КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности построения сказочных сюжетов. Их типы.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло (прекрасное и безобразное). Но добро в сказке всегда побеждает. Исследования особенностей сказочного жанра В.Я.Проппом, ("Морфология русской сказки" и др.) позволили выявить наиболее часто встречающиеся алгоритмы построения сказок, найти те структурные моменты сказки, в которых проявляется задача. При этом мы заметили ряд особенностей: 1. Во всех случаях конфликт или проблема проявляется при нарушении героем запрета, поставленного условия, невыполнении обещания, появлении нового героя с его потребностями и претензиями. 2. В волшебной сказке конфликт или безвыходная ситуация чаще всего решается с помощью волшебства (превращение, окаменение, перевоплощение, лишение каких-то способностей). Например, в русской народной сказке Царевна-лягушка" царевна перевоплощалась то в человека, то в лягушку, решая задачи, задаваемые царём. А в сказке "Сивка-Бурка" Иван допрыгнул до окошка царевны с помощью волшебного коня. 3. В бытовой сказке или в сказках о животных конфликт решается, благодаря смекалке и находчивости. "Умный мужик" делит гусей так, чтобы и пану хватило, и себя не обидеть. А хитрый ёж, чтобы не проиграть зайцу бег наперегонки, подставляет вместо себя ежиху. 4. Сама по себе задача или противоречие может быть изначально заложена в содержание сказок, чаще это бывает в бытовых сюжетах. В этих случаях задача представляется как сочетание противоположных требований, из которых легко формулируется противоречие. Например, в сказке "Девочка-умница" девочка разрешает противоречия, сформулированные царём. А в сказке "Вершки и корешки" мужик должен найти такое решение, чтобы в любом случае не остаться в накладе самому и удовлетворить требования медведя. 5. В иных ситуациях задача "растворена" в сюжете сказки, представлена как абстрактное проблемное поле. Такую задачу надо заметить и сформулировать. Она разрешима только волшебством.
Билет №7.(ТОЛЬКО СОБИРАТЕЛИ) Собрание песен П.В. Киреевского.(история создания, жанровый состав, публикация).
В 30—40-х гг. П. В. Киреевский и его друг поэт Н. М. Языков широко развернули и возглавили собирание русских народных эпических и лирических песен (былин, исторических песен, песен обрядовых и внеобрядовых, духовных стихов). Работа дала блестящие результаты: благодаря усилиям многих собирателей появилось грандиозное собрание произведений разных песенных жанров. Киреевский готовил материалы к печати, однако безвременная смерть не позволила ему полностью осуществить задуманное. При его жизни вышел единственный сборник: духовные стихи1. "Песни, собранные П.В. Киреевским" впервые были опубликованы только в 60—70-х гг. XIX в. (былины и исторические песни, так называемая "старая серия") и в XX в. (песни обрядовые и внеобрядовые, "новая серия")2. В последние десятилетия в серии "Памятники русского фольклора" вышли и другие тома,составленные из этого собрания. Полностью оно не опубликовано. Собирательная деятельность Даля, Сборник Даля «Пословицы русского народа»(состав, композиция, история публикации) В те же 30—40-е гг. протекала собирательская деятельность В.И. Даля. Он записывал произведения разных жанров русского фольклора, однако, как исследователь "живого великорусского языка" (так он назвал свой знаменитый толковый словарь). Даль сосредоточился на подготовке сборника малых жанров, наиболее близких разговорной речи: пословиц, поговорок, пустоговорок, присловий и проч. Из-за цензурных препон сборник Даля "Пословицы русского народа" вышел в свет с большим опозданием — в начале 60-х гг. (М.,1861—1862. Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете). Все тексты (а их свыше 30000) впервые были сгруппированы по тематическому принципу, что позволило объективно представить отношение народа к разнообразным явлениям жизни, превратило сборник пословиц в подлинную книгу народной мудрости. Собирание былин в 19-начале 20 вв. Сборники Рыбникова и Гильфердинга.(объем, состав, композиция, научный аппарат)
В середине XIX в. в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: в Олонецком крае была обнаружена активно бытующая живая былинная традиция. Ее первооткрывателем явился высланный в 1859 г. за политическую деятельность в Петрозаводск П. Н. Рыбников. Работая чиновником канцелярии губернатора, Рыбников стал пользоваться служебными разъездами для собирания былин. В течение нескольких лет он объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. Собиратель работал с выдающимися сказителями Т.Г. Рябининым, А.П. Сорокиным, В.П. Щеголенком и др., от которых впоследствии записывали и другие фольклористы.
В 1861-1867 гг. вышло в свет четырехтомное издание "Песни собранные П. Н. Рыбниковым", подготовленное к печати П. А. Бессоновым (1 и 2 тт.), самим Рыбниковым (3т.) и О. ф. Миллером (4т.). В него вошли 224 записи былин, исторических песен, баллад. Материал был расположен по сюжетному принципу. В 3-м томе (1864 г.) Рыбников напечатал "Заметку собирателя", в которой обрисовал состояние эпической традиции в Прионежъе, дал ряд характеристик исполнителям, поставил вопрос о творческом воспроизведении былин и о личном вкладе сказителя в эпическое наследие. При втором издании сборника (1909—1910 под редакцией А. Е. Грузинского) композиция была перестроена по сказителям.
По следам Рыбникова в апреле 1871 г. в Олонецкую губернию отправился ученый-славист А. Ф. Гильфердинг. За два месяца он прослушал 70 певцов и записал 318 былин (рукопись составила более 2000 страниц). Летом 1872 г. Гильфердинг снова поехал в Олонецкий край. В пути он тяжело заболел и скоропостижно скончался в Каргополе.
На второй год после смерти собирателя были опубликованы "Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. С двумя портретами онежских рапсодов и напевами былин" (СПб., 1873), Это издание вышло в одном томе. В дальнейшем собрание Гильфердинга переиздавалось в трех томах1. Гильфердинг впервые применил метод изучения репертуара отдельных сказителей. Былины он расположил по сказителям, с предпосланными биографическими справками. В качестве общей вступительной статьи была помещена последняя журнальная публикация Гильфердинга "Олонецкая губерния и ее народные рапсоды
|