КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчестве. Жанры детского фольклора.
Дет.фольклор-…, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования, своих носителей. Общий, родовой признак дет.фольклора – соотнесение худ. текста с игрой. В 60-е XIX в. В журнале «Учитель» появились публикации произведений дет. фольклора и их анализ с точки зр. физиологии и психологии ребёнка. Автор – извест. педагог К.Д.Ушинский. Тогда же началось систем. собирание народн. произвед-ий для детей. 1ый сборник – П.Бессонова «Дет.песни» - был издан в 1868 г. (19 игр с песнями + 23 считалки). Затем вышли сборники дет. фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна – это фундамент последующ. теоретических работ. В 1921 г. в Рус. географ. обществе была учреждена комиссия по дет.фольклору, быту и языку. В 1920-х появились первые исследования дет.фольклора и сам термин (предложил Г.С.Виноградов). с 1960-х рус.дет. фольклор Сибири изучал М.Н. Мельников. В современ. науке о дет.фольклоре обозначались 2 проблем. аспекта: -фольклор и внутрен. мир развивающейся личности ребёнка -фольклор как регулятор соц. поведения ребёнка в дет. коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произвед. в естествен. контексте, т.е. в общении с детьми. Дет.фольклор: - произвед.-я самих детей, усвоенные традицией; - произвед.-я традиц. фольклора взрослых, перешедшие в дет.репертуар; - произвед.-я, созданные взрослыми спец. для детей. Г.С. Виноградов говорил, что «дет.фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики…», а «полноправный член в ряду др., давно признанных отделов фольклористики. Худ.форма дет.фольклора специфична: ·характерна своя образн. сис-ма ·тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра – элемент, психологически необходимый для детей. Дет. фольклор полуфункционален. В нём сочетаются разн. функции: ·утилитарно – практическая ·познавательная ·воспитательная ·мнемоническая («запоминательная») ·эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в дет. коллективе, естественно приобщает каждое нов. поколение к нац. традиции. Разн. способы и пути передачи традиц.дет. фольклора: сознательная передача взрослыми детям, стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей. Классификация произ.-ий дет.фольклора может производиться по его функциональн. роли, путям происхождения и бытования, худ. форме, способам исполнения. Дет.фольклор – часть народной педагогики, его ЖАНРЫ ИНТУИТИВНО ОСНОВАНЫ на учёте физич. и психич. особенностей разных возрастн. групп. Следует отметить единство сис-мы жанров дет. фольклора, своеобразие кот. определяется различием в мировосприятии ребёнка и взрослого. Выделяют в детском ф. фольклор: -материнский (взрослые исполн. детям), включ. произ.-ия, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 6 лет), произ-ия эти побуждают ребёнка к бодрствованию, вызывают интерес к словам. -собственно детский, отражает их собст. творч. активность в слове, организует игров. действия в дет.кол-ве; Границу между материнским и собственно дет.фольклором провести не всегда возможно, т.к. с 4-5 лет дети начинают подражать взрослым, повторяя игровые тексты. О жанрах. В материнский ф. входят колыбельные. Выражают нежность и любовь к ребенку, имеют вполне опред.цель – усыпить его. Этому способствует спокойный ритм и монотонный напев. Пение сопровождалось покачиванием люльки, и в песнях могли появиться звукоподражания. Корни колыбельных в древности. В.П. Аникин считает, что их общая эволюция - в утрате обрядовых фун-ий. Вероятно, рудиментом таких древ. представлений явл-ся небольшая группа песен, в кот. мать желает умереть ребёнку («Баю, баю да люли! Хоть теперь умри…»). Смысл пожелания – обмануть болезни: если он мёртв, то они его оставят. В колыбельных велика роль импровизации: пелись, пока ребёнок не заснёт. Вместе с тем большое значение имели традиционные, устойчивые тексты. В образ-м мир встречаются олицетворения: Сон, Дрема. И обращение к Иисусу Христу, Богородице и святым. Популярны песни с образами голубей («гуленьки») и особенно кота: должен укачать малыша, а взамен ему кувшин молока и кусок пирога. Спящий и довольный кот – своеобразная параллель к образу спящего ребёнка. Образ чудесной колыбели (колыбель золота): идеализировало обстановку крестьянского быта + впечатление от роскоши в богатых домах – нянями были крестьянки (Мартынова). Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребёнка к бодрствованию, обучали двигать ножками, ручками. Важн.роль в ритме, его хар-р – бодрый, весёлый. Пестушки связаны с поглаживанием ребёнка, с его первыми движениями. Поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого. Потешки – с элементами сюжета, игры («Идёт коза рогатая…»). Прибаутки – песенки и стишки, увлекающие содержанием (оно яркое, динамичное: все бегут заливать загоревшийся Кошкин дом!). Сюжеты просты (одномотивные/кумулятивные) – «маленькие сказочки в стихах» (Аникин). Выразительны образы животных: коза в синем сарафане. Содержат первые назидания: УПРЯМЫЙ козёл СЪЕДЕН волками. Но главн.роль прибаутки – познавательная. Среди прибауток особое место – небылицы-перевёртыши (есть и в развлекательном ф. взрослых). Их установка – создать комич. ситуации путём нарочитого смешения реальн.предметов и свойств. Если это вызывает смех у ребёнка – правильно понимает соотношение вещей и явл-ий. Жанры собственно дет.ф. делят на: -поэзию подвижных игр (связаны с сюжетно организованными моторными действиями). Жеребьевки определяют деление на команды, устанавливают порядок в игре. Ж.- лаконичны, иногда рифмованные, содержат обращение к маткам и вопрос, в кот.предлагают выбор. Создаются на основе импровизаций со сказками, песнями, загадками и т.д. Считалки применяются для распределения ролей в игре (решающие значение – ритм). Имеют короткий стих, обычный размер – хорей. Корни считалок уходят в древность: связь дет.считалок с верой в число. Искаженные формы слов рождались в языке взрослых вследствие древн.запрета считать, что должно было обеспечивать удачу на охоте, изобилие в урожае. Заумные считалки, смысл кот. не ясен ни детям, ни взрослым, сохр. главн. худ. признак жанра – отчётливый ритм. А складывались они так: взятие лексики представителей различ. соц. групп – картёжников, бродячих портных +вставка в слова не свойственных им суффиксов (другенчики) +искажение звук.строя слов. Так же известны считалки-числовики, сюжетные (заимствование,напр., из стихов Михалкова, Чуковского). Игровые приговорки и припевки включены в игровое дей-ие, содержание определено самой игрой. Напр., изображ. семейн. быта и трудовых занятий, что готовит ко взрослой жизни. В дет. играх сохр. отзвуки древн. языч. игрищ, следы почитания огня, солнца. -поэзию словесных игр (осн.роль у слова). Заклички и приговорки. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, с древн.заклинаниями. Заклички – песенки к природе. Выкрикиваются хором, нараспев. Приговорки произносились индивидуально, негромко (просьба к божьей коровке). Или к святым: Никола, Микола, наполни лукошко. Скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибка в слове- смех, развитие артикуляции. Молчанки. Голосянки («волосянки»)-вытягивание на одном дыхание гласного в конце стишка. - детская сатира Жанры – дразнилки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки. Короткие, преимущественно стихотворн.тексты. Сатир.жанры регулируют соц. поведение ребёнка, опред.-т его место в дет.кол-ве. Дразнилки высмеивают, то что воспринимается детьми как негативное, их объекты – жирное, лысое,рыжее, плакса, ябеда. Насмешки немотивированны, возникают от прозвищ, от повтора имени эдак и так. Уловки учат быт начеку, рассчитаны на обман собеседника, на «поставить его впросак».
|