КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Народные гадания. Подблюдные песни. Поэзия заговоров.Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех народов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, придававшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древности они были основаны на образном мышлении. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизированном обличье, существуют и в наши дни. Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремится проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное. Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). В гадания проникли и христианские образы. Например, на Введеньев день (21 ноября) девушки, ложась спать, загадывали сон. Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важный для них вопрос. Наиболее многочисленны были гадания девушек о предстоящем замужестве. В основе гаданий лежал прием истолкования "знаков": звуков; случайно услышанных слов; отражений в воде; очертаний вылитого в воду растопленного воска. Для получения этих "знаков" предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Существовал обычай прикреплять гадания к календарным дням: Масленице, Юрьеву дню, Пасхе, Троице. Наиболее развитыми в художественном отношении были святочные подблюдные гадания — коллективные гадания о будущем. В них первостепенную роль играла символика специальных подблюдных песен. «Подблюдные гадания». Собравшись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Сначала воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих. Основными поэтическими символами были универсальные образы хлеба, золота, дома, дороги, дерева. В песнях, предрекающих урожай и богатство. Богатство символизировали образы щуки, медведя, мыши. Несчастье или смерть предрекали карканье вороны, поминальный блин.. Замужество — кот с кошуркой, а также символы свадебных песен и обрядов, часто парные: береза с дубом, два голубочка; венчальное кольцо. Чаще всего песенные предсказания имели постоянный, традиционный смысл. Святочные гадания описаны в русской литературе ("Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Война и мир" Л. Н. Толстого). Заговор (или заклинание) (составная часть колдовтсва) — произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными предметами. Произнося лечебные заговоры, больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза. Самые древние заговоры были короткими, поясняющими магические действия. Колдовство и вообще могло не сопровождаться словом, а состоять только из одних действий. Ритуальность исполнения заговоров требовала определенного времени и места. Мифологи видели в заговорах древние мифы-молитвы, обращенные к языческим божествам. С мифами их сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам (природным стихиям, космическим объектам, мифическим существам). Заговоры испытали значительное влияние христианства. Важный признак заговора — вера в магическую силу слова. Нехитрыми заговорами от ушиба, пореза владел каждый человек. Однако еще А. Н. Афанасьев подчеркивал, что заговоры — это "предмет тайного ведения знахарей, колдунов, лекарек и ворожеек. Они непригодны для забавы и вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды; иначе наживешь беду». Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по родственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны должны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку). Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ослабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры заносили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытования Разрушить или ослабить силу заговора мог только другой заговор. В поздней традиции заговор не всегда требовалось произносить: достаточно было записать его на бумагу и носить в ладанке на груди. Заговоры были универсальны в бытовом применении: хозяйственные; лечебные; любовные (их называли присушки или отсушки); социально-бытовые (на царские очи, на суд идучи, от пули на войне). Направленность заговоров, как и всякого колдовства, могла быть не только доброй, но и злой, что выражалось в стремлении нанести кому-то урон, наслать порчу. Поэтому различали "белые" и "черные" заговоры. Персонажи заговоров очень многообразны. Это олицетворенные носители зла: тоска, сухота, бес Салчак, худое, гром гремучий... С другой стороны, многочисленные помощники, которые осуществляют просьбы или приказания: Божья Матерь, Святой Спаситель (Иисус Христос, Господь), красно солнышко, светлый месяц, утренняя зорюшка. В художественной системе заговоров существует богатство эпитетов. Большую роль в них играет прием сравнения. В то же время существуют заговоры и без этого приема, что говорит о многообразии их форм. Г. А. Барташевич называет заговоры-обращения, заговоры-просьбы, заговоры-формулы пожелания, заговоры-молитвы, заговоры-диалоги, заговоры-лечебные советыи т.д. Построение заговора представляет собой последовательное сочетание формул. Фольклорная формула — устойчивая словесная конструкция, ритмически упорядоченная и имеющая характер законченного суждения. Формула повторяется в разных произведениях жанра. В заговорах наиболее употребительны были начальные формулы (молитвенные вступления) и заключительные (закрепки). Разнообразные формулы использовались внутри текста: чудесного одевания, устрашения, отсылки в "иной мир", врачебного совета, угрозы, проклятия, пожелания... Особенно важна формула ссылания зла (в "белых") и нанесения зла (в "черных" заговорах) ( в этой формуле обычно представлены перечисления). Важные элементы заговорных формул — эпитеты, сравнения, символы. Предполагается, что формульная природа заговоров восходит к песенному магическому синкретизму, поэтому в них развита ритмика, а иногда возникали рифмы. Многие заговоры являли образцы высокого поэтического искусства. Любовные заговоры А. А. Блок назвал "поэмой тоски и страсти".
|