КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №131. Архитектура рубежа XX – XXI столетий. Стилевое многообразие. Актуальные проблемы современной архитектуры Архитектура рубежа XX – XXI столетий. Стилевое многообразие. Актуальные проблемы современной архитектуры Архитектурные теории С развитием капитализма в середине XIX века в архитектуре и градостроительстве стран Западной Европы произошли глубокие изменения. Для развития торговых отношений необходимы были хорошие дороги и транспортные магистрали. XIX век становится веком строительства железных дорог и крупных мостов. Быстрый рост металлургической промышленности способствовал применению металла в самых разных отраслях, в том числе в строительстве и мостостроении.К этому времени относится появление первых металлических мостов. Уже в конце XVIII века в Англии были созданы крупные мосты из чугуна и железа (арочный мост через реку Уир около Вермута пролетом 72 м (1779 г.)). Однако чугун — хрупкий материал, плохо работающий на растяжение. Прокатное железо, имеющее более равномерную структуру, дало большие возможности для возведения крупных инженерных сооружений.В 1818—1826 гг. Т.Телфорд построил огромный висячий шоссейный мост пролетом 176 м через пролив Менэй в Ирландии. В 1883—1890 гг. в Шотландии через Фортский залив был построен грандиозный консольно-балочный мост пролетом 525 м (инженеры Д.Фоулер, В.Бэкер). Крупнейший в XIX веке арочный мост пролетом 165 м — виадук Гараби во Франции — был построен Г.Эйфелем в 1883-1884 гг..МодернВ обществе и архитектуре рубежа XIX и XX вв. обострялись противоречия. Неприязнь к декорации эклектики в Европе привела к борьбе за новый стиль. Новое направление — модерн — было реакцией на эклектику и стилизаторство. Модерн очень быстро распространился по всей Европе.Модерн (новейший, современный) — стиль в европейском и американском искусстве и архитектуре конца XIX — начала XX в. (другие названия: ар нуво во Франции и Англии, югендстиль в Германии, сецессион в Австрии, либерти в Италии, модерниссимо в Испании). Идейно-философской почвой, на которой вырастал новый стиль, был неоромантизм, возрождавший идеи миростроительной миссии художника и архитектора. В основе модерна лежала эстетическая утопия — стремление преобразовать мир по законам красоты. Для модерна характерна антиэклектичность. Архитектура модерна синтетична, она объединяет все виды искусства. Модерн отличает соединение рационалистических и иррационалистических тенденций и утверждение самоценности новизны. В архитектуре модерна конструкция подверглась эстетическому переосмыслению.Для модерна характерны: • Простая выразительность плавных линий: изгибы стен, сложные криволинейные очертания деталей, окон, дверей. • Освобождение от симметрии и классических ордерных форм. • Живописность цветовых решений, силуэтность форм, применение в оформлении фасадов растительного орнамента, керамичеких панно, использование новых строительных и отделочных материалов: бетона, стали и т.п. • В интерьере криволинейные формы, «перетекающее» пространство помещений, открытые лестницы, решетки из металла.Лозунг модерна — новизна и современность. Характерная черта модерна — органическая целостность, яркое чувство обновления архитектурного языка и полный отказ от имитации исторических стилей. Архитекторы обратились к использованию новых строительных материалов — металлу и железобетону, которые до этого маскировались штукатуркой или каменной облицовкой.Метод модерна во многом основывался на теоретических позициях, выдвинутых еще в середине XIX века английскими художниками и теоретиками Д. Рескиным и У.Моррисом. Они видели одну из причин упадка искусства в машинном обезличивании продукции, потере вкуса и мастерства. В Голландской архитектуре первые шаги от историзма к модерну сделал Г.П.Берлаге. В его Амстердамской бирже (1898— 1903 гг.) романская архитектура имеет более простые формы и открытые металлические конструкции в интерьере. Стеклянная крыша зала делает здание новаторским.Творчество испанского архитектора А. Гауди носит очень своеобразный характер, несмотря на очевидную связь с испанской готикой и барокко. В Барселоне он осуществляет ряд построек, из которых наиболее значительным его сооружением является собор Саграда Фамилиа (1882—1926 гг., рис. 61). Антонио Гауди, используя новый строительный материал — железобетон, видит в нем прежде всего новые пластические возможности. скалам.ФункционализмПоиски прогрессивных европейских архитекторов начала XX века были направлены в сторону поиска более рациональных форм и отказа от декоративизма в архитектуре.В художественно-промышленном училище г.Веймара — Баухаузе, основанном Вальтером Гропиусом, в 1920-е гг. зарождается новое течение в архитектуре — функционализм. Функционализм провозгласил идею синтеза техники и искусства основой современного формообразования. Он требовал строгого соответствия конструктивного, объемно-пространственного и художественногорешения зданий протекающим в них производственным и бытовым процессам (функции сооружения).Ведущие архитекторы функционализма активно пропагандировали принципы своего направления. Его идейными лидерами становятся В.Гропиус и Ле Корбюзье — крупнейшие архитекторы первой половины XX века. Среди представителей этого направления — немец Петер Беренс (1861—1940 гг.), австрийцы Отто Вагнер (1841—1954 гг.) и Адольф Лоос (1870—1933 гг.), французы Опост Перре (1874-1954 гг.) и Тони Гарнье (1869-1948 гг.).
|