Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


АЛКМЕОН 19




назв. «О природе». В центре внимания А.— человече­ское тело, понимаемое как микрокосм; в отличие от милетской школы, космогония и метеорология начисто отсутствуют у А., зато впервые появляются (отныне обязательные для всех трактатов «О природе») эмбрио­логия, физиология, теория ощущений и психология. А. последовательно проводит метод аналогий, прежде все­го — в учении о параллелизме микрокосмоса и макро­космоса. Бессмертной части космоса — Солнцу, Луне и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа (псюхе), находящаяся в вечном круговом движе­нии. Эта концепция оказала влияние на космологию Платона и Аристотеля (Аристотель тщательно изучал А. и написал спец. трактат «Против А.»). Моделью человеч. организма служит у А. не только космос, но и гос-во, в этиологии болезней применяется политич. терминология. Здоровье трактуется как «демократич. равноправие» («исономия») элементарных сил горяче­го — холодного, влажного — сухого, горького — слад­кого; «монархия» одной из них приводит к гибели дру­гой и вызывает болезнь. Для А. характерно сочетание поэтически окрашенных спекулятивных конструкций с эмпирич. установками. А.-эмпирику принадлежит гениальное открытие локализации интеллекта в голов­ном мозге, к к-рому он пришёл в результате анатомич. обнаружения глазных нервов. Открытие это было вос­принято Платоном в «Тимее», но отвергнуто Аристо­телем (помещавшим сознание в сердце).

• Φ ρ а г м е н т ы: DK I, 210—16; Timpanaro Cardi-ni M., Pitagorici, fasc. l, Firenze, 1958.

*WachtlerJ.,De Alcmaeone Crotoniata, Lpz., 1896; G u t h-r i e W. K. C., A history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971.

АЛЛЕГОРИЯ(греч. αλληγορία — иносказание), ус­ловная форма высказывания, при к-рой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его со­держание остаётся для него внешним, и оно однознач­но закреплено за ним культурной традицией. Поня­тие А. близко к понятию символа, граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в том, что символ более многозначен и органи­чен, в то время как смысл А. существует в виде некоей рассудочной формулы, к-рую можно «вложить» в об­раз и затем в акте дешифровки извлечь из образа. С этим же связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и мотиву, а об А.— применительно к цепи образов, объединённых в сюжет: напр., если путешествие — символ духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь палом­ника» («The pilgrim's progress», pt. 1—2, 1678—84; в рус. пер. «Путешествие пилигрима», 1878), к-рый идёт через «ярмарку Суеты», «холм Затруднения» в «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспор­ная А.

Роль А. в истории философии связана с многочисл. попытками, начиная с эпохи эллинизма, истолковы­вать древние почитаемые тексты как последователь­ность аллегорий (у стоиков — Гомера, у Филона Алек­сандрийского и нек-рых христ. богословов — Библию); в ср. века аллегорически истолковывается и мир при­роды как устроенный богом для человека в качестве нравоучит. наглядного пособия, материализованной басни с моралью.

• Formen und Funktionen der Allegorie. Symposion Wolfenbüt-tel 1978, Stuttg., 1979.

АЛОГИЗМ(от греч. ά — отрицат. частица и λογισμός — разум, рассудок), ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью. А. часто бывает скрыт формальной правильностью высказывания; способ обнаружения подобных А.— конкретно-диалектич. анализ отражён­ной в рассуждении действительности. С кон. 19 в. в нек-рых интуитивистских теориях философии, логи­ки, математики, эстетики А. выступает как основопола-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты