнеся же их в четвёртый раз, он простоял ещё столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля АЛЛАhа о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за неё, после чего сказал: "Так поступал и посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует)". аль-Хаким 1/512, сказавший: хадис достоверный. Приветствие после молитвы можно делать как в одну сторону, так и в обе. Сообщается, от Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что "пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершая молитву джаназа, сделал 4 такбира и одно приветствие (таслим)". аль-Хаким 1/360, ад-Даракъутни 191, иснад хадиса хороший. То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от 'Али ибн Абу Талиба, ‘АбдуЛЛАhа ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми АЛЛАh). Однако, есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и пренебрегать этим не следует. Ибн Мас’уд (да будет доволен им АЛЛАh) рассказывал, что "одним из деяний, которое совершал пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же как и в обычной молитве". аль-Бейhакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим. Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще. Слова приветствия следует в молитве джаназа произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне. Ибн 'Аббас (да будет доволен им АЛЛАh), совершая молитву джаназа, произносил слова приветствия тихо. аль-Бейhакъи 4/43. Иснад хороший. Также с достоверным иснадом передается от Ибн ‘Умара (да будет доволен им АЛЛАh), что когда он совершал молитву джаназа и произносил слова приветствия, его слышали те, кто стояли за ним. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 165. На вопрос имама Малика, о человеке, который пропустил несколько такбиров в молитве джаназа, Ибн Шихаб сказал: "Он восполняет сам то, что пропустил". См. "аль-Мууатта" 1/198. Важные примечания:
& Молитву джаназа также как и пять обязательных молитв следует совершать совместно, и грех ляжет на тех людей, которые могут совершить её вместе, но совершают её по отдельности. Имам ан-Науауи (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: “Бесспорно, что молитву джаназа совершать по одному разрешено, но Сунной является совершить её с джама'атом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма')”. См. «аль-Маджму'» 5/314. & Совершая молитву джаназа над мужчиной, следует встать напротив его головы, а совершая её над женщиной, следует встать напротив её тела. Самура ибн Джундуб рассказывал: “Однажды я молился позади пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), который совершал молитву джаназа над женщиной, умершей от родов, и он встал напротив середины её тела”. аль-Бухари 1331, Муслим “Джаназа” 101. От Абу Гъалиба сообщается, что Анас (да будет доволен им АЛЛАh), совершая молитву джаназа над мужчиной встал напротив его головы, а, совершая над женщиной, встал напротив середины её тела. Когда же его спросили, делал ли так посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует), он сказал: "Да". Абу Дауд 2/66, ат-Тирмизи 2/146. Иснад достоверный. & Во время молитвы джаназа желательно выстроиться в три ряда, однако многие мусульмане не придают этому должного внимания. Сообщается, что когда Малик ибн Хубайр совершал молитву джаназа, он ставил людей в три ряда, даже если их было мало, и говорил: "Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Обязательно попадёт в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда»". Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. Абу Умама (да будет доволен им АЛЛАh) рассказывал: "Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершил молитву джаназа с семью людьми, и в первом ряду он поставил троих, во втором двоих и в третьем двоих". ат-Табарани в "аль-Кабире" 7785. & Молитву джаназа можно совершать одновременно над несколькими телами, и в таком случае перед имамом следует поставить сначала мужчин, а затем женщин. Сообщается от Нафи'а, что Ибн ‘Умар (или Ибн аль-‘Ас) одновременно совершил джаназа над девятью умершими, и первыми лежали мужчины, а женщины были за ними. ан-Насаий 1/280, ад-Дарукъутни 194, Ибн аль-Джаруд 267, иснад достоверный. Однако имам ан-Науауи считал, что по отдельности над каждым телом совершить молитву джаназа лучше, чем над несколькими сразу. См. «аль-Маджму'» 225. Если же одновременно совершают молитву над женщиной и мальчиком, то ближе к имаму ставят мальчика. Сообщается от ‘Аммара, что когда он присутствовал на похоронах Умм Кульсум и её сына, её сына поставили перед имамом, а Умм Кульсум за сыном. ‘Аммар сказал: "Я был этим удивлён! Там среди людей были Ибн ‘Аббас, Абу Са’ид, Абу Къатада и Абу Хурайра (да будет доволен ими всеми АЛЛАh). Я спросил их об этом, и они сказали: "Это Сунна". ан-Насаий 1977, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. & Женщины также могут совершать молитву джаназа над умершим. От ‘АбдуЛЛАhа ибн аз-Зубайра сообщается, “что ‘Аиша и другие жёны пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершили молитву джаназа над Са’дом ибн Абу Уаккъасом в мечети”. Муслим 973. & Если человек отсутствовал при похоронах своих близких, то он может пойти на могилу и совершить джаназа над ней. Но это можно сделать, если с момента смерти не прошло более месяца, до того пока тело начнёт разлагаться. Анас (да будет доволен им АЛЛАh) рассказывал, что "пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершил молитву джаназа над могилой после того, как её закопали". Ибн Маджаh 1531. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. Также от Джабира сообщается, что "пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершил молитву джаназа над могилой женщины, которая была уже похоронена". ан-Насаий 2025. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. & Если молитву джаназа совершают двое, то второму следует встать не рядом с имамом, а позади него. Сообщается, что однажды Абу Тальха позвал пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) для совершения джаназа над ‘Умаиром ибн Абу Тальхой, когда тот скончался. Придя к ним, посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершил над ним молитву в их доме, (и во время молитвы) посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) вышел вперед, Абу Тальха (да будет доволен им АЛЛАh) встал позади него, а Умм Суляйм встала позади Абу Тальхи, и не было с ними (во время молитвы больше) никого. аль-Хаким 1/365, аль-Бейhакъи 4/30. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. Исходя из этого хадиса, следует, что если людей, совершающих джаназа двое, то второй стоит позади имама, а не рядом, как это делается в обычной молитве. Шейх аль-Альбани в "Ахкамуль-Джанаиз" говорил, что в этом хадисе упоминается самое малое количество людей присутствовавших на молитве джаназа, так как нет хадисов, где было бы указано меньшее количество, чем трое. & Анас (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: "Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) запрещал совершать молитву джаназа, стоя между могилами". ат-Табарани в "аль-Аусат" 1/80. Иснад хороший. Исходя из хадиса следует, что, совершая молитву джаназа над умершим (или над закопанным) нельзя становиться между могилами. Также не следует совершать джаназа и повернувшись лицом к могилам. & Молитву джаназа не обязательно совершать именно на кладбище, а лучше всего иметь специальное место, отведённое для этой молитвы. Во времена пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) было специальное место, отведенное для совершения молитвы джаназа, которое называлось местом стояния Джибриля.
Кто проводит молитву джаназа? Если умер мусульманин, то совершить над ним молитву джаназа имеет больше права имам, амир или его наиб, чем его родственник. Абу Хазим рассказывал: "Я присутствовал в день смерти Хасана ибн ‘Али, и я слышал как Хусейн Ибн ‘Али (брат Хасана) сказал Са’иду ибн аль-‘Асу[3]: "Становись вперёд, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперёд". Абу Хазим сказал: "А между ними в то время что-то было". аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814, предание хорошее. А если нету амира или наиба, то должен совершить молитву над умершим тот, кто грамотней и лучше знает Книгу АЛЛАhа, как сказал об этот посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу АЛЛАhа, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну». Муслим 2/133.
О совершении молитвы джаназа в мечети
От Ибн аз-Зубаира передаётся, что ‘Аиша сказала, чтобы тело умершего Са’да ибн Абу Уаккъаса занесли в мечеть для того, чтобы она совершила над ним джаназа, и людям это не понравилось. Тогда ‘Аиша сказала: “Как быстро вы забыли, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершил молитву над Сухайлям ибн Байда' именно в мечети!” Муслим 973. Большинство учёных считает, что совершать молитву джаназа в мечети дозволено, и на это указывают достоверные хадисы. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Достоверно известно, что ‘Умар совершил джаназа над Абу Бакром в мечети, а Сухайб совершил молитву джаназа в мечети над ‘Умаром, и ни один сподвижник пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) не отрицал этого. Таким образом, сподвижниками пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) было принято единогласное решение (иджма’), что молитву джаназа совершать в мечети дозволено”. См. "Тухфатуль-Ахъюзи" 4/123. Что же касается хадиса, в котором сказано: «Кто совершил молитву джаназа в мечети, тому нет ничего» Абу Дауд 3190, достоверный хадис, учёные, объединив эти хадисы, сказали, что делать молитву джаназа не в мечети лучше, о чём сказал Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-Ма'ад” 1/502.
О совершении молитвы джаназа над отсутствующим
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что "посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сообщил людям о кончине Наджаши (Негуса) в тот самый день, когда он умер. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) вышел к месту молитвы, построил людей рядами и произнёс четыре такбира". аль-Бухари 1245, Муслим “Джаназа” 62. Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: "Не было Сунной пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершать молитву джаназа над каждым отсутствующим мусульманином, поскольку умирало много мусульман из отсутствующих, и пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) не совершал молитву над всеми ними, но имеются достоверные хадисы о том, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершил молитву джаназа над Негусом (правителем Эфиопии, который умер в Эфиопии, будучи мусульманином). В этом вопросе учёные разошлись во мнении: 1. Первое мнение состоит в том, что молитву джаназа дозволено совершить за любого отсутствующего мусульманина. И это мнение имамов аш-Шафи'и и Ахмада (да смилуется над ними АЛЛАh). 2. Имамы Абу Ханифа и Малик (да смилуется над ними АЛЛАh) считали, что так мог делать только пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) и никто другой. 3. Ибн Таймия (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: “Истина в этом вопросе состоит в том, что если мусульманин умер в местности, в которой за него некому было совершить молитву, то за него следует её совершить”. И это мнение является самым лучшим. См. “Задуль-Ма'ад” 1/205. О том, над кем совершается и не совершается молитва джаназа Молитву джаназа следует совершать над каждым мусульманином, и дозволено не совершать её только над шаhидами и детьми, не достигшими совершеннолетия. Анас ибн Малик (да будет доволен им АЛЛАh) рассказывал, что "шаhидов, павших в битве при Ухуде, не омывали, не заворачивали (в Саван), а хоронили их окровавленными, не совершив над ними молитву". Абу Дауд 3135, аль-Бейhакъи 4/10. хадис хороший. От ‘Аиши (да будет доволен ею АЛЛАh) сообщается, что “когда умер Ибраhим, сын пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), ему было восемнадцать месяцев, и пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) не совершил над ним молитву”. Ахмад 6/267, Абу Дауд 3187, хадис хороший. Однако есть хадисы, в которых сообщается, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершал джаназа как над шаhидами, так и над детьми. От Ибн Мас’уда (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что "пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершил молитву джаназа над Хамзой и некоторыми сподвижниками, которые были убиты в день битвы при Ухуде". Ахмад 1/463. Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад достоверным. Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «И над ребёнком совершается молитва». Ибн Маджаh 1507, от Мугъиры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. Совершение над ними джаназа не является обязательным, хотя это сделать можно, и нет такого в Исляме, что над шаhидом джаназа не совершается вообще. Шейх аль-Альбани сказал: "Нет сомнения в том, что совершить молитву над ними, если есть возможность, лучше, чем оставлять её, так как она мольба и поклонение". См. "Ахкамуль-джанаиз" 108. Джаназа можно также совершить и над выкидышем, поскольку в Сунне есть и такое. От Мугъиры ибн Шу’бы сообщается, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «...и над выкидышем совершается молитва, но просят прощения и милости его родителям».[4] аль-Хаким 1/355, Ибн Хиббан 796. Имам аш-Шаукани (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: "Если совершается молитва над ребёнком, то желательно сказать: "О, АЛЛАh, сделай его для нас опередившим (в Раю), последователем и наградой". Это приводит имам аль-Бейhакъи, с хорошим иснадом от Абу Хурайры. См. “Нейлюль-Аутар” 4/55. اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطاً، وَ سَلَفاً، وَأجْراً /АЛЛАhумма-дж’альhу ляна фаратан, уа саляфан, уа аджран/. & Не следует совершать молитву джаназа над детьми неверных. О категориях людей, над которыми не совершал молитву пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует)
Когда к пророку (да благословит его АЛЛАh и приветствует) приносили покойника, он спрашивал: «Есть ли на нём долг?» И если ему отвечали, что на нём не было долга, то он совершал над ним молитву, если же на нём был долг, он говорил сподвижникам, чтобы они совершили молитву, и не совершал её сам. См. “Задуль-Ма’ад”. От Абу Къатады (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что к посланнику АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) однажды принесли одного умершего мусульманина из числа Ансаров, чтобы он совершил над ним джаназа, и пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Совершите молитву над вашим другом, ибо на нём долг!» Абу Къатада сказал: “Он на мне”. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) спросил: «Ты выплатишь?» Он сказал: “Да, выплачу”. И после этого пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) совершил над ним молитву.[5] ан-Насаий 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. 2. Самоубийца Джабир ибн Самура (да будет доволен им АЛЛАh) рассказывал, что "один человек покончил жизнь самоубийством и пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) не совершил над ним молитву". ат-Тирмизи 1068, Ибн Маджаh 1526. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. 3. Укравший что-либо из трофеев Сообщается, что когда к посланнику АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) принесли тело мусульманина, который украл из трофеев, пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сам не совершил молитву над ним, а сказал своим сподвижникам: «Совершите молитву над вашим другом». Ахмад 4/411, аль-Хаким 2/127. Достоверный хадис. Из всего сказанного следует, что над такими категориями людей, как самоубийца и своровавший что-либо из трофеев можно совершать молитву, но не амиру, и уважаемым людям. Имам Ахмад сказал: "Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане". Это подтверждается тем, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сам не совершал над такими людьми молитву, но говорил своим сподвижникам, чтобы они совершили её, и таким людям не следует делать такие же похороны, как и праведным мусульманам, поскольку они совершили большой грех. См. "Задуль-Ма’ад" Шейхуль-Ислям Ибн Таймия (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: "Если кто-то (из имамов) не встанет на молитву за одного из них, для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратится с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния". См. "аль-Ихътиярат" 52.
Над кем запрещено совершать молитву джаназа
Большим грехом в Исляме является просить прощения у АЛЛАhа или совершать погребальную молитву над неверными. Всевышний АЛЛАh сказал: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в АЛЛАhа и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами». (Покаяние, 84). Нельзя испрашивать прощения даже для близкого родственника, если он был неверным, и доказательством этому служит следующий аят: «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они им были близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня». (Покаяние, 113). Это относится также и к тем, кто враждует с мусульманами и Ислямом, а также призирает тех, кто поклоняется АЛЛАhу и называет их "вахабистами" или же помогает врагам Исляма и мусульман в борьбе против них, что также является проявлением большого неверия. Имам ан-Науауи (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: "Молитва джаназа над неверным и мольба о прощении для него - запрещено Къур`аном и единогласным решением общины мусульман (иджма')". См. «аль-Маджму'» 5/144. Сопровождение носилок
Имам Муджаhид (да смилуется над ним АЛЛАh) говорил: “Сопровождение джаназа (носилок), лучше, чем дополнительные молитвы”. ‘Абдур-РАЗЗАКЪ. См "Фатхуль-Бари". # Женщинам носилки сопровождать не следует. Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею АЛЛАh) рассказывала: “Нам запрещалось сопровождать носилки, но не строго настрого”. аль-Бухари 1278, Муслим 2/646. ‘Аиша (да будет доволен ею АЛЛАh) также говорила: "Женщинам было запрещено сопровождать джаназа, и посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) говорил: «Нет им за это никакой награды»”. Ибн Хиббан в “Сикъат” 7/493, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. # Во времена джаhилии (времена языческого невежества) люди сопровождали джаназа с колокольчиками, факелами, с криками и причитанием, и пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) всё это запретил. Также поступали и его сподвижники, среди которых был ‘Амр ибн аль-‘Ас, делая завещание, чтобы их не сопровождали приведённым выше способом. Муслим 1/78. # Во время сопровождения носилок не следует громко разговаривать, а лучше всего молчать и думать о смерти, и готовиться к тому дню, когда и нас понесут на кладбище на таких же носилках. Къайс ибн 'Убад (да будет доволен им АЛЛАh) рассказывал: "Сподвижники пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) порицали повышение голосов, во время сопровождения джаназа". аль-Бейhакъи 4/74, Абу Ну'айм 9/57, все передатчики достойны доверия Имам ан-Науауи (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: "Знай, что в этом вопросе истиной является то, что делали наши праведные предшественники, то есть молчание во время сопровождения джаназа, не повышение голосов ни чтением Къур`ана, ни поминанием АЛЛАhа или чем-либо другим". См. "аль-Азкар" 202. # Носилки следует нести быстро, но не бежать. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вам следует поскорее приблизить его к благу, если же он таковым не был, вы сможете побыстрее убрать зло с шей своих». аль-Бухари 1315, Муслим 944. Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им АЛЛАh) перед смертью говорил: “Когда я умру, несите меня побыстрей, ибо я слышал, как посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Когда праведного человека кладут на носилки, он говорит: “Несите меня побыстрей"». Ибн Хиббан 764, ат-Таялиси 2336. Иснад хадиса достоверный. Ибн аль-Къайим писал: "Во время сопровождения джаназа пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) приказывал ускорять ход, и они всегда несли носилки быстрым шагом. Ну а то, что происходит в наше время, когда люди несут носилки медленно, думая, что, тем самым они проявляют уважение к умершему, то это новшество и невежество, которое не имеет отношения к Исляму и мусульманам. Это скорее уподобление иудеям". См. “Задуль-Ма'ад” 1/498. Передают, что Абу Бакрат (да будет доволен им АЛЛАh) кричал на тех, кто шагал медленно (при сопровождении джаназа) и говорил: "Мы, будучи вместе с пророком (да благословит его АЛЛАh и приветствует) всегда шли быстрым шагом".[6] Абу Дауд 3182, ат-Таялиси 883. Однако, как мы уже говорили, носилки следует нести быстро, но не бежать. Как следует сопровождать носилки? От Анаса сообщается, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует), Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман во время сопровождения носилок шли перед ними. ат-Тирмизи 1010, Ибн Маджаh 1483. хадис достоверный. Мугъира ибн Шу'ба сказал: "Я слышал, как пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Тот, кто сопровождает джаназа верхом, едет сзади носилок, а тот, кто пешком, где хочет». Абу Дауд, Ибн Маджаh, ат-Тирмизи, ан-Насаий. Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность. ‘Али (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: "Идти сзади (носилок) лучше, чем идти перед ними, так же как групповая молитва лучше, чем молитва одного".[7] аль-Бейhакъи 3/25. # Сообщается от Саубана (да будет доволен им АЛЛАh), что когда, во время сопровождения джаназа к пророку (да благословит его АЛЛАh и приветствует) подвели животное, чтобы он сел на него, он отказался. А когда к нему ещё раз подвели его, он сел на него и сказал: «Поистине, ангелы шли пешком, и мне не подобало ехать верхом, когда они идут пешком. Когда же они удалились, то я сел верхом». Абу Дауд 3177, аль-Хаким 1/355. хадис достоверный. Этот хадис указывает на то, что сопровождать носилки пешком лучше, чем верхом. Если есть возможность отнести тело мусульманина на кладбище пешком, то не следует вести его туда на машине, и среди современных учёных есть такие, кто сильно это порицал, и среди них был шейх аль-Альбани (да смилуется над ним АЛЛАh). О совершении омовения тем, кто нёс носилки Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «…кто нёс носилки, пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Бейhакъи 1/303. хадис достоверный. Это повеление пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) не обязательное, а желательное. О вставании при виде похоронной процессии ‘Амир бин Раби’а (да будет доволен им АЛЛАh) передал, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит похоронную процессию и не присоединиться к ней, пусть встанет и не садится до тех пор, пока не окажется позади неё (или:пока она не пройдет мимо него) или пока носилки не опустят на землю до этого». аль-Бухари 1308, Муслим 2/659. Когда хоронили одного человека, люди ждали, пока его не положат на землю, и ‘Али (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: "Садитесь, ибо пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) повелел садиться, после того как он повелел стоять". Ахмад 1/82. Иснад хадиса хороший. См. также «Мишкатуль-масабих» 1682. Многие учёные считали, что повеление пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) вставать при виде похоронной процессии отменённым. Ибн аль-Къайим писал: “Есть достоверные хадисы, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) вставал, видя похоронную процессию, и повелевал вставать другим. Но также есть достоверные хадисы, что он не вставал. Учёные разошлись во мнениях относительно этого вопроса. Одни сказали, что вставание было отменено и последним повелением было не вставать. Другие же сказали, что оба эти мнения приемлемы и то, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) вставал, указывает на желательность этого, а то, что он не вставал, указывает на дозволенность не вставать, и это мнение лучше, чем-то, в котором говориться, что вставание отменено. Это также было мнением имама Ахмада”. См. “Задуль-Ма'ад” 1/502. Захоронение
Всевышний и Всемогущий АЛЛАh сказал: «Потом умертвил его (человека) и предал погребению». (Нахмурился, 21). АЛЛАh, хвала Ему Всевышнему, оказал человечеству милость тем, что дал людям знание того, что тела умерших следует погребать, и тем самым труп людей не остается на поверхности земли подобно гниющим трупам животных, и только сумасшедшие язычники и неверные, пренебрегая этой милостью, сжигают и кремируют тела своих умерших.
Сообщается, что когда умер Абу Талиб (дядя пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), ‘Али пришел к пророку (да благословит его АЛЛАh и приветствует) и сказал: "Поистине, Абу Талиб умер". Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал ему: «Иди и закопай его». После этого, когда пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) увидел ‘Али, он сказал ему: «Соверши полное омовение (гъусль)». ан-Насаий 1/110, Абу Дауд 9/32. хадис достоверный. В этом хадисе есть указание на то, что омывать и заворачивать в саван неверных нельзя. В этом хадисе также содержится указание на то, что после захоронения неверного желательно совершить полное омовение.
Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Кто выкопал яму (мусульманину) и уложив его в неё, закопал, АЛЛАh зачтет ему, за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня». аль-Хаким 1/354, аль-Бейhакъи 3/395. хадис достоверный.
· Умерших следует хоронить в тех местах, где они умерли. Джабир рассказывал, что "когда убитых при Ухуде привезли в Медину, пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) повелел вернуть их в те места, где они были убиты". ан-Насаий 2004 Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. Также посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Хороните убитых там, где они были убиты». ан-Насаий 2005 Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. · Если имеются несколько кладбищ, то лучше хоронить в том, где больше праведников. · Запрещено хоронить неверных вместе с мусульманами и мусульман вместе с неверными. Доказательством этому служит хадис, в котором сообщается, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сделал разграничение между могилами мусульман и неверных, сказав: «Если будете проходить мимо наших могил и могил людей, умерших во времена джаhилии, то известите их (неверных), что они обитатели Огня». Ибн с-Сунни в «аль-Яум уа-ллейля» 587. хадис хороший. О периодах, в которых нежелательно хоронить умерших Сообщается, что ‘Укъба ибн ‘Амр (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: "Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) запрещал нам совершать дополнительные молитвы и хоронить наших покойников в течении трёх периодов времени: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом на высоту копья; в полдень, пока солнце не начнёт клонить к закату; во время заката солнца, пока оно не сядет". Муслим 2/208. Имам аль-Хаттаби (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: "Люди разошлись во мнении насчет дозволенности молитвы джаназа и хоронения в эти три периода, и большинство ученых склонилось к тому, что в это время молитва джаназа является нежелательной, и это мнения: 'Ата, ан-Наха'и, аль-Ауза'и, ас-Саури, Ахмада и Исхакъа. А что касается Шафи'и, то он считал, что молитва джаназа и похороны совершаются в любое время в течение дня и ночи, но мнения большинства учёных, здесь более сходятся с достоверными хадисами". См. "аль-Ма’алим" 4/327. · Могилу следует копать в соответствии с размером тела умершего. От Хишама ибн ‘Амира сообщается, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Копайте могилу, делайте её просторной и делайте это хорошо». Ибн Маджаh 1561. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Выкопать яму следует так, чтобы тело не могли раскопать животные, и его запах не исходил на поверхность. · Женщину, при опускании в могилу следует чем-нибудь прикрыть, чтобы выделяющиеся части её тела не видели мужчины. · Нет ничего страшного в том, чтобы при наличии близкого родственника в могилу, женщину опустил посторонний мужчина, но лучше это делать близким родственникам. · Нет ничего страшного в том, чтобы хоронить мужчин и женщин рядом, если их могилы раздельные. · Женщины не должны заниматься захоронением, если есть мужчины, и не следует опускать женщину в могилу тому, кто имел половое сношение в эту ночь. Сообщается, что когда хоронили дочь посланника АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует), он спросил: «Есть ли среди вас такие, кто не приближался к женщине этой ночью?» Абу Тальха сказал: “Я”. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Тогда спускайся», и он спустился в её могилу. аль-Бухари 1285. · Над могилой не следует собираться, кроме как тем, кто опускает мёртвого или подаёт саман или доски. Остальные ждут, пока мёртвого не закроют в могильной нише, а уже потом приступают к захоронению. Двоим или троим, в зависимости от тяжести тела, следует спуститься в могилу, и, взяв тело, опустить его в могилу, произнеся при этом то, что говорил пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует): «С именем АЛЛАhа и в соответствии с Сунной посланника АЛЛАhа». Ахмад 4812, Абу Дауд 3213, аль-Хаким 1/366. хадис достоверный.
بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ
|