Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


РИКЁР 583




нии и переживании индивидом возможности небытия. Пределом в «прогрессивном» исследовании человеч. сознания, по Р., является понятие бога, полностью обусловливающего бытие человека. На основе этих прин­ципов строится феноменологич. герменевтика, к-рую Р. предлагает в качестве способа истолкования че­ловека, мира и культуры, т. е. метода историч. (гума­нитарных) наук. В то же время герменевтика Р.— по­пытка объединить на основе религ. идеализма различ­ные способы философствования в рамках феноменоло-гическо-экзистенциальной традиции и связать их с фе­номенологией духа Гегеля (в последние годы — и с фи­лософией языка).

* Gabriel Marcel et Karl Jaspers, P., 1947; Hlstoire et verite, P., 1955; De Interpretation. Essai sur Freud, P., 1965; Le conflit des interpretations. Essais d'hermeneutique, P., 1969; La meta-phore vive, P., 1975; The philosophy of Paul Ricoeur; anantho­logy of his work, ed. E. Reagori, D. Stewart, Boston, 1978. * Philibert M., Paul Ricoeur ou la liberte selon 1'esperan-ce, P., 1971; Sens et existence. En hommage ä Paul Ricoeur, P., 1975.

РИККЕРТ (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша,— 30.7.1936, Гейдельберг), нем. фи­лософ, один из основателей баденской школы неоканти­анства. Филос. позиция Р. претерпела сложную эволю­цию. Отвергая с позиций неокантианства «вещь в себе», Р. сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому вначале как всеобщее, безличное сознание. На этой ос­нове Р. решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного: данная в познании дей­ствительность имманентна сознанию, однако, согласно Р., существует объективная, независимая от субъекта трансцендентная реальность — предмет веры. Осталь­ную реальность Р. рассматривает как результат дея­тельности безличного сознания, конструирующего при­роду (естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознание направлено на общее, законы (к-рые по­нимаются Р. как априорные правила рассудка), а ис­тория занимается единичными, неповторимыми явле­ниями и событиями. Исходный методологич. дуализм Р. развёртывается в противопоставлении им генерали­зирующей (обобщающей) т. зр. естествознания, свобод­ной от ценностей, и индивидуализирующего понимания истории, относящегося к ценностям. Истолкование Р. истории как науки направлено против принципа исто­ризма, историч. закономерности и материалистич. по­нимания истории.

Философия, по Р., представляет собой науку о цен­ностях, к-рые образуют «... совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта» («О понятии философии», см. в журн.: «Логос», 1910, кн. 1, с. 33), мир трансцендентного смысла. Р. пыта­ется построить систему философии, содержание к-рой составляют анализ отношений бытия и сознания, вза­имоотношения между ценностями и мировоззрением, построенном на основе определ. отношения субъекта к ценности. Наряду с бытием Р. вычленяет 6 сфер (ло­гика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и со­ответствующие им типы ценностей (истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, лич­ная святость).

В работах последнего периода Р., критикуя онтоло­гию Н. Гартмана и Хайдеггера, обосновывал возмож­ность построения рационалистич. онтологии как учения о видах мирового целого, проявлял интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.

* System der Philosophie, Bd l,Tub., 1921; Die Logik des Prä­dikates und das Problem der Ontologie, Hdlb., 1930; Grundprob-leine der Philosophie, Tüb., 1934; в рус. пер.— Границы естеств.-науч. образования понятий, СПБ, 1903; Введение в трансцен­дентальную философию. Предмет познания, К., 19042; Филосо­фия истории, СПБ, 1908; Науки о природе и науки о культуре, СПБ, 1911; О системе ценностей,«Логос», 1914, т. 1, в. 1; Филосо­фия жизни, П., 1922.

• Яковенко Б., Учение Р. о сущности философии, «Воп­росы философии и психологии», 1913, кн. 119; Б а к p а д-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты