КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сочинения преподобного Отца нашего Нила СорскогоСтр 1 из 8Следующая ⇒ Преподобный Нил Сорский О спасении души
Оглавление Сочинения преподобного Отца нашего Нила Сорского................................................................................ 1 Введение............................................................................................................................................................................... 3 Отдел первый....................................................................................................................................................................... 4 Отдел второй..................................................................................................................................................................... 14 Первый помысл - чревообъядение............................................................................................................................ 15 Мера пищи...................................................................................................................................................................... 15 Время пищи..................................................................................................................................................................... 15 Различие пищи............................................................................................................................................................... 16 Различие тел................................................................................................................................................................... 16 Второй помысл - блуда............................................................................................................................................... 16 Третий помысл - сребролюбия.................................................................................................................................. 18 Четвертый помысл - гнева......................................................................................................................................... 18 Пятый помысл - печали............................................................................................................................................... 19 Шестой помысл - уныния............................................................................................................................................ 19 Седьмой помысл - тщеславия.................................................................................................................................... 21 Восьмой помысл - гордости....................................................................................................................................... 21 Отдел третий..................................................................................................................................................................... 23 Послесловие...................................................................................................................................................................... 34 Духовное завещание преподобного Нила............................................................................................................... 35
Сочинения преподобного Отца нашего Нила Сорского Преподобный Нил Сорский оставил нам свои послания и Устав скитского жития. Послания прп. Нила имеют предметом своим внутреннюю подвижническую жизнь, о которой с подробностью он изложил свои мысли в Уставе скитского жития. Два послания прп. Нил писал к постриженнику своему Кассиану, бывшему князю Мавнукскому, который пришел в Россию с греческой царевной Софией, служил несколько времени боярином у Ростовского архиепископа Иоасафа и в 1504 году скончался иноком в Угличской обители. В одном из своих посланий св. старец учит Кассиана, как бороться с помыслами, советуя молитву Иисусову, занятие рукоделием, изучение Св. Писания, охранение себя от внешних соблазнов, и излагает некоторые общие наставления о послушании наставнику и прочим о Христе братиям; о смирении, терпении в скорбях, о молитве за врагов и подобное. Во втором послании, воспоминая кратко о бедствиях и скорбях своих, которые претерпел Кассиан от юности, о его знатных родителях, его пленении, переселении в чужую землю и желая его утешить, преподобный рассказывает ему из Св. Писания, что скорби часто наводит Господь на любящих Его, что все святые – пророки, мученики – достигли спасения путем страданий; указывает, в частности, на Иова, Иеремию, Моисея, Исайю, Иоанна Крестителя и других и выводит заключение, что если святые столько терпели, то тем более должны терпеть на земле мы – грешные, что мы должны воспользоваться этими бедствиями и скорбями для очищения себя от грехов и для своего спасения. В послании другому ученику своему и сподвижнику – Иннокентию, основавшему уже тогда особую обитель, прп. Нил кратко говорит о самом себе, о своей жизни вместе с ним в Белозерском монастыре, о своем поселении, по окончании путешествия на Восток, вне монастыря; об основании своего скита, о своих постоянных занятиях Св. Писанием, житиями св. Отец и их преданиями, а потом наставляет Иннокентия – исполнять заповеди Господни, подражать житию святых, хранить их предания и учить тому же свою братию. Еще два послания писаны прп. Нилом к неизвестным инокам. В одном из них, весьма кратком, он заповедует иноку памятование смерти, скорбь о грехах, неисходное пребывание в келлии, смирение, молитву. В другом, довольно обширном, дает ответы на следующие четыре вопроса, предложенные каким то старцем: как противиться блудным помыслам; как побеждать помысл хульный; как отступить от мира; и как не заблудиться от истинного пути. Ответы эти, особенно на два первые вопроса, почти буквально повторяются в Уставе скитского жития. Из содержания посланий св. Нила видно, что его долго занимали и многим потребны были те самые мысли, которые собраны и систематически изложены в его Уставе скитского жития. Самое драгоценное, что нам осталось после прп. Нила и что, конечно, пройдет еще сквозь ряд столетий бесзмертным зерцалом жития иноческого, – это его созерцательные главизны, или скитский Устав, достойный первых времен пустынножительства Египта и Палестины, ибо он проникнут духом святых Антония и Макария. «Устав скитского жития» или «Предание о жительстве скитском» есть главное и самое важное сочинение прп. Нила. В предисловии к Уставу св. старец касается внешнего поведения иноков – говорит кратко о их повиновении настоятелю, о трудах телесных, о пище и питии, о принятии странников; заповедует соблюдать бедность и нищету не только в кельях, но и в украшении храма так, чтобы в нем ничего не было ни из серебра, ни из золота; запрещает выходить из скита без воли настоятеля, впускать в скит женщин, держать в нем отроков. Но в самом Уставе св. отец рассуждает уже исключительно об умном или мысленном делании, под именем которого разумеет внутреннее, духовное подвижничество. Сказав предварительно словами Св. Писания и св. Отцев о превосходстве этого внутреннего делания пред внешним, о недостаточности одного внешнего делания без внутреннего, о необходимости последнего не только для отшельников, но и для живущих в общежительных монастырях, преподобный Нил разделяет свой Устав на 11 глав: в главе 1-й говорит о различии мысленной брани; во 2-й – о борьбе с помыслами; в 3-й – о том, как укрепляться в подвиге против помыслов; в 4-й излагает сущность монашеского подвига; в 5-й говорит о восьми греховных помыслах; в 6-й – о борьбе с каждым из них; в 7-й – о значении памятования смерти и суда; в 8-й – о слезах; в 9-й – о хранении сокрушения сердечного; в 10-й – о смерти для мира; в 11-й – о том, чтобы все делаемо было в свое время. Все сии главы удобно разделить на три отдела. 1. В первых четырех главах св. старец говорит вообще о сущности внутреннего подвижничества, или о нашей внутренней борьбе с помыслами и страстями, и о том, как вести нам эту борьбу, чем подкреплять себя в ней, как достигать победы. 2. В пятой главе, самой важной и обширной, показывает, в частности, как вести нам внутреннюю брань против каждого из восьми греховных помыслов и страстей, от которых рождаются все прочие, а именно: против чревообъядения, блуда, сребролюбия, против страсти гнева, духа печали, духа уныния, против страсти тщеславия, помыслов гордостных. 3. В остальных шести главах преподобный излагает общие средства, необходимые для успешного ведения духовной брани, каковы: молитва к Богу и призывание Его Святого Имени; памятование о смерти и о Страшном суде; внутреннее сокрушение и слезы; охранение себя от злых помыслов; устранение себя от всяких попечений; безмолвие; и, наконец, соблюдение для каждого из исчисленных занятий и действий приличного времени и способа. В послесловии прп. Нил говорит, с какою целью предложил он Устав свой. Многое почерпнул из писаний Ниловых прп. Корнилий Комельский, вскоре после него подвизавшийся в Кириллове, в свой иноческий устав; а собеседник св. Нила – Иннокентий, собравший воедино для своей общежительной обители 11 духовных глав блаженного своего учителя, называет его изящным явлением иночества в наши времена, ревнителем духовных отцев и говорит, что он собрал из богодухновенных писаний сии главизны, проникнутые духовной их мудростью, для спасения душ и в образец жития иноческого. Всмотримся же и мы в это чистое зерцало подвижнической жизни – сделаем из него извлечения, не опуская, впрочем, ни одной мысли его, относящейся к делу, и придерживаясь, где это будет нужно и возможно, самых выражений св. отца, чтобы, таким образом, изобразить по возможности его полное учение о жизни подвижнической в свое собственное назидание.
|