Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


САКРАЛИЗАЦИЯ 589




ную основу подлинно человеч. бытия, его обществ. (кол­лективистскую) сущность, к-рая противостоит свет­скому (индивидуалистич.) эгоистич. существованию. Нем. теолог Р. Отто определяет сакральное (святое) как единственное отличит. свойство божественного и усмат­ривает в нём определяющую черту религии, её подлин­ный корень.

На различных историч. этапах степень распростра­нения и характер С. неодинаковы. С. свойственна пер­вобытнообщинному, раннеродовому и рабовладельч. обществам. В эпоху феодализма начинается, а при ка­питализме получает своё дальнейшее развитие процесс десакрализации (секуляризации) различных сторон че­ловеч. существования. В условиях глубокого кризиса религии религ. организации и теологи, с одной сто­роны, пытаются «священное», «святое» максимально от­делить, противопоставить земному, а с другой — стре­мятся расширить своё влияние за счёт включения в сфе­ру сакрального явлений и представлений, характер­ных для совр. социальной действительности. При социализме секуляризация и становление общества мас­сового атеизма ведёт к постепенному вытеснению влия­ния религии из обществ. и личной жизни человека.

• см. к ст. Религия.

САМАДХИ(санскр., букв.— сложение вместе, соеди­нение), понятие инд. философии, означающее состоя­ние высшей собранности и гармонии, специфич. сосре­доточение (фиксацию) мысли на к.-л. объекте, к-рое достигается путём созерцания (см. Дхъяна). В практике йоги — последнее и высшее из восьми средств для очи­щения и просветления ума (читты), когда ум так глу­боко поглощён объектом созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом. С.-сосредоточение как средство не следует смешивать с йогой-С. как целью — достижением двух последних ступеней ума (читты) — сампраджнята-С. [отчётливое и полное осознание объекта мысли, когда читта очи­щается от присутствия раджаса (см. Гуны), движения, носителя отрицат. эмоций, и выступает как проявление саттвы, потенциального сознания, носителя положит. эмоций] и асампраджнята-С. (полное прекращение вся­кой умств. деятельности и возвращение в состояние по­коя).

В буддизме С.— последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из четырёх стадий, ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сос­редоточенность приводит к освобождению от чувств. желаний, отрешённости и наслаждению чистым мышле­нием; 2) устранение сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного размышления; 3) отрешение и от этой радости, совершенная невозму­тимость и освобождение от ощущения телесности; 4) избавление и от этого сознания невозмутимости и осво­бождения, полное безразличие, ведущее к совершенной мудрости — нирване.

• см. к статьям Йога, Буддизм, Медитация.

CАMHEP(Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патер­сон, шт. Нью-Джерси,— 12.4.1910, Инглвуд, шт. Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С. формировалась гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа: универсальность естеств. отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторон­ником стихийности в социальном развитии и противни­ком гос. регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни. Воззрения С. выра­жали интересы средних слоев амер. буржуазии. В ра­боте «Народные обычаи» («Folkvays», 1906), основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разра-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты