КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительные поэтические размеры.Пэоны.Это так называемые четырёхсложные размеры, их четыре: пэон I, пэон II, пэон III и пэон IV. Получаются они просто. Берём двусложный размер (ямб или хорей) и выкидываем из него каждое второе ударение. Получается система пиррихиев. Так как они систематизированы, получается новый размер, где ударение может падать так: пэон I: 1, 5, 9 и т.д. слоги, пэон II: 2, 6, 10 и т.д. слоги, пэон III: 3, 7,11 и т.д. слоги, пэон IV: 4, 8, 12 и т.д. слоги. Просто приведу примеры. Пэон I. Спите полумёртвые увядшие цветы, Пэон II. Не думай о секундах свысока. Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Относится к слассу пятидольников. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Не шуми ты, рожь, Четырехдольник в русской поэзии является самой употребительной из ритмических групп. Четырёхдольник несет главный метрический акцент на первой доле и побочный акцент на третьей доле Он имеет четыре видовые формы:
Общепринятая теория стиха относит первый и третий виды к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема. Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд | | | |: | Выхожу о|дин я на до|рогу; /\ /\ | | Сквозь туман крем|нистый путь бле|стит; /\ /\ /\ | | Ночь тиха. Пус|тыня внемлет | богу, /\ /\ | | И звезда с звез|дою гово|рит. /\ /\ /\ | (М. Лермонтов) Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд | | | : Мы | молоды. У | нас чулки со |штопками. Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «Камаринской»); контрольный ряд | | | : Холод, | тело тайно | сковываю|щий, /\ Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд | | | : Ракеты | возникают | рыжие, /\ | /\ Пятидольник. Потрясающие, весомые, сильные стихи можно создать, пользуясь таким исконно русским размером, как пятидольник. Истоки его — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера, сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как и пэон, пятидольник имеет несколько (пять) видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы: Пятидольник 1-й | | | В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены русском народном стихе. Вот пример трехкратного пятидольника третьего вида: Жаворо́ночек на прога́линке распева́ет. Шестидольник — самая сложная из ритмических групп. Шестидольник состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части: | Имеет шесть видовых форм:
Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый виды. Пятый часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый шестидольники относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой шестидольники к ямбическим. Шестидольник первый: О́блаком вол|нистым | Ко́нный или | пеший — | Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе: Люб|лю́ твой слабый | све́т в не|бе́сной выши|не́: Шестидольник третий (единственный пример): | Если б | су́мерками | | Мы фо|на́риками | Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Шестидольник четвертый: Си|неет | па́луба — до|рога | ско́льзкая, Шестидольник пятый (трехкратный): На пи|рах ве|сёлых, Я в ле|су си|де́ла Шестидольник шестой: Обыкно|венный | де́нь, обыкно|венный | са́д. Брахиколон —очень своеобразный экспериментальный размер-односложник, в котором все слоги ударные. Каждая строка брахиколона всегда состоит из одного односложного слова. Является скорее поэтическим упражнением, чем полноценным размером. Бей
К разряду брахиколонических стихов можно отнести начало стихотворения Н. Асеева «Собачий поезд», где перемежаются односложные и двусложные слова: Стынь, Стужа, Стынь, Стужа, Стынь, Стынь, Стынь... День — Ужас, День — Ужас, День, Динь, Динь. Следует отметить, что как элемент поэтической системы брахиколон появился в русской поэзии сравнительно недавно, у современных поэтов. Александрийский стих — это шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная. Надменный временщик, ll и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец ll и друг неблагодарный, Неистовый тиран ll родной страны своей, Взнесённый в важный сан ll пронырствами злодей! (К. Рылеев) Это, конечно, не самостоятельный размер, но зато получивший собственное название вид ямба. Название он получил ввиду чрезмерной распространённости в конце 18 — начале 19 века. Холиямб — пришедший из античности размер стиха, где последняя стопа шестистопного ямба заменена хореем. Вот силлабо-тоническая имитация холиямба: Богатства бог, чье имя Плутос, — зна́ть, сле́п он! (Гиппонакт, пер. Вяч. Иванова) Одиннадцатисло́жник — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом | | || | |. | Ой стоги, сто|ги, /\ || на лугу ши|роком, | Четверостишие Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры одиннадцатисложных русских виршевиков: это паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Вот беспаузный двенадцатисложник: | Да благосло|вит тя || господь от Си|она | А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован: |По темной но|щи /\ || день светлый бы|вает, | Тринадцатисложник — общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков 16-18 вв. Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках. Метрическая модель тринадцатисложника имеет два варианта: при наличии мужской цезуры | | ^ || | ^^ | и при трехсложной («дактилической») цезуре | | ^ || | ^^ |. В первом полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю — однодольная цезурная пауза; во втором полустишии — тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на две концевые доли приходится двудольная пауза. Стихи виршевиков нужно читать речитативом. | Уме недо|зрелый, плод /\ | недолгой на|уки! /\ /\ | | Ведут к ней нетрудные /\ | в наш век пути | многи. /\ /\ | Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка):
|