КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приметы Серой зоныСерая зона – вполне безопасное место. Она существует уже не одно столетие и почти не меняется. Это плоская, довольно бесцветная равнина с несколько прохладным климатом. В Серой зоне не бывает ни зноя, царящего в Красной, ни бодрящей свежести, свойственной Синей. Она вечна, потому что очень многие предпочитают ничего собой не представлять, лишь бы не идти на риск «оказаться в глупом положении». Эта боязнь не знает профессиональных границ, она поражает и педагогов, и журналистов, и продавцов, и менеджеров, и президентов банка. Когда вы в следующий раз окажетесь на большом деловом совещании, спросите себя – просто ради смеха – кого из ораторов вы отнесли бы к Серой зоне. Нижеследующий список ее качеств поможет вам их определить: осторожность, традиционность, уступчивость, склонность к компромиссам, предсказуемость, нейтральность, уклончивость, неоднозначность, нудность. В Серой зоне отсутствуют какие бы то ни было краски, и в этом самый серьезный ее недостаток. Выступления ее ораторов совершенно не удерживаются в памяти. А это может дорого обойтись. Трудно одержать верх над соперниками, если судьям приходится говорить: «Напомните-ка мне, я что-то запамятовал, который это был». По некоей иронии судьбы многие обитатели Серой зоны и представления не имеют, что по сравнению с прочими ораторами занимают место где-то в районе Антарктики. Тому есть две причины. 1. К Серой зоне относится такое множество ораторов, что серость начинает казаться нормой. 2. Занудство – это такое свойство, о котором друзья, родственники и коллеги, как правило, предпочитают не упоминать. Чтобы вы могли определить свое собственное место на нашей шкале ораторского мастерства, мы дадим вам кое-какие ориентиры. Серая зона поглощает людей, превращая их в единообразную массу. одного оратора трудно отличить от другого, поэтому не стоит и пытаться приводить примеры. Нам важно, как быть с вами. Относитесь ли вы к этой зоне? Возможно, вы находитесь в ней, сами того не зная. Вот вам идея: ответьте на нижеследующие вопросы, и вам станет это ясно. Он не вполне серьезны, однако вы можете почерпнуть из них кое-какие намеки. 1. Не становится ли вам скучно, когда вы репетируете свое выступление перед зеркалом? 2. Не кажется ли вам, что после вашего выступления вам задают мало вопросов? Не случается ли так, что вопросов вообще не бывает? 3. Не замечали ли вы, что коллеги отзываются о вашем выступлении в крайне общих словах? Например: «Немного не хватает живости». Или: «Ничего, когда придет время выступать, все обойдется». 4. не замечаете ли вы, что многие слушатели во время вашего выступления поглядывают на часы? 5. Не замечаете ли вы, что во время вашего выступления у слушателей подрагивают и опускаются веки? 6. Не кажется ли вам, что когда вы выступаете, в зале стоит постоянный шумок? Если на четыре или больше из этих вопросов вы ответите «да» или «ну, может быть», - не исключено, что вы медленно погружаетесь в Серую зону. Еще немного – и вы можете превратиться в невидимку. Не стоит идти на такой риск. Нужно вырваться из Серой зоны.
Как вырваться из Серой зоны? 1. Не ограничивайтесь одним лишь высказыванием своих предложений, а продемонстрируйте их на примерах. Ø Слова обычно скучны. Примеры наглядны и, как правило, интересны. Словами можно лишь сформулировать мысль. Примеры убеждают в ее правильности. Ø Поступайте так, как всегда поступают выдающиеся тренеры. Покажите нам, что вы имеете в виду. Заставьте нас прочувствовать проблему нутром. Если вы хотите, чтобы слушатели что-то предприняли по поводу тесноты в «маршрутках», покажите наглядно, каково в них ездить. Ø Не уговаривайте нас больше двигаться, - покажите нам три упражнения, которые мы можем проделать сегодня же, сидя за своим письменным столом. Ø Если вы хотите убедить нас, что выучить иностранный язык легко, - научите нас нескольким фразам по-немецки, которыми мы могли бы обмениваться друг с другом. Ø Ваш внешний вид и манера держаться должны быть наглядным примером того, о чем вы говорите. Если ваша тема – «Как преодолеть стресс», вы должны быть спокойны. А если проводите презентацию нового шампуня, у вас самих волосы должны быть в идеальном состоянии. Ø Всякая наглядная демонстрация вынуждает вас самого принять участие в действии. Это вызывает у слушателей интерес к вам, рождает в их воображении «картинки» - зрительные образы, которые легче запоминаются. Ø Если вы представляете какой-либо товар, продемонстрируйте нам, как им пользоваться. Покажите наглядно, чем он хорош. 2. Пользуйтесь такими средствами наглядности, которые позволят вам сохранить свободу действий. Ø Аудиовидеоаппаратура иногда подобна якорю: она приковывает вас к месту, навевает скуку и серость. Пример: в последнее время становится широко распространенные слайд-проекторы. Пользуясь ими, вам приходится стоять рядом, чтобы вставлять слайды. Вы превращаетесь в придаток проектора. В серый придаток. Если вам нужен проектор, просите такой, который позволит вам двигаться свободно, - например, с дистанционным управлением. Ø Старайтесь пользоваться двумя стендами – это дает возможность разделить материал на части и делает оправданными ваши перемещения с места на место. Например: один стенд – для целей, другой – для результатов. сравнивайте их, делайте выводы, подходя то к одному, то к другому. Ø Активно работайте со своими средствами наглядности. Не позволяйте им управлять вами. Это вы хозяин положения, а не они. Если пользуетесь схемами или диаграммами, обводите ключевые слова фломастерами. подчеркивайте цифры, перемещайте предметы. Пусть они работают на вас. Ø Самое скучное и серое зрелище на свете – это ораторы, которые говорят один за другим, стоя на одном и том же месте, на одном и том же фоне. измените мизансцену! Забудьте о трибуне. Передвиньте стол. Увеличьте освещение. Начните говорить, стоя в другой точке. Создайте свою собственную окружающую среду, в которой будете чувствовать себя и двигаться вполне свободно. 3. Импровизируя, не выходите за пределы своих познаний. Ø Никто не может импровизировать в вакууме. Ø Техника импровизации основана на том, что у вас в мозгу существует множество ящичков, каждый из которых набит потрясающе интересной информацией. На ящичках висят таблички: «Последние новости из газет», «Личный опыт», «Анекдоты», «Наглядные картинки», «Метафоры». Можете классифицировать материалы по любому принципу – это же ваш собственный мозг. Ø Пусть каждый ящичек ассоциируется у вас с мысленной картинкой, которая поможет вам в нужный момент о нем вспомнить. Например, на ящичке «Личный опыт» может быть картинка, где изображены вы сами в детстве в тот момент, когда совершаете какой-нибудь отчаянный поступок. Ø Дайте волю вашему мозгу – пусть он произвольно перебирает содержимое этих ящичков, извлекая из них то, что лучше всего проиллюстрирует ваши слова. Ø Постоянно делайте сопоставления. Ваши мысли свободны, легки, парят в воздухе. Вы твердо знаете, что вот-вот у вас в голове замкнется еще один контакт, что-то всплывет в памяти – и вы двинетесь дальше, не выходя при этом за пределы своих познаний и за рамки вашего выступления. Ø Время от времени удивляйте публику. Импровизируйте. Пусть они подумают: «Как это ему такое пришло в голову?» 4. Не теряйте зрительного контакта с аудиторией больше чем на десять секунд. Ø Представьте себе зрительный контакт в виде электрического тока, который все время течет от вас к публике. Стоит отключить ток больше чем на десять секунд, и взаимная связь, которую вам удалось установить, разорвется. Ø Никогда не раздавайте материал для чтения, пока не закончите. Иначе публика начнет их просматривать (даже если вы специально попросите их этого не делать). И все – вы потеряли своих слушателей. Контакт разорван. Ø На свои средства наглядности поглядывайте мельком. Не рассматривайте их. Это всего лишь подсказки, напоминания, а не текст для чтения. Ø На всем протяжении выступления поддерживайте зрительный контакт с публикой, встречаясь с ней взглядом не реже чем каждые десять секунд. Бесплотный голос, плывущий над головами слушателей, не оказывает на него никакого воздействия. Голос за кадром почти никогда не запоминается. Ø Если вы сознательно отказываетесь от зрительного контакта, имейте наготове сильнодействующую замену. И постарайтесь обойтись без пауз. (Нет ничего хуже, чем дожидаться в затемненном зале, когда начнется видеоролик или фильм. Нарушается непрерывность восприятия, и в голову приходят посторонние мысли.) 5. Будьте самим собой в том, что вы сильнее всего. Ø Никому не подражайте. Старайтесь оставаться таким, какой вы есть, только в большей степени. Ø Составьте – только честно! – перечень своих сильных сторон. Что удается вам лучше всего? Ø Отдавайте себе отчет в своих слабостях, но не думайте о них постоянно. Возможно, они не так заметны, как вам кажется. Может даже оказаться, что в них и есть ваша сила. Ø Спросите себя: «Какой бы я хотела казаться публике? Что они должны говорить обо мне после моего выступления?» Это станет очередным вашим шагом к тому, чтобы вырваться из Серой зоны.
1.5. Рисунок. «Бейджик» (символ + свое имя) Материал: листы бумаги, карандаши, фломастеры.
|