КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТИПЫ ГИПНОЗА 2 страницаВербальные методы гетеросуггестии (продолжение) Коллективная гипносуггестия Касаясь методики гипносуггестии, следует в первую очередь дифференцировать индивидуально проводимые сеансы и коллективные. Все, что было изложено о характере проведения сеанса гипноза, о подготовке к нему испытуемого и его гипнотизации, относилось к индивидуальной гипносуггестии. Обратимся теперь к вопросам коллективной гипносуггестии. Различают два метода коллективной гипносуггестии: ме-тод1 "эпидемии" И. В. Вяземского и метод "перехода" В. М. Бехтерева. 1. Метод "эпидемии" И. В. Вяземского. Пионером коллективной гипносуггестии считают И. В. Вяземского, который в 1904 г. предложил методику, не утратившую своего значения до настоящего времени. И. В. Вяземский брал группу больных алкоголизмом и начинал последовательно гипнотизировать их одного за другим на глазах у еще не загипнотизированных испытуемых. Это повышало их суггестабильность и способствовало более быстрому к глубокому погружению в гипноз всехчленов группы. Получалось нечто вроде психической эпидемии заражения гипнотическим сном. 2. Метод "перехода" В. М. Бехтерева. В 1912 г. свою методику предложил В. М. Бехтерев. Группу наркоманов он усаживал так, чтобы можно было ходить между ними и, начиная свою работу с лекции о вреде алкоголя или иного наркотика, постепенно переводил ее в сеанс коллективного гипноза, произнося усыпляющие формулы суггестии. Атмосфера коллективного сеанса гипноза всегда способствует повышению суггестабильности всех его участников за счет взаимодействия между ними. Коллективная гипносуггестия позволяет охватить воздействием большое число испытуемых и значительно экономит время гипнотизера. Во время коллективных сеансов осуществляется взаимная индукция испытуемых, что повышает их суггестабильность. Испытуемые как бы "заражаются" сонливостью друг от друга, так как начинают действовать замеченные В. М. Бехтеревым важные законы подражания и взаимосуггестии. Метод коллективного сеанса дает возможность проводить длительные собеседования с испытуемыми, что крайне важно, а также позволяет вести продолжительное наблюдение за ними. Массовое, коллективное собеседование необходимо как средство психологического просвещения, как орудие повышения психологического самосознания. Уничтожить суггестабильность невозможно и не нужно, но ее можно и нужно сознательно контролировать. Вот основные положения, которые необходимо развивать гипнотизеру в ходе предварительной беседы (собеседования) с испытуемым в условиях коллективного сеанса гипноза: 1) в гипнозе нет ничего страшного (и однако, вы меня немножко побаиваетесь); 2) нет ничего сверхъестественного (и однако, я вам сейчас покажу чудо); 3) гипноз не есть насилие одной воли над другою, но встречное s взаимодействие воль (это очень важный психологический момент); 4) гипноз есть сон с сохранением избирательного контакта (подробно, с примерами); 5) в гипнозе можно испытать массу фантастических переживаний; можно проявить неожиданные способности; можно приобрести зачатки навыка самообладания (это уже чистая агитка, но искренняя и обоснованная). Остальное - конкретные разъяснения: что не нужно во время гипнотизирования напряженно следить за своим состоянием, ибо это мешает ему развиваться как слежка за вдохновением. Что нельзя кричать вслух: "Вижу бутылку", но можно смеяться, если хочется (средство предупреждения действительно часто возникающего в начале сеанса смеха у некоторых нервных молодых людей). Что не надо толкать в бок засыпающего соседа, это нечестно - и т. д. и т. п. И конечно, полные и энергичные гарантии, что загипнотизированный не будет поставлен ни в какие унизительные.-положения, что не будут выведываться личные и государственные тайны. Как известно, отдельные испытуемые иногда чувствуют некоторый страх перед первым гипнотическим сеансом, что очень мешает гипнотизации. Такие испытуемые нередко прямо спрашивают гипнотизера о том, сможет ли он его потом разбудить. На коллективный сеанс рекомендуется приглашать, как убеждает опыт, не более 10-15 человек. Как правило, гипнотизер начинает с индивидуальных бесед и сеансов, потом, получив согласие испытуемого, включает его в группу лиц, с которыми проводятся коллективные сеансы. Перед началом сеанса ассистент регистрирует испытуемых, затем в прэветренном помещении их удобно усаживают в креслах или укладывают на кушетки. Помещение затемняется, включается метроном или индуктор. В дальнейшем, через 5-10 минут гипнотизер начинает произносить формулы суггестии тихим, но достаточно слышным для всех испытуемых голосом, делая отдельные паузы между хорошо построенными фразами. Формулы суггестии во время коллективных сеансов мало чем отличаются от тех, которые употребляются при индивидуальных. Коллективный сеанс длится в течение 40-55 минут в отличие от сеансов индивидуальных, длящихся от 20 до 30 минут. Обычно сеансы проводятся в одно и то же время, испытуемым предлагается занимать одни и те же места, устраиваться поудобнее, согласно привычкам. Включаются постоянные звуковые раздражители. Гипнотизер должен стараться каждый раз не перестраивать формул суггестии и давать их однообразно. После того, как испытуемые, погруженные в гипнотический сон во время коллективного сеанса, получили общеукрепляющие и успокаивающие суггестии, гипнотизер тут же, обходя спящих, делает каждому из них нужную суггестию шепотом, добавочно, индивидуально (по методу "нашептывания" Веттерстранда). Такой метод сочетает в себе все остальные преимущества коллективного и индивидуального сеанса, давая возможность индивидуально и дифференцированно обслужить большое количество испытуемых. Аудиовизуальные методы гипносуггестии К аудиовизуальным методам гипносуггестии относятся все те приемы гипнотизации, в основе которых лежит воздействие на слуховой и зрительный анализаторы в коре головного мозга суггеренда. К первой группе методов относятся: вербальный и фракционный гипнозы, а также постгипноз. Ко второй группеметодов относятся фиксационный и фасцинативный гипнозы. 1. Вербальный гипноз (классическая техника, традиционно-гипнотическое воздействие). Гипнотическое состояние - это одно из бесконечно возможных вер-бально суггестированных наяву состояний. У человека гипноз и суггестия чаще всего тесно связаны друг с другом: с одной стороны, одним из наиболее употребительных способов, с помощью которого можно вызвать гипноз, является вербальная суггестия, и с другой - само гипнотическое состояние в значительной степени повышает восприимчивость к суггестии и ее эффективность, что широко используется в гипнологии. Все чудеса суггестии можно получить при полном бодрствовании при помощи различных вербальных и невербальных суггестивных воздействий. Так в основном и делалось великими и малыми суггесторами всех времен и народов. Но гипнотический сон великолепен как физиологический скальпель, позволяющий отсекать целые массивы памяти. Сомнамбулическая стадия гипноза "способна" воздвигнуть в мозгу человека ту "башню молчания", без которой немыслимо представить себе направленную изоляцию и разложение психических функций на более элементарные и самостоятельные единицы, могущие сделаться объектом поэтапного и последовательного освоения. Роль гипноза как метода исследования приобретает первостепенное значение. Традиционно погружение испытуемого в гипноз производится гипнотизером при помощи специальных формул вербальной суггестии, т. е. слов, напоминающих испытуемому те состояния, которые человек испытывает перед погружением в обычный физиологический сон. Вот что писал по этому поводу И. П. Павлов в своих работах: "Теперь постоянно применяющийся способ (гипнотизирования - М. Ш.) - повторяющиеся слова (к тому же произносимые в минорном однообразном тоне), описывающие физиологические акты сонного состояния. Эти слова суть, конечно, условные раздражители, у всех нас прочно связанные с сонным состоянием и потому его вызывающие. На этом основании может гипнотизировать и гипнотизирует все, что в прошлом совпадало несколько раз с сонным состоянием". Гипнотизацию как при индивидуальном, так и коллективном проведении следует начинать только тогда, когда соблюдены условия, благоприятствующие состоянию удобства и покоя испытуемого. Для этой цели надо гипнотизировать в помещении (температура которого поддерживается на уровне комнатного комфорта, т. е. 18-20°С), изолированном от посторонних шумов и ярких световых раздражителей, а также хорошо вентилируемом. Особенно важно, чтобы естественный или искусственный свет не падал в глаза испытуемого и находился сбоку от него, а еще лучше - за спиной. На испытуемого не должны оказывать влияние никакие посторонние мешающие факторы (свет, особенности интерьера и т. п.), с которыми могут быть связаны какие-либо негативные ассоциации. Надо внимательно отнестись к тому, как усажен или уложен испытуемый. Желательно, чтобы испытуемый мог лежать на удобной, достаточно мягкой кушетке. Лишь в исключительных случаях можно пользоваться креслом с подлокотниками. И в том, и в другом случае при гипнотизации обязательно должны быть устранены все неудобства и дискомфорт. Гипнотизируемому следует предложить расстегнуть воротник, распустить пояс или ремень, снять пиджак или галстук, одним словом, сделать так, чтобы человек не был скован каким-то неудобством. Вербальный гипноз следует проводить в естественной, спокойной, сдержанной манере. Любой наигрыш будет мешать созданию нужного контакта. Очень важно, чтобы слова произносились отчетливо, а вся речь была ритмичной. Большое значение имеют паузы: испытуемые могут не только услышать команды, но и среагировать на них. Поэтому, например, после указания "Расслабьте мышцы рук", надо подождать, пока испытуемый попробует выполнить его. Только после этого можно продолжать суггестию. Громкость голоса может меняться, но опыт доказывает, что не следует произносить слова очень громко, особенно на стадии расслабления. Существует несколько этапов суггестии. 1. Фиксация внимания на позе. Дается указание принять наиболее удобную позу для последующего формирования состояния расслабления. Ничто не должно мешать дыханию, сдавливать мышцы и т. п. Если испытуемый сидит, руки должны удобно лежать на коленях или подлокотниках кресла. 2. Фиксация внимания на словах гипнотизера. Дается установка примерно следующего содержания: "Закройте глаза и думайте только о моих словах... Вы слушаете мои слова, мой голос и отдыхаете... отдыхаете, испытывая приятное расслабление... Другие слова и звуки Вас не отвлекают. Все внимание направлено только на мой голос и мои слова..." Многоточие после части фразы означает необходимость сделать в этом месте паузу. 3. Формирование состояния расслабления мышц. Примерные слова гипнотизера на этом этапе суггестии следующие: "Мышцы тела расслабляются, приятный докой во всем теле... никаких посторонних мыслей, только покой и расслабление". Далее важно провести суггестию, последовательно акцентируя внимание на релаксации отдельных мышечных групп. Наиболее удобно начинать с мышц лица. Но сначала надо дать команду "Напрячь все тело", а затем "Максимально расслабиться" и лишь после этого приступать к релаксации. Очень полезно кратковременно переключать внимание испытуемых на успокаивающее дыхание. Для этого дышать надо так, чтобы вдох был вдвое короче выхода. Через 1-2 минуты можно начинать непосредственную суггестию, направленную на последовательную релаксацию мышц. Формула суггестии примерно следующая: "Мышцы лица расслабляются... расслабление больше... мышцы отдыхают... расслабляются мышцы шеи... спины... живота... мышцы рук расслабляются... все тело расслаблено... хороший, спокойный отдых..." 4. Суггестия чувства тяжести. Это следующий этап формирования общего ^состояния расслабления. Некоторые испытуемые считают чувство тяжести неестественным и внутренне ему противятся, поэтому можно сказать: "Мышцы отдыхают... наполняются энергией... становятся сильными... тяжелеют... наливаются силой..." и т. д. Как правило, ощущение тяжести вызывают сначала в руках, затем в ногах. Практика показала, что излишняя детализация мешает. Поэтому нет смысла сначала суггестировать тяжесть в правой руке, а затем в левой. Можно сразу дать установку: "Руки тяжелеют... тяжесть в руках нарастает... усиливается... руки тяжелые..." Та же схема подходит для ног. Эта часть суггестии заканчивается словами: "Все тело тяжелое... приятный, спокойный отдых..." 5. Суггестия чувства тепла. На данном этапе необходимо учитывать подготовленность каждого испытуемого и температурные условия помещения. Так, если в помещении прохладно, то вызвать чувство тепла в конечностях очень трудно и лучше этого не делать. Если же температурные условия комфортные, то, логически развивая состояние расслабления, можно давать установку на появление чувства тепла. Например: "Руки постепенно тяжелеют... они начинают теплеть... все больше и больше теплеют руки... приятное тепло струится вниз по рукам в кончики пальцев..." Аналогично вызывается ощущение тепла и в ногах. 6. Суггестия дремотного чувства. Это наиболее ответственный этап гетеросуггестии. Как правило, к данному моменту испытуемые достаточно хорошо расслаблены. Поэтому голос человека, проводящего суггестию, должен быть гораздо тише, чем на предыдущих этапах, а паузы между фразами длийнее. Можно пользоваться следующей формулой: "Все тело расслаблено... Весь организм отдыхает... Полный покой... Отдых... Легкое приятное дремотное чувство охватывает Вас... Больше... больше... Никаких мыслей... только мои слова... мой голос... Вы слушаете мой голос... мои слова... и отдыхаете..." Надо отметить, что это, по существу, переломный момент всего процесса суггестии, когда можно или углубить снбподобное состояние или решать какие-либо актуальные задачи. Однако не следует добиваться засыпания испытуемых. Они должны находиться в спокойном, расслабленном состоянии, но не спать, а слушать слова суггестии. Если ставится задача восстановления работоспособности, то на этом этапе можно сказать: "Мои слова не будут звучать некоторое время, вы будете отдыхать, находясь в приятном расслабленном состоянии, в котором наиболее эффективно восстанавливается физическая и психическая работоспособность". Пауза после, этого может составить 3-5 мин. Если же необходимо провести какую-либо суггестию, чтобы снять нервное напряжение, настроить на предстоящую деятельность и т. п., то темп речи должен быть замедленным, формулировки ясными и точными. Очень часто несоблюдение этого требования резко ухудшает эффект восприятия и вызывает совершенно необоснованное разочарование в методе. В тех случаях, когда формирование состояния выраженной релаксации необходимо для того, чтобы обучить испытуемых навыкам аутосуггестии, следует последовательно наращивать эффект. Например, будет ошибкой повторять 4-5 раз: "Моя правая рука тяжелая". Значительно эффективнее сказать: "Правая рука начинает немного тяжелеть... тяжесть постепенно увеличивается... все больше и больше ощущается тяжесть в руке... тяжесть в руке нарастает... усиливается..." и, наконец, как итог: "...правая рука - тяжелая..." После выполнения задач гипносуггестии гипнотик должен вернуться в обычное состояние бодрствования. Этот переход может занимать не более 1-2 минут, но принцип постепенности при дегипнотизации гипнотика необходимо соблюдать. Например, не следует сразу давать команду ."Открыть глаза!" Лучше сначала подчеркнуть, что эффект от гипносуггестии получен: улучшилось состояние, закрепился формируемый навык и т. п. Затем надо сформулировать последовательность восстановления статуса бодрствования и удержания в памяти необходимой информации. Например, "Сейчас я начну считать, и при счете "три" Вы откроете глаза... Настроение и самочувствие сразу после этого и в последующем будут хорошие... Вы хорошо запомнили все, что слышали, усвоили и готовы к нужной деятельности". Не следует бояться некоторой примитивизации словесных формул, так как в данной ситуации это не самое важное. Главное значение имеет четкость формулировок и их подчиненность решению поставленных задач. На счет "раз" дается установка о том, что исчезает чувство тяжести и тепла. На счет "два" рекомендуется изменить характер дыхания. В частности, глубокий вдох следует сопровождать резким выдохом. Голос гипнотизера также должен приобрести эмоциональную окраску - стать бодрым и энергичным. Процесс перевода гипнотика в состояние бодрствования может иметь самостоятельное значение в тех случаях, когда надо оперативно сформировать готовность к какому-либо действию. Для этого должен быть сделан специальный акцент на словесном описании психического образа активного состояния. Так, после команды на счет "раз" "...исчезает чув-зтво тяжести и тепла в руках..." целесообразно развить это состояние следующим образом: "Тело становится легким, невесомым... чувство тепла и тяжести .счезло полностью... по телу пробегает легкий озноб... оявляется желание двигаться, активно двигаться... " тело наполняется энергией..." На счет "два" необходимо еще больше увеличить эффект активизации: "Все тело наполнено силой... энергией... энергия "бьет" в кончики пальцев рук... ног... пальцы на руках... ногах слегка шевелятся... пошевелите пальцами рук, ног... Сжать руки в кулак, напрячь все тело... расслабиться, разжать..." В этот момент пауза дблжна быть достаточной для того, чтобы испытуемые могли сжать кулаки, напрячь все тело, а затем расслабиться. Следующей командой на этом этапе может быть такая: "Дыхание четкое, ритмичное... глубоко вдохнуть... и выдохнуть, еще раз вдохнуть... резко выдохнуть". На этом этапе необходимо обратить внимание не только на сам факт выполнения команд, но и на скорость выполнения, которая должна постепенно нарастать. Если ощущается некоторая вялость реагирования у загипнотизированного, то следует еще раз повторить весь цикл оптимизирующих упражнений, включая напряжение тела, сгибание и разгибание пальцев рук и т. д. В этот же период могут быть окончательно в императивном тоне сформулированы компоненты состояния активности, определяющие психическую готовность гипнотика к предстоящей деятельности. Если после выхода из состояния расслабления испытуемые все же несколько вялые, можно повторно использовать кратковременное (в течение 1-2 мин) погружение в сноподобное состояние и более интенсивный вывод с императивной суггестией чувства бодрости. При недостатке времени суггестия бодрости и всех необходимых компонентов психической готовности может быть продолжена в состоянии бодрствования. В гипнологии принято два основных положения тела (так называемых гипнотических станса), в которых необходимо находиться гипнотизеру при проведении сеансов гипносуггестии по классической вербальной методике. В первом гипнотическом стансе гипнотизер сидит на стуле возле гипнотизируемого, кисти его рук при этом свободно лежат на коленях. Во втором гипнотическом стансе гипнотизер стоит напротив гипнотизируемого, правая рука его подана вперед (кисть раскрыта), левая рука находится за спиной (кисть сжата в кулак). Положение тела гипнотизируемого во время сеанса гипносуггестии ничем не ограничивается. Главное, чтобы оно было удобным и обеспечивало скорейший переход испытуемого в состояние гипнотического сна. Можно порекомендовать четыре возможных варианта положения тела гипнотизируемого (с нарастающим релаксационным эффектом): стоя, сидя на стуле, полулежа в кресле и лежа на кушетке. Иногда с целью получения у испытуемого самопроизвольной каталепсии применяется следующий вспомогательный прием. В самом начале сеанса классической вербальной гипносуггестии испытуемому предлагают согнуть руки в суставах, прижав их к себе. Процедура гипноза в этом случае ничем не отличается от вышеописанной, только на этапах 3, 4 и 5 особый упор делается на ощущениях в руках. Гипнотизер говорит примерно следующее: "Расслабляются мышцы спины... ног... пальчики... кончики пальцев, делаются более живыми... Тело по-прежнему удобно... расслаблено... И только одни руки живут своей новой, неповторимой жизнью... они идут по неведомым тропам... в человеческую бесконечность... Вас как бы не существует... существуют лишь ваши руки". Вербальную гипнотизацию можно усилить с помощью специальных акустических эффектов. Для создания последних применяются следующие вспомогательные акустические средства: магнитофонные записи, пластики, специальные звукосинтезаторы, генераторы "белого шума" , метрономы, зуммеры, таймеры, часы и т. п. Воспроизводимая ими звуковая продукция имеет как сюжетную, так и бессюжетную основу. Методы с применением этих средств хорошо сочетаются с вербальной гипносуггестией и аутосуггестией, создавая определенный звуковой фон (шумовой или музыкальный). Дело в том, что полная тишина непривычна для человека и поэтому сама способствует возникновению ориентировочно-исследовательской реакции и ненужной активизации. А легкий несюжетный шум громкостью 15-20 дБ играет роль отвлекающего фактора и одновременно фактора, убаюкивающего своей монотонностью. Медленный, ритмичный, монотонный, сравнительно негромкий звук этих средств обладает выраженным тормозным действием. Кроме таких слабых, длительно действующих, однообразных, монотонных раздражителей, для вызова гипноза можно применять метод внезапных, резких, сильных, "шоковых" воздействий в виде сильного звукового (удар гонга, камертона или тамтама) или словесного (окрик "Спать!") раздражения. Иногда этот метод выгодно применять там, где обычные методики слабых раздражителей оказываются малоэффективны. В качестве наглядной иллюстрации сочетанного применения гипносуггестивных и акустических воздействий приведем описание методики "гипносна-отдыха под музыку". Он органически включает в себя элементы вербального гипноза и музыкального воздействия. Для проведения курса воздействия подбирается группа из 8-10 человек. Курс воздействия состоит из 8-10 сеансов длительностью по 55-60 минут, которые проводятся регулярно через день. Вот как выглядит такой сеанс. Испытуемые удобно располагаются в креслах или на кушетках (удобнее всего лежачее положение). Гипнотизер предлагает-им расслабить мускулатуру, закрыть глаза и на 4-5 минут целиком отдаться успокаивающей и нежной мело- дни. Звучат такие произведения как ноктюрны Шопена, "Утро" и первая соната Грига, "Осенняя песня" Чайковского, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта, "Грустный вальс" Сибелиуса и т. п. Затем гипнотизер приступает к групповой 'суггестии, убеждая, что звуки музыки рассеяли беспокойство -и волнения, принеся с собой успокоение. Теперь только спать. Спать... очень хочется спать. И "убаюканные" музыкой и голосом гипнотизера испытуемые действительно засыпают. Все 45 минут, пока они погружены в сон, звучит музыка, а гипнотизер обходит гипнотиков и каждому поочередно в течение 1-3 мин проводит индивидуальную суггестию, призванную решить конкретную задачу психорегуляции. Потом также суггестией гипнотизер пробуждает гипнотиков, минуты две звучит мажорная песенная мелодия, создавая бодрое настроение хорошо отдохнувшим людям. При использовании музыкальных подкреплений гипносуггестивного воздействия необходимо только учитывать три фактора: 1) характер мелодии (минор или мажор); 2) ее ритмический рисунок и 3) круг ассоциаций, ею пробуждаемый. Использование технических средств в гипносуггес-тивной работе весьма целесообразно. С целью экономии сил гипнотизер может записать на магнитофонную пленку или пластинку (наряду со звуковым фоном или без него) и сами формулы гипносуггестии. Возможна также гипнотизация на расстоянии с помощью средств связи: радио, телевидения и телефона. Гипнотизер может и сам производить звуковое оформление сеанса гипносуггестии с помощью хлопков в ладоши. Хлопки применяются в гипносуггестивной практике с двоякой целью. С одной стороны их используют для торможения нервной системы испытуемого в процессе его гипнотизации. С другой стороны их используют для возбуждения нервной системы испытуемого в процессе его дегипнотизации. В обоих случаях главную роль играет ритм и интенсивность посыла звуковых сигналов. Принцип действия хлопков заключается в воздействии их звука на слуховой аппарат испытуемого. Медленные, слабые, с большими паузами хлопки вос- принимаются испытуемым как "мерно стучащий метроном" и вводят его в гипнотическое состояние. Быстрые, сильные, без перерывов хлопки воспринимаются усыпленным как "раскаты грома" и выводят его из гипнотического состояния. 2. Фракционный (прерываемый) гипноз. Гипнотизацию можно производить и дробным способом, по методике фракционного гипноза, предложенной швейцарским ученым Оскаром Фогтом (1870-1959). Фракционный метод гипносуггестии заключается в том, что через каждые 2-5 мин после создания определенного гипнотического состояния гипнотизируемого выводят из него, спрашивают об ощущениях, устраняют помехи, а затем довольно быстро вновь погружают в гипнотическое состояние. Обычно при каждом последующем погружении удается добиться более глубокой его стадии. Таким образом иногда быстрее и полнее достигается более глубокое гипнотическое состояние вплоть до сомнамбулизма. Однако не следует стремиться обязательно формировать глубокое гипнотическое погружение. Опыт показывает, что уже стадии общей релаксации бывает вполне достаточно для решения основных задач психорегуляции. Но иногда требуется, чтобы испытуемый был более глубоко заторможен, особенно когда речь идет о специфической настройке на деятельность, где ему надо "преодолеть себя": побороть страх перед соперником, устранить чувство неприязни к товарищу и т. п. Близок к фракционному гипнозу и так называемый ступенчатый гипноз, предложенный Э. Кречмером. Фракционный гипноз проводится следующим образом. Гипнолог после одного из этапов суггестии говорит: "Сейчас я просчитаю до трех, и Вы строго по моей команде откроете глаза... расскажете о своих ощущениях, самочувствии, а затем вновь погрузитесь в сно-подобное состояние, почувствуете приятное расслабление... Раз... исчезает чувство тяжести и тепла в теле... Два- глубоко вдохнуть... резко выдохнуть... Три - открыть глаза!" Вывод из гипнотического состояния на промежуточном этапе должен быть более лаконичным, чем в финальной стадии суггестии. Первые гипнозы делаются очень короткими. Разговор в паузе бодрствования15 идет в приглушенной манере; устраняются помехи, связанные с положением тела, факторами окружения, иногда конкретизируется или изменяется формула суггестии состояния (например, испытуемый просит не считать, говорить громче, тише и т. п.). После этого гипнолог говорит в достаточно императивном тоне: "Глаза закрываются... тело тяжелеет, мышцы цепенеют... покой... глубже расслабление... тело тяжелеет... вдавливается в кровать..! Полное расслабление, покой... дремотное чувство усиливается, охватывает Вас... появляется сонливость, сонливость'больше... больше... все мысли уходят прочь... Вы вновь находитесь в приятном сноподобном состоянии... отдыхаете... слушаете мои слова, мой голос и отдыхаете... отдых хороший, спокойный отдых... полный покой и расслабление... Сно-подобное состояние вновь охватило Вас... Вы слушаете мои слова и отдыхаете, испытывая чувство полного покоя и расслабления". В зависимости от того, насколько успешно проходит погружение, можно в дальнейшем или наращивать глубину гипнотического состояния (эту зависит и от конкретных требований выполняемого задания)76, или переходить к решению поставленных задач путем целенаправленной суггестии. Следует помнить, что при каждом последующем погружении его глубина нарастает. Практика показывает, что больше 4-5 циклов "погружение-выход" делать нецелесообразно. Период гипносуггестивного воздействия не должен занимать больше 40 мин, (оптимальным является 30-минутный отрезок времени), так как процедура начинает надоедать испытуемому, он засыпает, становится трудно удерживать контакт' с ним. Устает и сам гипнолог, а значит, снижается его эмоциональный настрой, ухудшается мышление и слова становятся стереотипными и шаблонными. Удлинение сеансов оправдано лишь в двух случаях: 1) когда нужно снять излишнее возбуждение в вечернее время и оптимизировать процесс перехода от суггести-рованного сна к естественному; 2) когда надо продлить гипнотический сон с целью оптимизации процессов восстановления работоспособности. Проведение поэтапного гипноза полезно рекомендовать в тех случаях, когда у испытуемого, несмотря на разъяснения гипнолога и желание подвергнуться гипнотизации, сохраняется тем не менее настороженное, а может быть и немного боязливое отношение к гипнозу. Такому испытуемому полезно провести первые формулы успокоения и расслабления и через 2-3 минуты, выведя его из этого состояния, спросить о самочувствии и тут же добавить: "Вот видите, как я Вам и говорил, ничего, кроме ощущения приятного покоя и отдыха, гипнотическое состояние собой не представляет" и после этого опять начать погружение в гипноз. Такие паузы в гипнозе иногда полезно делать несколько раз в течение одного сеанса, пока у испытуемого не установится совершенно спокойное и положительное отношение к гипнотизации. Некоторые испытуемые, страстно желая подвергнуться гипнозу, одновременно с трудом удерживаются от иронического, насмешливого отношения к технике усыпления и при первых словах гипнолога начинают улыбаться, смеяться. Если, несмотря на это, гипнолог считает, что надо добиться гипнотического состояния для той пользы, которую оно может принести в данном случае, следует применить именно поэтапную гипнотизацию, которая, как правило, быстро устранит ложное представление "о факиризме" гипнолога, что и лежит в основе иронической установки испытуемого на гипноз.
|