Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СПИРИТУАЛИЗМ




Страх, согласно С., является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм С. связан с осознанием им политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич. прав­ления. Вместе с тем в духе идей «естеств. религии» С. утверждает, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руковод­ствующегося только разумом, но необходима для боль­шинства людей, для «толпы», которая живёт лишь стра­стями.

Атеистич. и натуралистич. идеи С. нашли своё про­должение у Дидро и др. франц. материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. философию кон. 18 — нач. 19 вв., в особенности на Лессинга, Гёте, Гер-дера, а затем на раннего Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

• Opera, Bd 1—4, Hdlb., 1925; Oeuvres, t. 1—3, P., 1964—65; в рус. пер.— Избр. произв., т. 1—2, М., 1957.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 139—42, 144—46, 154; т. 20, с. 350; т. 29, с. 457; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1906; Кечекьян С. Ф., Этич. миросозерцание С., М., 1914; Беленький М. С., С., М., 1964; Соколов В. В., Философия С. и современ­ность, М., 1964; его же, С., М., 1973; Коников И. А., Материализм С., М., 1971; Freudenthal J., Ge ta­bard t С., Spinoza. Leben und Lehre, Tl 1—2, Hdlb., 1927; Wolfson H. A., The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning, v. 1—2, Camb., 19482; Feu­er L. S., Spinoza and the rise of liberalism, Boston, 1958; Spi­noza — dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632— 1932, hrsg. v. S. Hessing, Haag, 19622; Alain E. A., Spi­noza, P., 1965; Gramer W., Die absolute Reflexion, Bd l— Spinezas Philosophie des Absoluten, Fr./M., 1966; G u e-roult M., Spinoza, t. l—2, P.,1968—74; Spinoza on knowing, being and freedom. Proceedings of the Spinoza symposium, Assen, 1974. В. В. Соколов.

СПИРИТУАЛИЗМ(франц. spiritualisme, от лат. spiri-tualis — духовный, Spiritus — душа, дух), объективно-идеалистич. филос. воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё. Как филос. термин был введён в употребление Кузеном; в дальнейшем С. стали называть ряд школ и направлений преим. во франц. и итал. фило­софии 19—20 вв. (Ж. Равессон, Ж. Лашелье, Бутру, Розмини-Сербати, В. Джоберти, Ренувье, М. Ф. Шак-ка, Бергсон, Л. Лавель и др.). По существу своему спи­ритуалистическими являются все религ. верования в бытие бога и бессмертие души. В философии С. характе­ризует самые разнообразные учения древности и нового времени, утверждающие в противоположность матери­ализму субстанциальность духовного начала. Иногда в понятии С., в противоположность интеллектуалистич. формам идеализма, акцентируются иррациональные аспекты духа, рассматриваемого при этом как некая це­лостность, не сводимая к разуму, идее и к.-л. др. от­дельным своим проявлениям.

СПИРКИНАлександр Георгиевич (р. 24.12.1918, с. Чиганак, ныне Аркадакского р-на Саратовской обл.), сов. философ и психолог, чл.-корр. АН СССР (1974). Чл. КПСС с 1960. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1941). Ведёт преподават. работу с 1946. Зав. редакцией философии изд-ва «Сов. энциклопедия», зам. гл. редактора Филос. энциклопедии (1960—70). Старший науч. сотрудник (с 1962), зав. сектором об­щих проблем диалектич. материализма (с 1978) Ин-та философии АН СССР. Осн. труды по проблемам созна­ния и самосознания, мировоззрения, предмету, струк­туре и функциям философии.

H Мышление и язык, M., 19582; Происхождение сознания, М., 1960; Курс марксистской философии, М., 19662; Материалистич. диалектика — методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф. Глаголевым); Сознание и самосознание, М., 1972.

СПОНТАННОЕ(от лат. spontaneus — произвольный, добровольный), самопроизвольные явления, возникаю­щие без внеш. организующих воздействий. В философии С. связывалось с самодвижением природы (Спиноза), поз­нания (Лейбниц, Гегель). Диалектич. материализм связы­вает С. с саморазвитием, самодвижением, с разрешением внутр. противоречий явлений (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 317). В социологии анализируются многооб-

разные формы С. обществ. явлений (миграция, рыноч­ные отношения и др.), различные типы самоорганиза­ции и неорганизованных (непланируемых) изменений в социальных системах. По мере социального прогресса значение С. процессов уменьшается. См. также Созна­тельность и стихийность.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА,исторически конкретное единство производительных сил и производственных от­ношений. Понятие «С. п.» характеризует социальные ас­пекты деятельности обществ. человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Его следует отличать от технологич. С. п., выра­жающего технико-организационный аспект этой дея­тельности. Место и значение С. п. в обществ. жизни К. Маркс определял след. образом: «Способ производ­ства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Рас­крытие роли С. п. в обществ. жизни — одно из важней­ших завоеваний марксизма, заложившее основы исто-рич. материализма.

Разъясняя сущность материалистич. понимания ис­тории, Ф. Энгельс писал: «... люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (там же, т. 19, с. 350). Но в отличие от других живых существ. человек произво­дит всё необходимое для жизни, используя созданные им орудия труда. В результате наряду с биологич. от­ношением, общим у человека со всей живой природой, у него возникает специфич. вид материального взаимо­действия с природой — процесс труда. Уровень разви­тия орудий и средств труда определяет характер это­го отношения. Понятие «произ-во» и отражает тот факт, что трудовая деятельность человека носит производит. характер — в процессе труда создаются вещи, способ­ные удовлетворить ту или иную человеч. потребность. Но люди, производя необходимые для жизни матери­альные блага, вместе с тем производят и воспроизводят свои обществ. производств. отношения, в к-рые они вступают в процессе труда. Характер этих отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигну­тым уровнем и потребностями развития их материаль­ных производит. сил. Поэтому понятие «произ-во» здесь уже вырежет и то, что трудовая деятельность носит социальный характер, осуществляется в рамках мате­риальных обществ. отношений. «В общественном про­изводстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных про­изводительных сил» (Маркс К., там же, т. 13, с. 6).

Понятие «С. п.» характеризует исторически конкрет­ное, качественно определ. произ-во. С. п.— материаль­ная основа общественно-экономической формации, опре­деляющая её особенности, а изменения в С. п. определяют развитие общественно-экономич. формаций, переход от одной формации к другой. Первобытнообщинный строй, рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистич. общественно-экономич. формации являются осн. ступе­нями поступат. развития человеч. общества. В качестве особого С. п. Маркс упоминает ещё азиатский способ производства, но вопрос о его реальном существовании является дискуссионным.

Развитие С. п. подчиняется всеобщему социологич. закону соответствия производств. отношений характе­ру и уровню развития производит. сил. Согласно это­му закону, производств. отношения определяются производит.

силами и выступают как определ. социальные формы их развития. Производств. отношения придают производит. силам конкретное социальное качество, подчиняют их действию социальных законов, порож­дают определ. стимулы к производств. деятельности и к совершенствованию имеющихся производит. сил. Но, развиваясь, производит. силы перерастают рамки суще-

ствующих производств. отношений, и последние начина­ют тормозить дальнейшее развитие произ-ва. Нарастает противоречие между производит. силами и производств. отношениями, переходящее в конфликт. Он разре­шается в социальной революции, уничтожающей уста­ревшие и утверждающей новые производств. отношения, соответствующие развившимся производит. силам. Возникает новый С. п. и на этой основе происходит пе­реход от одной общественно-экономич. формации к дру­гой, более высокой и прогрессивной. Маркс подчёрки­вал: «Люди никогда не отказываются от того, что они приобрели, но это не значит. что они не откажутся от той общественной формы, в которой они приобрели определенные производительные силы. Наоборот. Для того чтобы не лишиться достигнутого результата, для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди вынуждены изменять все унаследованные обществен­ные формы в тот момент, когда способ их сношений (commerce) более уже не соответствует приобретенным производительным силам» (там же, т. 27, с. 403). В отли­чие от всех предшествующих формаций в условиях социализма общество сознательно и планомерно развивает не только производит. силы, но и обществ. отношения. Тем самым открывается возможность своевременно разрешать противоречия, возникающие в развитии С. п.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. разд. 1 — «Фейербах», Соч., т. 3; Маркс К., Письмо П. В. Анненкову от 28 дек. 1846 г., там же, т. 27; его же, Предисловие [«К критике политич. экономии»], там же, т. 13; его же, Капитал, т. 1, гл. 5, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. 3, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1. В. Ж. Келле.

СПОСОБНОСТИ,индивидуальные особенности лично­сти, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сво­дятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, на­выкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами нек-рой деятельности и являются внутр. психич. ре­гуляторами, обусловливающими возможность их при­обретения.

В истории философии С. в течение длит. периода трактовались как свойства души, особые силы, переда­ваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Этот взгляд на С. как врождённые был подвергнут кри­тике англ. философом Локком и франц. материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости С. индивида от внеш. условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксиз­ма, где проблема С. ставится на основе диалектич. под­хода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего. Врождёнными являются анатомо-физиологич. особен­ности, выступающие как предпосылки возможного раз­вития С., сами же С. формируются в процессах осуще­ствления разнообразной деятельности, в сложной систе­ме взаимодействий индивида с др. людьми.

Единой и общепринятой типологии С. в психологии не разработано. В качестве принципов её построения использовались: различия в осн. видах деятельности (инженерные, науч., художеств. С. и т. п.), различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности; операциональные опре­деления, основанные на применении разнообразных систем тестов.

Качеств. уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводит­ся по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность С., к-рая по­зволяет получить продукт деятельности, отличающий­ся новизной, высоким совершенством и обществ. значи­мостью. Гениальность — высшая ступень развития та-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты