КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектурное творчество Л.Н.КекушеваЛев Кекушев родился в Вильно в семье военного инженера, служившего надворным советником. Окончив в 1883 году Виленское реальное училище, в том же году поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, который окончил в 1888 году со званием гражданского инженера, был удостоен Серебряной медали и права на чин X класса. После окончания института был принят на работу в Техническо-строительный комитет МВД. Параллельно государственной службе с 1889 года работал в Санкт-Петербурге помощником архитектора на постройке зданий и водонапорной башни на городских скотобойнях. Вышел в отставку в 1890 году и перебрался в Москву.[1][2] По приезде в Москву посвятил себя, главным образом, частной архитектурной практике. С 1890 по 1893 годы работал помощником архитектора С. С. Эйбушица, участвовал в постройке по его проектам здания Центральных бань Хлудовых и Охотного ряда.[1] За время стажировки у Эйбушица, Л. Н. Кекушев стал мастером многих прикладных технологий — ковки,гальванопластики, травления металлов и стекла. В 1893 году основал собственную архитектурную фирму и с этого времени начал работать самостоятельно. В 1893—1898 годах состоял московским участковым архитектором.[1] Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет (1898—1899 гг.) преподавал в Императорском Московском Техническом училище, с этого же времени и вплоть до 1901 года вёл занятия в Строгановском училище. В 1901—1904 годах преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения.[1] В 1890-е годы совместно с И. А. Ивановым-Шицем проектировал инфраструктуру Вологодско-Архангельской (Ярославской) железной дороги. Впоследствии, расширил зданиеЯрославского вокзала. В 1896 году Кекушев проектирует и строит первую московскую постройку в стиле модерн — доходный дом в Варсонофьевском переулке(в наше время перестроен с сохранением фасада, интерьер утрачен). В отличие от более позднего модерна Ф. О. Шехтеля иВ. Ф. Валькота, стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта. Новомодный стиль моментально приобретает поддержку видных московских застройщиков (Якоб Рекк) и меценатов (Хлудовы, Морозовы). Известно, что особняк по Глазовскому переулку, дом 8, Кекушев строил для себя (1898—1899), но промышленник Г. И. Лист, восхищённый постройкой, предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться. В 1899 году Кекушев выигрывает конкурс на проект гостиницы «Метрополь», однако волей Саввы Мамонтова, организатора строительства, подряд достаётся Валькоту. После ареста Мамонтова новые владельцы нанимают Кекушева управлять строительством. «Ничто из прежней практики Валькота и близко не подходит к масштабам „Метрополя“. Участие Кекушева, вероятно, было главным фактором успеха этого проекта» (Брумфилд, гл. 3). Кекушев-предприниматель быстро сколотил состояние и строил собственные доходные дома в Хамовниках (Олсуфьевский переулок) и на Остоженке (после развода дома на Остоженке достались его бывшей жене, А. И. Кекушевой). Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900—1903 гг. Он строит такие разные здания, как Иверские торговые ряды на Никольской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в «Царицыно» и особнякИ. А. Миндовского на Поварской (входивший в состав элитного квартала, спроектированного по заказу компании Якоба Рекка). Эти постройки отличает исключительная проработка интерьеров и декоративных металлических деталей. Длительное время помощником Кекушева работал архитектор С. С. Шуцман. 3. И.А.Фомин. Подземные залы, станций Московского метрополитена «Красные ворота» и «Площадь Свердлова» Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве.[5] В 1927 трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным.[6] В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов).[7] Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).[7] Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым.[8] Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена.[2] Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро.[9]Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».[10] Изначально пересадка на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов.[3] 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции».[2] В 1974 годуцентральный пересадочный узел подвергся реконструкции, в ходе которой были построены ещё два перехода: из центра зала на станцию «Площадь Революции» и из северного торца на станцию «Охотный ряд».[2] В 1970-х годах мраморное покрытие пола центрального зала было заменено на гранитное, что исказило облик станции. В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры).[11]Станцию метро также переименовали в «Театральную»[2] (тем не менее на стенах станции остались следы букв, составлявших её старое название). Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» —«Смоленская». Названа по площади Красные Ворота. Площадь была названа в XVIII веке по имени Красных ворот Земляного города. Здесь в 1709 году была воздвигнутаТриумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название было утверждено официально (есть версия, что через эти ворота пролегал путь в дворцовое Красное село). В XIX веке ворота были выкрашены в красный цвет (ранее они были белыми). В 1928 году ворота были снесены, и символический образ остался запечатлён лишь в интерьере одноимённой станции метро. С 1941 по 1992 год площадь называлась Лермонтовская — в честь поэта М. Ю. Лермонтова, родившегося в доме, который находился на месте нынешнего высотного здания у площади; на площади установлен и памятник Лермонтову. С 29 мая 1962 года по 25 августа 1986 года станция также называлась «Лермонтовская». Проектные названия станции — «Красноворотская площадь», «Красноворотская». [2] Проект станции был удостоен Гран-при на Международной Всемирной Ярмарке в Париже. На станции в 1952 году начал работу первый в московском метро турникет, а 28 июля 1959 года впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.
|