Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сквозные рифмы. Сквозная рифма подразумевает, что рифмуются не только окончания строк, но и их середины.




И будет сон устал, и будет верен Фрейд,

И глупый твой телефон забудет все номера,

Забьёт тупой металл дыханье слабых флейт,

И ты забудешь сон, что приходил вчера. (О. Медведев)

Несложно заметить, что кроме рифм «Фрейд — флейт» (вот пример прекрасного использования имени собственного для получения хорошей рифмы к трудному слову) и «номера — вчера», здесь присутствуют также рифмы посередине: «устал — металл» и «телефон — сон». Сквозные рифмы могут быть и неточными. Они, кроме того, могут присутствовать в части стихотворения и отсутствовать в другой го части. Ещё пример:

Император устал. Ведь дорога от леса до города —

Это локтем поддых и ещё на колене ушиб,

Чьи-то лица в кустах, санитары, плюющие в бороду,

И другие плоды разложения русской души. (В. Пелевин)

Тут видно, что сквозная рифма делит стихотворение не посередине, а ближе к началу строки. Дело в том, что такая рифма должна располагаться там, где в стихотворении находится цезура. Цезура —это внутристиховая пауза, разделяющая строку на две или несколько равных или неравных части. Теоретически, на месте цезуры можно просто брать каждый раз новую строку. Цезура, делящая строку на два равных полустишия, называется медианой.

Разновидностью сквозной рифмы является авторифма — случайная рифма; созвучие слов, непреднамеренно вставленное автором в текст или литературное произведение и не влияющее на его художественную ценность и восприятие. В стихах с привычной конечной рифмой авторифма может быть только в начале или внутри строки. В отличие от начальной и внутренней рифмы, сознательно вставленной автором в произведение, случайное созвучие рождается стихийно и не является приёмом. Авторифмы можно встретить как у древнегреческих поэтов, не знавших регулярной рифмы,

Недаром наши странники
Поругивали мокрую,
Холодную весну.
Веснанужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
(Н.А. Некрасов)

Порой авторифма задумана заранее, тогда она становитсявнутренней рифмой. Прекрасный пример внутренней рифмы находим у Фёдора Сологуба:

Опьянение печали, озаренье тихих тусклых свеч, —
Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в небе встреч.
Обагряя землю кровью, вы любовью возрастили те цветы,
Где сверкало, угрожая, злое жало безнадежной красоты.

Также разновидностью сквозной рифмы является начальная рифма — рифма из первых слов в строках:.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой… (К. Чуковский)

Оригинальной разновидностью такой рифмы является стыковая рифма. В ней конец одного стиха зарифмован с началом последующего.

Реет тень голубая, объята
Ароматом некошеных трав;
Но упав, на зелёную землю,
Я объемлю глазами простор.
(В. Брюсов)

Вот, пожалуй, и всё о рифмах. Не менее важным элементом стихосложения является, конечно, размер.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты