КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бисми-ЛЛЯh уа ‘аля суннати расули-ЛЛЯh/. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 · Положив тело в могилу, следует повернуть его лицом в сторону Ка’абы. Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «…Ка’аба - это ваше направление, живые вы или мёртвые». аль-Бейhакъи 3/408, ат-Тахауи 1/383. хадис хороший. · Не следует класть тело мусульманина на дно могилы (на спину). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Ляхд[8] - для нас, Шакъ[9] - не для нас». Абу Дауд 3208, ат-Тирмизи 1045, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. · Уложив тело, следует развязать верёвки савана у основания головы и ног. · Если есть отдельная часть тела покойного, то её также следует опустить в могилу. · Хоронить в гробу запрещено, поскольку это уподобление неверным и расточительство. · Из Сунны пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) - бросить три раза землю в сторону головы лежащего в могиле. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что "посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) три раза бросил землю в сторону головы мёртвого, лежавшего в могиле". Ибн Маджаh 1/499, предание достоверное. · Прежде чем засыпать могилу землёй, следует заложить чем-нибудь тело. Джабир (да будет доволен им АЛЛАh) рассказывал, что "пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) положили в ляхд, а затем заложили саманом и сделали так, что его могила возвышалась на пядь от земли". Ибн Хиббан 2160, аль-Бейhакъи 3/410, шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. Са'д ибн Абу Уаккъас сказал перед смертью: “Выкопайте мне ляхд, и положив меня туда, заложите саманом, прежде чем засыпать”. См. "Шарху Сахихи Муслим" 7/30. · Абуль-Хайадж аль-Асадий сказал: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им АЛЛАh) сказал мне: "Не направить ли мне тебя с тем, с чем в своё время направил меня посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует)? Увидев любое изображение (или идола), немедленно уничтожь его, а, увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй". Муслим 969. Имам ан-Науауи сказал: "В этом хадисе содержится указание на то, что Сунной является не возвышать могилу над землёй слишком высоко. Её следует поднять на пядь и сделать землю ровной". См. "Шарх Сахих Муслим" 7/32. В вышеприведенном хадисе сказано, что "могила пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) возвышалась от земли на пядь". Ибн Хиббан 2160, аль-Бейhакъи 3/410, иснад хороший. Это и есть могила в соответствии с Сунной. Не следует забрасывать могилу так, чтобы земля возвышалась над ней больше чем на пядь, но при этом нужно учитывать, что если не песок, а земля (глина), то она со временем осядет. Учёные говорили, что не следует возвышать могилу больше, чем на такую высоту, по которой можно узнать, что это могила, во избежание того, чтобы не наступать на неё. · После того, как закопают могилу землёй, всем присутствующим следует просить у АЛЛАhа укрепления для мёртвого и не следует отвлекаться от мольбы пустыми разговорами. Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: "После завершения погребения покойного пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) обычно (некоторое время) стоял у его могилы, и он говорил:«Молите АЛЛАhа о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы[10]». Абу Дауд 3221, аль-Хаким 1/370, хадис достоверный. Следует говорить: «О АЛЛАh, прости его. О АЛЛАh, укрепи его». /АЛЛАhумма-гъфирляhу, АЛЛАhумма саббитhу/. اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ اللَّهُمَّ ثَبِّتْهُ
· На месте старой могилы можно хоронить, если тело уже превратилось в прах. · ‘Аиша (да будет доволен ею АЛЛАh) сказала: "Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) проклял раскапывающих (могилы) мужчин и женщин". аль-Бейhакъи 8/270. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахихуль-джами’». · О захоронении ночью Что касается того, чтобы хоронить ночью, то это нежелательно, и причин этому много, среди которых то, что людей на молитве джаназа будет мало или же то, что ночью умершего в саван могут завернуть плохо и т. п. Однако, если тело начнёт портиться или ещё на то будут какие-либо причины, то можно похоронить и ночью, используя при этом светильник для облегчения работы закапывающих, и доказательством этому является хадис от Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что "посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) опустил человека в могилу ночью и включил там светильник". ат-Тирмизи 2/157, Ибн Маджаh 1/464. хадис хороший. От ‘Али ибн Рабаха передается, что он спросил ‘Укъбу: "А можно ли хоронить ночью?" ‘Укъба сказал: "Да, ведь Абу Бакра похоронили ночью". аль-Бейhакъи 4/32. Иснад достоверный. · В случае крайней необходимости дозволенно выкопать тело после погребения, как это сделал Джабир со своим отцом. Об это достоверно передаётся от Абу Дауда 3232 и аль-Бейhакъи 4/58. · Хоронить в одной могиле по несколько человек не следует, если только в этом нет необходимости, как например, после битвы при Ухуде, когда пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) велел хоронить в одной могиле по несколько человек. Абу Дауд 9/34, ан-Насаий 4/80, ат-Тирмизи 3/128. хадис достоверный. Если же в одну могилу положили несколько человек, то между ними следует насыпать землю. · Используя подходящий момент, в процессе захоронения следует увещевать присутствующих людей, как это часто делал посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует). О памятниках
На могиле человека разрешается шариатом поставить какой-либо памятник для того, чтобы люди знали, что это могила и не ходили по ней, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Указанием на это служит следующий хадис, в котором сообщается, что когда похоронили ‘Усмана ибн Маз’уна, пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) повелел одному человеку принести камень, но тот не смог его принести. Тогда пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) пошёл и сам принёс этот камень и, положив его у изголовья, сказал: «Этим я буду узнавать могилу своего брата и буду хоронить здесь тех, кто умрёт из числа членов моей семьи». Абу Дауд 3206, аль-Бейhакъи 3/412. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. Однако не следует излишествовать в размерах памятника. Ибн аль-Къайим писал: "Могилы сподвижников пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) были ни слишком поднятыми от земли, ни опущенными, как и могилы пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), Абу Бакра и ‘Умара". Он также сказал: "Не было в Сунне пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) делать могилы высокими, или сооружать на них что-либо из камня, кирпича или гипса, или воздвигать на них купола. Всё это порицаемые нововведения, противоречащие Сунне". См. “Задуль-Ма'ад” 504. Джабир рассказывал: "Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) запрещал нам гипсовать могилы, писать на них что-либо, делать на них какие-либо построения и ходить по ним". ат-Тирмизи 1052, Ибн Маджаh 1563. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. Что же касается больших и дорогих памятников, изображений, ограждений и всевозможных изощрений в приукрашивании памятников и соперничество в том, чья могила выглядит богаче и достойнее, превратив кладбища в галереи, музеи и т. п., что в наши дни можно увидеть на могиле у мусульманина, то это является большим грехом, уподоблением неверным, показухой и исрафом (бессмысленной тратой денег), которая не приносит никакой пользы мёртвому, а лишь вредит ему, и от чего ему может быть только хуже. И если в достоверных хадисах говорится, что покойник испытывает наказание и мучения за причитание родственников над ним,то, что он испытывает от совершения других больших грехов и порицаемых нововведений над ним?! Для праведного мусульманина достаточно будет положить у изголовья простой обычный, можно речной камень.
О посещении кладбищ
Передают со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им АЛЛАh), что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Я раньше запрещал вам посещать могилы, а отныне посещайте их, ибо они удерживают от наслаждений жизни ближней и напоминают о жизни будущей». Муслим 2/672. Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что однажды, когда пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) посетил могилу своей матери, он заплакал, и заплакали те, кто был вокруг него. Затем пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Я попросил разрешения у своего Господа просить для неё прощения, и мне было запрещено. И я попросил разрешения посетить её могилу, и мне было разрешено. Так посещайте же могилы, ибо они напоминают о смерти». Муслим 2/671. Передаётся со слов ‘Аиши (да будет доволен ею АЛЛАh), что однажды пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) вышел из кладбища аль-Бакъи', обратившись с мольбой за умерших, и когда ‘Аиша спросила его об этом, он (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Поистине, мне было велено обращаться за них с мольбами». Ахмад 6/252. хадис достоверный. При обращении с мольбами за умерших можно также поднять руки, поскольку так делал пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует). От ‘Аиши сообщается, что “обратившись с мольбами за умерших, лежавших на кладбище аль-Бакъи’, пророк поднял руки”. Малик 1/239, Ахмад 6/92. Иснад хадиса хороший. Хатим аль-Асам сказал: "Тот, кто прошёл мимо могил, не задумавшись о собственной душе и не обратившись к АЛЛАhу с мольбой за покойных, предал и себя самого, и их". См "Сакаратуль-Маут" 13. В этих хадисах чётко указана цель, с которой следует посещать кладбища! Кладбища следует посещать для того, чтобы они напоминали о смерти, или же для обращения с мольбой для умерших мусульман. Мусульманину, входя на кладбище, следует произнести слова поминания, произносимые при входе на кладбище, вспомнить о будущей жизни, быть готовым к собственной смерти и задуматься о положении тех, кто уже погребён. Со стороны все могилы кажутся одинаковыми, но на самом деле внутри них одни находятся в блаженстве, а другие подвергаются мучениям из-за своих грехов. О, АЛЛАh, избавь нас от мучений могилы и сделай нас из числа тех, которые будут находиться в блаженстве! О молитве, произносимой при входе на кладбище или проходя мимо кладбищь: «Мир вам, о, обитатели жилишь, правоверные и мусульмане! Поистине, и мы по воле АЛЛАhа присоединимся к вам, и АЛЛАh помилует тех из нас, кто ушёл раньше и тех, кто задержался, и я прошу АЛЛАhа об избавлении для нас и для вас». Муслим 2/671, Ибн Маджаh 1/494.
السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ، مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لاَحِقُونَ، وَ يَرْحَمُ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مَنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ Ассаляму 'алейкум аhля-ддияри миналь-му`минина уаль-муслимин, уа инна ин ша АЛЛАhу бикум ляхикъун, уа ярхаму ЛЛАhуль-мустакъдимина минна уаль-муста`хирин, ас`алю ЛЛАhа ляна уа лякумуль-‘афия/.
Во время произнесения этого приветствия руки подымать не следует, и следует повернуться лицом в сторону могил. Что же касается обращения с мольбами за умерших, то следует обращаться к Ка’абе, поскольку пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) запретил обращаться в сторону могил при совершении молитвы, а мольба есть корень поклонения, и по этому нельзя поворачиваться во время мольбы в ту сторону, в которую нельзя поворачиваться во время молитвы, о чём сказал шейхуль-Ислям Ибн Таймия. См. «аль-Икътида» стр. 175. От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас посетит могилу своего брата мусульманина, которого он знал при жизни, и поприветствует его миром, то АЛЛАh обязательно вернёт ему его душу, чтобы он ответил ему на приветствие»[11]. Ибн ‘Абдуль-БАРР, Ибн Абу д-Дунья. См. «Тахриджуль-ихъя» 4/475.
О том, что запрещено и порицаемо делать на кладбищах · Сообщается от Ибн Мас’уда (да будет доволен им АЛЛАh), что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Поистине, наихудшие из людей это те, которые застанут Судный Час живыми и это те, которые превращают могилы в мечети». Ахмад 1/435, Ибн Хиббан 340. Т.е. из могил и кладбищ делают места поклонений, поклоняясь им или АЛЛАhу рядом с ними в этом запретном месте. · От Анаса (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Нет жертвоприношения на могиле в Исляме». ‘Абдур-РАЗЗАКЪ сказал: "Они (арабы) резали барана или корову на могиле человека". Абу Дауд 3222, аль-Хаким 1/370. хадис достоверный. · Между могилами нежелательно ходить в обуви, так как пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) запретил делать это, если только там нет колючек и т. п. Сообщается со слов Башира ибн Хасасия (да будет доволен им АЛЛАh), что когда он шёл с пророком (да благословит его АЛЛАh и приветствует) на кладбище, пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) увидел одного человека, который ходил между могил в сандалях. И пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал ему: «О тот, который в обуви, сбрось свою обувь». Тот оглянулся, и когда узнал пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), снял свои сандали.[12] Абу Дауд 2/72, ан-Насаий 1/288. Хафиз Ибн Хаджар в "Фатхуль-Бари" сказал, что хадис указывает на нежелательность хождения между могилами в обуви. Абу Дауд рассказывал: "Я видел, как имам Ахмад, следуя за джаназой, снимал свои сандалии, подходя к могилам". См. «аль-Масаиль» 158. От ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им АЛЛАh) передается, что пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Пройтись по горячему углю, или по острым мечам, или чинить свои сандалии ночами, (т. е. это дело очень трудное)предпочтительнее для меня, чем ходить по могиле мусульманина».Ибн Маджаh 4/474, Ибн Абу Шайба 4/133, иснад достоверный. · Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Поистине, сесть на горящие угли, которые прожгут одежду и доберутся до кожи, для любого из вас будет лучше, чем сесть на могилу». Муслим 971. · Нельзя справлять нужду на кладбище, и пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал, что нет разницы между справлением нужды между могилами и центром базара.Ибн Маджаh 4/474, Ибн Абу Шайба 4/133, иснад хадиса достоверный. · Запрещено читать Къур`ан у могил, внушать мёртвым произнести "шаhаду" давать азан и икъама. Такжене следует чрезмерно усердствовать в уходе за могилой, пропалывая её, или очищая от травы, кроме как от бурьяна или сорняка. И не следует класть на могилу цветы, или сажать деревья, или постоянно поливать её водой. Не следует также повышать свой голос на кладбищах, кроме как по необходимости. · О посещении кладбищ женщинами Относительно дозволенности посещения кладбищ женщинами, среди учёных существуют разногласия. Те учёные, которые считают это запретным в основном опираются на хадис от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано: "Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники". Абу Дауд 3236, ат-Тирмизи 320, ан-Насаий 4/94, Ахмад 1/229. Однако этот хадис многие мухаддисы назвали слабым, поскольку в его иснаде Абу Салих Мауля Умм Хани, который не заслуживает доверия. Что же касается хадиса от Абу Хурайры, в котором сказано что "посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) проклял женщин, часто посещающих могилы". Ахмад 2/337, ат-Тирмизи 1056, Ибн Маджаh 1576, то этот хадис достоверный. Исходя из всех мнений, самым сильным является мнение, согласно которому посещать кладбища женщинам нежелательно.
О том, что принесёт пользу умершему 1. Важнейшим из того, что приносит пользу умершему, являются благие деяния, совершённые им самим! Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Трое последуют за покойным (на кладбище): члены его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется с ним. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся». аль-Бухари 6514, Муслим 2960. 2. Мольба за умершего. Всевышний АЛЛАh сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: "Господь наш! Прости нас инаших братьев, которые уверовали раньше нас!"»(Сбор, 10). Сюда же относится и молитва джаназа, как мы уже упоминали об этом в разделе "о том, какую пользу приносит молитва джаназа умершему". Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры сообщается, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это?” Ему ответят: “Твой ребёнок испрашивал для тебя прощения”». Ахмад 2/509, Ибн Маджаh 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Баусыри подтвердил достоверность хадиса. 3. Деяния праведного ребёнка. Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, а АЛЛАh, Свят Он и Велик, говорит: «…и нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился». (Сура “Звезда”, 39). А посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его это из того, что он приобрёл»[13]. Абу Дауд 2/108, ан-Насаий 2/211, ат-Тирмизи 2/287. 4. Знание, которому умерший обучил людей или построение чего-либо полезного в качестве милостыни, чем будут пользоваться люди даже после его смерти. Всевышний АЛЛАh сказал: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя». (Йа син, 12). Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к АЛЛАhу с мольбамиза него». Муслим 3/1255. Сообщается от Абу Хурайры, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оставил; Къур`ан, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесёт ему пользу после его смерти!» Ибн Маджаh 1/106, Ибн Хузайма 2490, аль-Бейhакъи 3447. хадис хороший. 5. Милостыня (садакъа) за умершего. Сообщается, что отец ‘Амра (да будет доволен им АЛЛАh), при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), пойдёт ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твоё жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу». Абу Дауд 2883, аль-Бейhакъи 6/279, хадис хороший. Также посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Если бы твой отец был единобожником, то и твой пост, и твоя милостыня за него принесли бы ему пользу». Ахмад 2/182, хадис достоверный. Лучшей милостыней за умершего является та, которая наиболее уместна и полезна. Сообщается, что когда умерла мать Са’да ибн 'Убады (да будет доволен им АЛЛАh), он пришёл к пророку (да благословит его АЛЛАh и приветствует) и сказал: “О, посланник АЛЛАhа, мать Са’да умерла. Так, какая же садакъа будет наилучшей?” Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Вода!» После этого Са’д выкопал колодец и сказал: "Это за мать Са’да".[14] Абу Дауд 1681. хадис хороший. 6. Также, если кто-либо из родных покойного выполнит обет за умершего, или возместит за него обязательные дни поста, или совершит за него хадж и ‘умру, то это пойдёт ему на пользу. Сообщается, что Са’д ибн ‘Убада сказал пророку (да благословит его АЛЛАh и приветствует): “Поистине, моя мать умерла, а на ней невыполненный обет!” Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Выполни его за неё». аль-Бухари 5/440, Муслим 6/76. Однажды пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) услышал, как один человек говорил во время хаджа: “О, АЛЛАh, вот я перед тобой от Шубрумы”. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) спросил его: «Кто такой Шубрума?» Он сказал: “Это мой брат”. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) спросил: «А совершил ли ты хадж за себя?» Он сказал: “Нет”. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал ему: «Сначала соверши хадж за себя, а затем за Шубруму»[15]. Абу Дауд 1811, Ибн Маджаh 2903. Достоверный хадис. Сообщается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им АЛЛАh), что один человек сказал: “О, посланник АЛЛАhа! Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за неё?” Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг АЛЛАhу более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным». аль-Бухари 1953, Муслим 2/153. Важные примечания:
1. Главным условием того, чтобы всё упомянутое выше, принесло умершему пользу, является исповедание им при жизни Исляма, как об этот сказал пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует), в выше приведённых хадисах: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твоё жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу». Абу Дауд, аль-Бейhакъи, Ахмад. 2. Не любое благое деяние приносит пользу умершему, а только те, которые узаконены шариатом. Например, человек, совершивший добровольную молитву, не может сказать: «О, АЛЛАh, отдай награду за эту молитву такому-то моему умершему. Так же, как и прочитав Къур`ан или же призвав людей к истине (за что, несомненно, мусульманин получает награду) нельзя сказать: «О, АЛЛАh, отдай эту награду такому-то моему умершему». Если бы любые благодеяния приносили пользу умершему, то не было бы необходимости сподвижникам пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) постоянно спрашивать его, принесут ли пользу те или иные благодеяния их умершим,и не было бы необходимости выделять некоторые из благодеяний, а было бы просто указанно на обобщенность этого принципа. О новшествах
Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Поистине, наилучшие слова содержат в себе Книга АЛЛАhа, а лучшее руководство - это руководство Мухаммада. Худшими же из дел, являются дела новоизобретённые! [Берегитесь же новшеств в ваших делах], ибо всякое нововведение есть заблуждение, [а всякое заблуждение в Огне!]» Муслим 2/582, ан-Насаий 3/104, Ибн Маджаh 1/352, ат-Тирмизи 2/12. ‘АбдуЛЛАh ибн ‘Умар (да будет доволен им АЛЛАh) говорил: "Любое новшество это заблуждение, даже если люди считают его хорошим". Ибн Батта 2/112, аль-Харази 1/36. Иснад достоверный.
Сообщается от Ма’къаля ибн Ясара, что посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Читайте вашим умирающим суру "Йа син"». Ахмад 5/26, Абу Дауд 3121. Что касается этого распространённого хадиса, который также переводят как: «Читайте вашим умершим суру "Йа син"», многие великие знатоки хадисов назвали его слабым. Ибн аль-Къаттан охарактеризовал этот хадис как сомнительный и сказал, что от него следует отказаться как от недостоверного. Тоже самое говорил и имам ад-Даракъутни. Также этот хадис назвали слабым Ибн Мадини, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.[16]
Шейх аль-Альбани относительно чтения Къур`ана за умерших сказал, что ничего подобного в Сунне нет и это деяние в шариате не узаконено, а если бы оно было узаконено, то это делал бы сам пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) и обучал бы этому своих сподвижников, которые часто интересовались о том, что принесёт пользу умершим. Когда ‘Аиша, любимый человек для пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), спросила у него, что надо говорить во время посещения могил, он обучил её приветствию и мольбе, и не сказал ей читать там "аль-Фатиху" или что-нибудь другое из Къур`ана, и если бы это деяние было узаконено Всевышним, то он не скрыл бы этого от неё. Подробнее см. "Ахкамуль-Джанаиз" 241-242. Согласно мнению большинства праведных предшественников и имамов, таких как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи'и, Ахмад и других - чтение Къур`ана на могилах является порицаемым. Что касается имама ан-Науауи, который в своих книгах "аль-Азкар" и "Рияду-Ссалихин" приводит слова имама аш-Шафи'и: "Будет хорошо если после погребения умершего почитать над ним что-либо из Къур`ана, а если прочтут весь Къур`ан, то это будет ещё лучше", относительно этого высказывания шейх аль-Альбани в комментариях к "Садам праведных" сказал: "Я не знаю, где об этом говорил аш-Шафи'и, ведь от него достоверно известно обратное". Имам аш-Шафи'и говорил: "Мёртвые не получают награду за чтение Къур`ана над их душами". См. "Тафсир Ибн Касир" 4/258. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия также сказал, что имам аш-Шафи'и считал чтение Къур`ана над умершим нововведением. См. "Икътида…" 182. Имам Малик сказал: "Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует) и праведные предшественники не делали этого". См. "аль-Икътида 182. Сам Ибн Таймия сказал: "Чтение Къур`ана над умершим - это новшество". См. "аль-Ихтиярат…" 53. Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: "Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Къур`ана у могил. На что он ответил: «Нет»". См. "аль-Масаиль" 158. Ибн аль-Къайим в "Задуль-Ма'ад" писал: “То, что делают в наше время: садясь вокруг могилы, разговаривая с умершим, читая над ним Къур`ан или подсказывая ему ответы на вопросы, которые ему будут задавать в могиле, является новшеством, не имеющим никакой основы в религии”. Посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру "аль-Бакъара" (Корова)».Муслим 780. Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом для чтения Къур`ана. И именно поэтому пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) побуждает читать Къур`ан в своих домах, и сравнивает дом, в котором не читают Къур`ан с кладбищем. Что касается того придания, которое пришло в «Китабу-Ррух», (которые многие люди приводят в доказательство того, что читать умершим Къур`ан дозволено), в нём сказано, что когда похоронили одного умершего, один слепой мужчина сел у могилы и стал читать Къур`ан, и имам Ахмад сказал ему: “О, ты, поистине чтение Къур`ана у могилы – новшество”. После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: “О, Абу ‘АбдуЛЛАh, что ты скажешь о Мубашшире аль-Хиляби?” Тот сказал: “Надежный, достоверный передатчик”. Мухаммад спросил: “Написал ли ты от него что-нибудь?” Ахмад сказал: “Да”. Мухаммад сказал: "Мне сообщил Мубашшир от ‘АбдурРАХМАНа ибн 'Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал, чтобы когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры “Бакъара” и её конец, и он сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Умар сделал такое завещание”. Тогда Ахмад сказал ему: “Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать”. Шейх аль-Альбани сказал: "Ответов у меня на это придание несколько: 1. Утверждение того, что придание от Ахмада достоверное, очень сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада аль-Уаракъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в своих книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом ‘Али ибн Мусса аль-Хаддадом – его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой цепочки, что он был надежным, то мы видим, что говорит это аль-Уаракъ, а положение аль-Уаракъ вы уже знаете. 2. И даже, если это придание достоверное, то оно более конкретизирующее чем придание, которое привел Абу Дауд в “аль-Масаиль” от Ахмада (т. е. то, что на вопрос о чтении Къур`ана у могил, Ахмад сказал: "Нет"), и если мы совместим оба эти мнения (имама Ахмада), то его мнение заключается в нежелательности чтения Къур`ана у могил, кроме как во время похорон. 3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн ‘Умара, не достоверна, так как ‘АбдурРАХМАН ибн 'Аля’ считается неизвестным передатчиком, как о нём сказал аз-Захаби в «аль-Мизан»". См. "Ахкамуль-Джанаиз" 243-244. Имам ‘Изз ибн ‘Абду-ССАЛЯМ (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: “Если кто-то совершил благодеяние ради АЛЛАhа и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или мертвых, то до них эта награда не дойдёт, поскольку «нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился». (Сура “Звезда”, 39).И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и хадж”. См. "Фатау 'Изз ибн ‘Абду-ССАЛЯМ" 2/24.
По поводу собраний для соболезнования и для поминок в доме умершего, негативно высказывались имам аш-Шафи'и, а также ан-Науауи в своей книге "аль-Азкар". Аль-Ханафи осудил приём гостей, членами семьи покойного, указывая на то, что подобное мероприятие предусмотрено Шариатом только по случаю радости, а не по печальному поводу. В его книге "аль-Баззазийя" говорится: "Нельзя готовить поминальную пищу в 1 и 3 день или через неделю, также как нельзя приносить еду на могилу для поминок, приглашать чтецов, чтобы они прочитали весь Къур`ан до конца". Также нельзя раздавать милостыню в день рождения умершего. Джарир (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: "Мы приравнивали собрание в доме умершего и приготовление пищи (для гостей) после похорон, к причитанию". Ибн Маджаh 1612. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. Приготовлением еды должны заняться соседи или родственники тех, кого постигло несчастье, так как пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал, когда убили Джа’фара (да будет доволен им АЛЛАh): «Приготовьте семье Джа’фара еду, ибо их постигло то, что отвлекает от этого». Абу Дауд 3132, ат-Тирмизи 997. хадис достоверный. Еду готовят не для тех, кто пришёл соболезновать, а для семьи, в которой случилось несчастье. Люди, явившиеся на похороны, должны понимать, что они пришли не на вечеринку и поэтому не должны находиться там так долго, что начнут волновать хозяев дома. Исключением являются люди, приехавшие из далека, например, родственники. О них следует позаботиться и накормить соседям. · Каждый мусульманин должен завещать своим родным, чтобы после его смерти, они похоронили его в соответствии с Сунной пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), и не совершали всяких нововведений или причитании над ним, именно так поступали сподвижники пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует). Имам ан-Науауи (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: "Весьма желательно, чтобы мусульманин завещал тем, кто его будет хоронить, чтобы во время похорон, они удалялись от всяких нововведений распространенных в данной местности". См. "аль-Азкар" 181.
И в заключение, мы воздаём хвалу АЛЛАhу - Господу миров! Да благословит АЛЛАh и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!
Литература 1. «Тафсируль-Къур`аниль-‘Азым» И. Ибн Касир. 2. «Тайсируль-Карими-РРАХМАН» А. Ибн Наср ас-Са'ди. 3. «аль-Мууатта» Малик ибн Анас. 4. «аль-Адабуль-муфрад» И. аль-Бухари. 5. «Сунану Аби Дауд» 6. «Сунану т-Тирмизи» 7. «Сунану Ибн Маджаh» 8. «Сунану н-Насаий» 9. «Китабу-Ссунна» Ибн Аби 'Асым. 10. «Фатхуль-Барий, шарху Сахихиль-Бухари» Ибн Хаджар аль-'Аскъаляни. 11. «Шарху Сахихи Муслим» Я. Ибн Шарраф ан-Науауи. 12. «Рияду-ссалихин» Я. Ибн Шарраф ан-Науауи. 13. «Сильсилятуль-ахадисис-Сахиха» М. Н. аль-Альбани. 14. «Сахихуль-джами’и-ссагъир» М. Н. аль-Альбани. 15. «Сахиху-ттаргъиби уа-ттархиб» М. Н. аль-Альбани. 16. «Мишкатуль-масабих» М. ат-Тибризи, битахкъикъ М. Н. аль-Альбани. 17. «Ируауль-гъалиль» М. Н. аль-Альбани. 18. «Ахкамуль-джанаиз уа бида’уха» М. Н. аль-Альбани. 19. «аль-Уиджаза фи туджаххизуль-джаназа» А. Ибн аль-Гъайс. 20. «Салятуль-джаназа» А. Ибн ‘Абдур-РАХМАН аль-Джибрин. 21. «Сакаратуль-маут уа ‘иззатуль-маут уа шадаидуху» Мухаммад аш-Шахауи. 22. «Хукмуль-къира-ату лиль-амуат, халь йасыль сауабиха иляйhим» М. А. 'Абду-ССАЛЯМ. 23. «’Азабуль-къабри уа на’имуhу» ‘Абдуль-ЛЯТЫФ. ‘Ашур. 24. «аль-Мугъни» И. К. аль-Макъдиси. 25. «аль-Уаджиз фи фикъhи Сунна уаль-Китабиль-‘Азиз» А. Ибн Бадауи. 26. «Задуль-ма’ад фи hадьи хъайруль-‘ибад» Ибн аль-Къайим. 27. «аль-Азкар» Я. Ибн Шарраф ан-Науауи. 28. «Джами’уль-‘улюми уаль-Хикам» З. Ибн Раджаб. 29. «Найлюль-аутар шарх мунтакъаль-Ахъбар» М. аш-Шаукани. 30. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъуль-марам» М. ас-Сан’ани. [1] - Ихрам - два куска материи, в которые одет паломник, совершающий Хадж или ‘Умру. [2] - Фраза, с которой начинается Хадж, и которую произносит паломник. [3] - Са'ид ибн аль-‘Ас в то время был амиром Медины. [4] - Шейх аль-Альбани, 'Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад хадиса достоверным. [5] - Тот, кто взял на себя обязательства выплатить долг за умершего должен это сделать как можно быстрее. В другой версии этого хадиса сказано, что когда Абу Къатада сказал: “Долг на мне”. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал ему: «Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен». После этого, когда пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) встречал Абу Къатаду, он всё время спрашивал его о долге, и однажды он сказал: “Я выплатил его, о, посланник АЛЛАhа”. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Почему же сейчас, когда его тело стало холодным?» аль-Хаким 2/58, аль-Байhакъи 6/74. Иснад хадиса хороший. [6] - Имам ан-Науауи, ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. [7] - Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим. [8] - Ляхд - это небольшое углубление на дне могилы, с боку по направлению к Ка’абе. [9] - Шакъ - это дно могилы (просто вырытая могила без ляхда). [10] - Речь идёт о вопросах, которые ангелы задают в могиле каждому: Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто был тот человек, который был послан к вам? [11] - Достоверность хадиса подтвердили Ибн ‘Абдуль-БАРР и ‘Абдуль-ХАККЪ. [12] - Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. [13] - Имам Абу ‘Иса и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. [14] - Люди, жившие в пустыни, больше всего нуждались в воде, и поэтому пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал, что наилучшей милостыней будет вода. [15] - Этот хадис указывает на то, что человек, желающий совершить хадж за кого-то, должен сначала совершить его за себя. [16] - Слабость и недостатки этого хадиса подробно см. в “ас-Сильсиля ад-Да’ифа” 5961 и “Ируауль-гъалиль” 688.
|