КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РЕФОРМАформы, несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьезным ошибкам... Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае» (там же, т. 20, с. 167). Ленин боролся как против реформистов, ревизионистов, к-рые «забывают» эту грань, так и против догматиков, сектантов, которые метафизически противопоставляют Р. революции и принижают роль борьбы за Р. Значение Р. в революц. процессе определяется сложным переплетением объективных и субъективных факторов, среди к-рых первое место занимает соотношение классовых сил как в междунар. масштабе, так и в рамках каждой страны. В зависимости от него возможны два осн. пути революц. преобразований: мирный и немирный. В свою очередь, в зависимости от того, по какому пути пойдёт революция, Р. играют существенно различную роль. В условиях немирного развития революции роль и значение Р. совершенно точно описываются формулой Ленина: «...реформы, как побочный продукт революционной классовой борьбы пролетариата» (там же, т. 15, с. 108). Практически это означает, что рабочий класс и его партия ориентируются на непосредств. осуществление радикальных политич. и социально-эко-номич. преобразований. Борьба за те или иные Р. прежде всего выступает как средство подготовки политич. революц. армии, создания, укрепления классовых орг-ций, воспитания пролет. сознания. Если революция побеждает, Р. осуществляются как её «побочный продукт», если же революция терпит поражение, то характер и значимость вырванных у господствующего класса уступок определяются размахом и глубиной революц. борьбы. В условиях мирного перехода к социализму формула о Р. как «побочном продукте» уже не отражает всех особенностей революц. процесса. «В новой исторической обстановке,— говорится в Программе КПСС,— рабочий класс многих стран еще до свержения капитализма может навязать буржуазии осуществление таких мер, которые, выходя за пределы обычных реформ, имеют жизненное значение как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за социализм, так и для большинства нации» (1976, с. 37). Мирный путь к социализму предполагает ряд переходных этапов, промежуточных мер, «комбинированных типов» (В. И. Ленин), экономич. и политич. организации, посредством к-рых будут ограничиваться власть монополий, укрепляться анти-монополистич. коалиция, происходить изменения в самой структуре общества. Борьба за такие глубокие Р. выступает как важное средство активизации масс, постепенного подрыва позиций господствующего класса, как особая форма революц. процесса. Такие, выходящие за пределы обычных, Р. рассматриваются как совокупность постепенных коренных преобразований, к-рые, хотя и не «вводят» социализм, но уже непосредственно затрагивают основы капиталистич. строя, открывают социалистич. перспективу. Принципиальное отличие такой позиции от реформистской заключается в том, что коммунисты не отрывают борьбу за Р. от борьбы за политич. власть и за коренные революц. преобразования при помощи этой власти. Смысл политики коммунистов в том и состоит, чтобы не ждать пассивно революц. ситуации, а постоянно бороться за демократич. цели, достижение к-рых ведёт к усилению социалистич. сил и создаёт почву для относительно мирного взятия власти рабочим классом. При таком развитии событий Р.— существ. элемент самого революц. процесса, практич. выражение сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм. С победой социализма противоположность Р. и революции снимается окончательно. Отсутствие классовых антагонизмов ведёт к тому, что сдвиги в обществ. отношениях как правило осуществляются путём более или менее постоянного изменения, развития, совершенствования существующих порядков. • Ленин В. И., Письмо «Северному союзу РСДРП», ПСС, т, 6; его же, Еще о думском министерстве, там же, т. 13; его же, Итоги выборов, там же, т. 22; его ж с, Возрастающее несоответствие, там же; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; е г о ж е, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же, т. 44; А г а е в С. Л., В. И. Ленин о соотношении Р. и революции, «Рабочий класс и совр. мир», 1974, № 1; Красин Ю. А., Революц. процесс и реформы, «ВФ», 1977, № 9; е г о ж е, О революц. преобразованиях переходного типа, «ВФ», 1981, №4; Шадрин Э. И., Р. и революция как социальные явления и категории обществ. развития, в кн.: Проблемы перехода к новому качеству в обществ. развитии, Межвузовский сборник научных трудов, в. 167, Ярославль, 1977; Карякин Ю. Φ., Π л и м а к В. Г., О формах революц. борьбы за социализм, в кн.: Ленин как поли-тич. мыслитель, М., 1981. А. Е. Бовин. РЕФОРМАЦИЯ(от лат. reformatio — преобразование, исправление), разнородное социально-политич. и идео-логич. движение 16—17 вв., охватившее большинство стран Зап. и Центр. Европы и направленное против ср.-век. католич. церкви как «...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 361). В узком смысле Р. — пересмотр осн. догматов католицизма, к-рый привёл к возникновению нового направления христианства — протестантизма. Р. явилась следствием вырождения католицизма как господствующего мировоззрения, признания его неспособности осуществить осн. замысел ср.-век. религ. культуры — организовать земную жизнь людей как подготовку к «царствию небесному». Необходимость широкой церковной реформы обсуждалась задолго до Р. Обожествление папы, индульгенции, злоупотребления духовенства, чрезмерное развитие обрядности в ущерб внутреннему содержанию, «благочестивые обманы» обнаруживали в глазах современников духовный крах рим. католич. церкви. Вселенские соборы 14—15 вв. (особенно Констанцский и Базельский) стремились к исправлению церкви «во главе и членах», но попытки её внутр. реформирования не удались. Начавшаяся в 16 в. протестанская Р. выступила с лозунгом не исправления католицизма, а борьбы с ним. Р. была подготовлена выступлениями Дж. Уиклифа и Я. Гуса. Идейное оформление она получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-бурж. направление Р., и Т. Мюнцера, вождя народной Р. Объявляя причиной Р. «порчу церкви», идеологи Р. видели её в искажении учения Христа и целью Р. считали возвращение к «истинному» христианству апостольских времён. Чтобы очистить веру от историч. наслоений, они призывали проверить священное предание Священным писанием, авторитет Библии противопоставить авторитету церкви и сохранить только те таинства, догматы и обряды, к-рые основаны на Библии. Совершив эту проверку, Р. признала два таинства из семи, отменила поклонение святым, обязат. посты и большинство церковных праздников. Важнейшая идея Р. — необходимость личной ответственности человека перед богом без посредства церковной иерархии. В обществ. сознании 16—17 вв. католич. церковь выступала как насильств. власть, пытающаяся организовать рслиг. жизнь человека по образцу формально-юридич. отношений и обещающая спасение «добрыми делами», т. е. в следовании предписанному способу поведения. По мнению идеологов Р., спасение достигается не «добрыми делами», а чистосердечным раскаянием и верой. В силу божеств. предопределения воли существуют непосредственное, персональное отношение каждого человека к богу, личная вина и личная ответственность. Церковь не способна приблизить человека к богу и не должна стремиться опосредо-вать и нивелировать их отношения. Переосмысление роли церкви в деле человеч. спасение связано с изменениями в понимании отношения природы и духа. Католич. догматика основана на признании того, что в нек-рых природных вещах божеств. дух воплощается в большей мере, чем в прочих (святые дары, мощи, чудотворные иконы и др.). Реформаторское сознание отменяет это разделение вещей на священные и несвященные; священное — не вещь, к-рую можно дать, продать (индульгенции), отнять, завоевать (крестовые походы). Это воззрение чётко проявилось в дискуссии о таинстве евхаристии (причастия). Согласно учению римско-католич. церкви, Христос субстанциально присутствует в святых дарах. Согласно Лютеру, присутствие Христа воспринимается лишь верою в него, а отсутствие веры отнимает у святых даров их благодатную силу. Отвергая рукоположение как таинство передачи особой (апостольской) благодати священнослужителям, теоретики Р. развивают учение о всеобщем священстве. Они утверждают, что божеств. благодать равно даётся всем в таинстве крещения. Нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Церковь — это община верующих, союз братьев во Христе, а не вселенская, почти космич. иерархия, мистически связывающая небо и землю. Поэтому церковная организация должна строиться на началах общинного самоуправления, а не иерархич. подчинения. Р. привела к религ. войнам за свободу совести, в результате к-рых в ряде европ. государств утвердились бурж. религ. и политич. свободы. Но эпоха Р. поняла свободу совести прежде всего как свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета церкви авторитетом гос-ва. Р. отвергла принципы католич. теократизма и централизма, государства были освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием гос. власти. Немецкая Р. нашла своё продолжение в Нидерландской (16 в.) и Английской (17 в.) революциях, в ходе к-рых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и мирского призвания христианина. Р. оказала серьёзное влияние на развитие со-циально-критич. мышления, филос. теорий самосознания, раннобурж. идеала «правового государства» и новых, предпринимательских, ориентации в хоз. практике, • Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Соч., т. 7; е г о же,К «Крест. войне», там же, т. 21; е г о же, Заметки о Германии, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, Μ., 1948, с. 343— 346; Б е ц о л ь д Ф., История Р. в Германии, пер. с нем., т. 1 — 2, С.ПБ, 1900; Источники по истории Р., в. 1—2, М., 1906—07; Ш т е ρ н Л., Идеологич. и политич. роль Р. в прошлом и настоящем, в сб.: Ежегодник герм истории 1968, М., 1969; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Münch., 1907; R i t s с h l O., Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd 1—4, Lpz., 1908—27; Dilthey W., Auffassung und Analyse des Menschen im 15. und 16. Jahrhundert, в его кн.: Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz., 1921; Troeltsch E., Protestantisches Christentum und Kirclie in der Neuzeit, n <:6,: Die Kultur der Gegenwart, Tl l, Abtheilung 4, H. l — 2, Lpz., 1922; Hanke L., Deutsche Geschichte in Zeitalter der Reformation, W., 1960; С h a d w i с k O., The Reformation, Grand Rapids (Michigan), 1965; Merle d' A u b i g n e J. H., Histoire de la Reformation en Europe au temps de Calvin, t. l—8, Osnabrück, 1968; С o u r v o i s i e r .T., De la reforme au prote-stantisme, P., 1977; см. также лит. к статьям Лютер, Кальвин. Т. Н. Панчеко. РЕФОРМИЗМврабочем движении, политич. течение, к-рое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистич. революции, выступает за сотрудничество классов и надеется с помощью серии реформ,проводимых в рамках бурж. законности, превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия» и социальной справедливости. Р. возник в последней четв. 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения и развития бурж. демократии ряд с.-д. деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять курс на реформирование, улучшение бурж. общества, на постепенное «врастание»
|