КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Павильон СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже (архитектор Б.Иофан, скульптор В.Мухина)самой значительной работой 30-х годов можно назвать скульптурную группу В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" для парижского павильона. По Парижской выставке 1937 г. был проведен закрытый конкурс. В нем участвовали крупнейшие мастера советской архитектуры. Проект Б. Иофана был признан лучшим. В проекте мастер необычайно лаконично и впечатляюще выразил главную идею. Это был павильон-постамент, динамичные формы которого выражали нарастающее движение, подхваченное превосходной скульптурной группой юноши и девушки, стремительно поднявших символы труда — серп и молот (скульптор В. Мухина). Б. Иофан уже в эскизном проекте нарисовал именно эту скульптурную композицию. В. Мухина впоследствии подтверждала, что сама идея скульптуры принадлежала архитектору. «Я же шаги Рабочего и Колхозницы развернула в победный марш»,-говорила она. Предложенная тема была осуществлена содружеством искусств в замечательной по выразительности и эмоциональному настрою форме. Советский павильон стоял вдоль набережной Сены и против фашистского павильона, завершавшегося орлом, в лапах которого была огромная черная свастика. "Приглашение принять участие в соревновании на проект павильона СССР на Парижской выставке возлагало на его участников большую ответственность, - писал автор павильона архитектор Б. Иофан. - На этой выставке СССР впервые должен был комплексно продемонстрировать перед всем миром гигантские достижения социалистического строя за 20 лет, ибо выставка по времени совпадает с двадцатилетием Великой социалистической революции"*.Исходя из столь серьезной задачи, Б. Иофан предложил: "В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма... Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это - павильон Советского Союза......Иофан был убежден, что наиболее правильный путь выражения этой идейной целеустремленности заключается в смелом синтезе архитектуры и скульптуры. Советский павильон представляется как здание с динамическими формами, с нарастающей уступами передней частью, увенчанной мощной скульптурной группой. Скульптура представляется сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая луврская Нике - Крылатая победа. Очень скоро родился образ этой скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев Советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему страны Советов - серп и молот..."*После утверждения проекта Б. Иофана к разработке венчающей его скульптурной группы были привлечены ведущие скульпторы: В. Мухина, М. Манизер, И. Шадр, Н. Андреев и Б. Королев. Замысел В. Мухиной сразу привлек внимание и получил всеобщее одобрение. В результате конкурса ей было поручено осуществить композицию для парижского павильона. Мухина отказалась от мотива равномерно нарастающего по диагонали движения; она придала движению иной композиционный смысл, обогатив его новым пластическим содержанием. "Порыв, единение и молодость нашей страны" - такова тема группы по мысли автора. "Группу хотелось дать легкую, стремительную, полную воли и движения, сметающую все препятствия на своем пути. Она должна была быть радостной и вместе с тем грозной в своем стремительном движении"*. В то же время композиция скульптуры была определена и архитектурным замыслом выставочного павильона. Фигуры должны были составить единое с павильоном, вырасти из него. В соответствии с композицией павильона свою работу В. Мухина строит на теме двух движений - стремительного движения по горизонтали и по вертикали. В. Мухина вспоминала позже, как ей пришлось уравновесить выразительными горизонталями одежды, особенно женского сарафана, могучую вертикаль, в которой сливаются выставленные вперед ноги и поднятые руки. Но этого одного было недостаточно, пришлось прибавить еще шарф - подобие крыла. Нельзя было обойтись и без гиперболы, без преувеличения - ради художественной выразительности образа. Женщина делает шаг, почти равный высоте фигуры. Это нечто невозможное, но поэтически и идейно оправданное: шаг в будущее обеих фигур приобретает характер стремительного полета. Решение Мухиной несколько отличалось от решения Иофана: в то время как Иофан стремился привести фигуры к общей массе, Мухина строит воздействие своей скульптуры на четком ажурном силуэте. Для осуществления скульптурной композиции в натуральную величину было очень мало времени, и по предложению П. Н. Львова прежде всего была исполнена В. Мухиной и ее помощниками Н. Зеленской и 3. Ивановой модель в 1/5 величины статуи. Эта модель поступила на завод, где ее с помощью механического расчленения по сечениям увеличивали до нужного размера. Так как механическое увеличение могло привести к ошибкам, то за всеми работами постоянно наблюдали скульпторы. Работа над основными частями скульптуры - головами и руками с эмблемами - была проделана по моделям, исполненным В. Мухиной и ее помощницами в натуральную величину. "Рабочий и колхозница" имели большой успех в Париже. Даже враги не могли охаять скульптуру. А французские рабочие салютовали ей.
|